В Кремниевой долине компания, просуществовавшая 10 лет, считается более чем успешной. Это свидетельствует о тенденции: долговечность в современном мире — явление все более редкое.
Исторически сложилось, что средняя продолжительность существования многонациональной корпорации составляет 40-50 лет. Со временем эти цифры становятся все меньше. Недавнее исследование, затронувшее тысячи европейских фирм, показало, что «продолжительность жизни» крупного предприятия сегодня — порядка 12.5 лет.
Кроме того, что компании существуют недолго, они рискуют закрыть деятельность в любой момент времени. Согласно докладу Boston Consulting Group, ежегодно десятая часть всех акционерных обществ прекращает деятельность. Для сравнения, это в четыре раза больше, чем в 1965 году.
Но есть и исключения из столь мрачной статистики. В мире осталось 967 предприятий, основанных до 1700 года. И они продолжают работать в полную силу.
Удивительно, но 517 (или 53%) из них находятся в Японии. На втором месте Германия — здесь располагается 19% старейших компаний в мире, большинство из которых — пивоваренные заводы. Ни одна другая страна не смогла превысить порог 5%.
На территории Японии находятся 8 из 10 старейших предприятий в мире. Все они занесены в Книгу Рекордов Гиннеса. Это отель Nisiyama Onsen Keiunkan (работающий непрерывно с 705 года), пивоварня Sudo Honke (1141), производитель религиозных товаров Tanaka Iga (885), кондитерская Ichimojiya Wasuke (1000), строительная компания Kongo Gumi (578) и др.
Что позволяет японским компаниям существовать так долго?
Япония — «старая» страна со «старой» экономикой. Большинство сохранившихся до сегодняшнего дня японских компаний были созданы вдоль торговых маршрутов из Токио в Киото.
Еще одна особенность — старейшие японские предприятия — семейный бизнес десятков поколений. Если случается так, что в семье нет сына, то глава семьи — генеральный директор собственной фирмы — усыновляет будущего наследника. Данная практика используется уже на протяжении многих веков.
Расцвет популярности усыновления приходится на 1603-1867 годы, когда семьи таким образом искали бесплатную рабочую силу для полевых работ. Первоначально быть усыновленным считалось унизительным. И только в 20 веке владельцы собственного бизнеса стали брать в семью будущих наследников.
Сегодня 98% усыновляемых в Японии — мужчины в возрасте (!) от 25 до 30 лет. Большинство из них — образованные, успешные молодые люди, имеющие опыт работы на руководящих должностях. Кстати, приемных детей в семье может быть несколько. Если отец не будет удовлетворен действиями одного, он запросто может лишить его наследства, и на это же место принять другого.
Многие японские компании остались на плаву, придерживаясь этой практики. Яркий пример — автопроизводитель Suzuki. Нынешний исполнительный директор, 81-летний Осаму Сузуки (Osamu Suzuki) — один из 4 приемных сыновей в семье. Когда пришло время, Осаму Сузуки выбрал в качестве наследника Хиротеку Оно (Hirotaka Ono) — своего зятя, несмотря на то, что у него был родной сын. Но в декабре 2007 Хиротеку умер от тяжелой болезни, вынудив Осаму возвратиться к работе.
В 2011 году Осаму Сузуки создал группу из 4 человек, один из которых — Тошихиро Судзуки (Toshihiro Suzuki), его родной сын, остальные — приемные. Сейчас они ведут дела совместно. Но в ближайшее время Осаму предстоит сделать выбор, и далеко не факт, что главой станет Тошихиро.
Традиции полезны бизнесу?
Викас Мехротра (Vikas Mehrotra), исследователь и экономист, утверждает, что именно практика усыновления (следовательно, и конкуренция между наследниками) позволяет добиться высокого уровня профессионализма управленцев.
Но не только практика усыновления позволила семейному бизнесу выживать на протяжении стольких лет. Скорее всего, это результат нескольких факторов.
Можно утверждать, что помощником в сохранении семейных предприятий стала изоляция Японии, в частности с 1641 по 1853 годы. В течение этого времени экономика страны процветала. Стабильность позволила японцам достичь показателя самой высокой продолжительности жизни на Земле, а также самого низкого уровня младенческой смертности.
Голландский бизнес-теоретик Арье де Геус (Arie De Geus) в своей книге «Живая компания» проанализировал 30 старейших в мире предприятий (в том числе и японских), и предположил, что секрет успеха состоит из 4 факторов:
- Компании-долгожители всегда оставались в гармонии с окружающей средой.
- Сотрудники старейших компаний — сплоченные и единые духом. Независимо от того, насколько диверсифицировано предприятие, коллектив считает себя единым целым.
- Такие компании избегают вмешательства в дела государства.
- Они консервативны в финансировании, скромны и не рискую своим капиталом.
В конечном счете, Арье де Геус вынес вердикт: «Компания перестает существовать, когда руководитель сосредотачивается на хозяйственной деятельности и забывает, что его организация — в первую очередь сообщество людей».
Вместо заключения
В Японии, казалось бы, перечисленные 4 фактора выполняются как нельзя лучше. Особенно это касается сохранения природы и поддержки отраслей культурного назначения. Большинство предприятий, основанных до 1700 года, ориентированы на традиции. Одобрение и поддержка населения просто не позволили им прекратить существование.
Независимо от средств, с помощью которых владельцам многовекового бизнеса удается поддерживать его на плаву, нам явно есть чему поучиться. Особенно в эпоху, когда средняя продолжительность существования фирмы — всего 12.5 лет.
Высоких вам конверсий!
По материалам: priceonomics.com