С развитием психологии, социологии и других наук, расцвет которых пришелся на XX века, различные исследования человеческой психики и тесты интеллекта стали охватывать все более широкие группы людей. Из узкоспециализированного тестирования проверка IQ превратилась в стандартную процедуру, которую можно встретить в школах или на собеседовании при приеме на работу, а упрощенный вариант этого теста легко найти в интернете.
Эффект Флинна (Flynn effect) — феномен, проявляющийся в стабильном и существенном повышении уровня коэффициента интеллекта населения разных стран с 1930 года и по сегодняшний день, во многом стал известен благодаря научному и технологическому прорыву.
История возникновения
IQ test, или тест проверки уровня интеллекта (intelligence quotient), с момента своего создания в начале прошлого века до сих пор проходит регулярные корректировки и редакции.
Изначально результат теста в 100 плюс минус 15 баллов принимался за средний показатель, так как примерно одна половина испытуемых показывала результат выше, а другая — ниже. Периодически ученые брали среднюю выборку, измеряли общий коэффициент и заново присваивали среднему результату 100 баллов, каким бы он ни был. А он каждый раз оказывался выше, чем в прошлый.
С 1970-х годов коэффициент интеллекта в разных странах повышался каждое десятилетие от 3 до 20 пунктов.
Еще в 1981 году в журнале Nature британский психолог Ричард Линн (Richard Lynn) опубликовал статью, где, основываясь на результатах IQ тестов, указывал на тенденцию к постепенному повышению уровня интеллекта среди японцев. Дальнейшие исследования показали, что аналогичные изменения происходят по всему миру, причем касается это не только мышления, но и семантической и эпизодической памяти.
С подачи авторов книги «Колоколообразная кривая: Интеллект и классовая структура американского общества» (The Bell Curve: Intelligence and Class Structure in American Life) за этим феноменом с 1994 года закрепилось название «Эффект Флинна».
Своим наименованием эффект обязан американскому профессору по политическим и психологическим исследованиям, Джеймсу Флинну (James Flynn). Ученый многие годы посвятил измерению уровня интеллектуального развития в разных странах мира (как развитых — Швейцарии, Норвегии, так и развивающихся, например, Индии и Кении).
Почему люди «умнеют»?
Причинами данного явления служат отнюдь не врожденные (слишком мало времени прошло, чтобы значительно улучшился генетический материал), а социальные факторы: улучшение уровня жизни, качество медицинского обслуживания, образования и т. д.
Семьи стали меньше, и родители получили возможность более полноценно заниматься воспитанием своих детей. В мире возрос спрос на интеллектуальный труд, что наложило сильный отпечаток на развитие умственных способностей. Изменилась и школьная программа — дети с ранних лет приучаются к разного рода тестовым заданиям, так что им проще дается выполнение IQ-теста. С недавних пор они имеют доступ к самым разнообразным обучающим материалам, включая картинки и видео (а многие задания основаны на анализе изображений).
Кроме того, на уровень интеллекта оказывает влияние питание. Рацион стал более богатым и полноценным, мозг получает больше необходимых витаминов и микроэлементов, что положительно сказывается на результатах тестирования. В то же время, приверженность многих людей, особенно детей и подростков, к фаст-фуду, оказывает негативное влияние, так что значимость этого фактора можно оспорить.
Снизилось количество заболеваний и их лечение достигается с меньшими потерями для организма.
Есть ли предел улучшений?
Очевидно, что в развитых странах вышеуказанные факторы уже достигли пика своего влияния, и они больше не играют существенной роли — в дело вступают недостатки современной жизни: ухудшающиеся пищевые привычки, меньший процент читающих людей, плохая экология и т. д.
В итоге, последние исследования отмечают замедление роста, а иногда и ухудшение в результатах IQ тестов.
Так, испытуемые из Дании, которые в период 1959—1979 годов радовали ростом показателей на 3 балла каждые 10 лет, за следующее десятилетие не смогли выдать больше, чем 2 балла роста, а с тех пор — и вовсе показали лишь 1,5-балльное улучшение.
Тестирование британских подростков продемонстрировало ухудшение результатов в среднем на 2 балла. Последняя корректировка IQ теста, применяемого в американской системе образования, производилась в 2003 году, и по его результатам к специальному обучению по причине умственной отсталости было рекомендовано вдвое больше детей, чем в прошлые годы, что явно свидетельствует о регрессе.
В развивающихся же странах, напротив, в связи с особенностями политико-экономической ситуации, положительные факторы, обусловленные изменением образа жизни, только сейчас проявляют себя в полном объеме, что отражается и в результатах тестов на интеллект.
Высоких вам конверсий!
По материалам princeton.eduimage source msankar