Вопреки расхожему мнению, счастье можно купить за деньги — все зависит от того, как вы это делаете. За последние десять лет многие социологи, изучающие связь между потреблением и и уровнем счастья, пришли к выводу, что хороший покупательский опыт — в отличие от непосредственного обладания вещью — вносит решающий вклад в степень удовлетворения от покупки.
Судите сами: вещи ломаются, теряются, а яркий опыт и позитивные воспоминания остаются с вами надолго, будь то удачное путешествие или приятный ужин в хорошем ресторане.
Хотя удобный диван, функциональная игровая приставка, модный аксессуар в одежде тоже приносят нам удовольствие, это лишь одна сторона медали — а точнее, другой вид удовлетворения.
Два вида «потребительского» счастья
Ученые Аарон Веидман (Aaron C. Weidman) и Элизабет Данн (Elizabeth W. Dunn) из Университета Британской Колумбии провели различие между «моментальным» счастьем и приятными воспоминаниями о позитивном опыте. Исследователи руководствовались дифференциацией Дэниела Канемана (Daniel Kahneman) между «счастьем в вашей жизни» (happiness in your life) и «счастьем относительно вашей жизни» (happiness about your life).
То есть, можно разделить удовольствия, на существующие в основном «здесь и сейчас» (например, теплая ванна после трудного дня) и радость от ностальгических воспоминаний о ярком опыте. Если у последних переживаний, как правило, более высокая интенсивность, то для «сиюминутных» удовольствий характерна большая частота. Ученые предположили, что вещи (приобретенные вами самостоятельно или полученные в подарок) сильнее провоцируют удовольствие «здесь и сейчас», так называемые сиюминутные всплески счастья. Положительный опыт, в свою очередь, приводит к позитивным воспоминаниям, но не несет сильных эмоций в сам момент переживания.
Эти тезисы были подтверждены следующим экспериментом. В рождественские каникулы 2014 года ученые обратились к студентам-магистрам с рядом вопросов о подарках, полученных накануне. Студентов разделили на две группы. В первую вошли получившие материальный подарок, во вторую — те, кому был подарен «опыт», то есть билеты на концерт, подарочный сертификат в ресторан, тур в другую страну и т. д.
В течение следующих двух недель 3-5 раз за день испытуемые получали текстовые сообщения с вопросами «Насколько подарок влияет на ваш уровень счастья прямо сейчас?» и «Вы пользуетесь подарком в данный момент?». После чего, примерно в середине февраля, студенты ответили на последние вопросы, касающиеся «долгосрочного» удовлетворения: «Когда вы думаете о подарке, насколько вы счастливы?» и «Насколько подарок способствует общему чувству счастья в жизни?».
Эксперимент показал, что больше удовлетворения и позитива людям принесли именно материальные подарки — но они почти не отразились на опыте. Просьба же вспомнить процесс использования показала, что подаренный «опыт» провоцирует много позитивных ассоциаций в дальнейшем и вызывает ностальгическое чувство счастья, в отличие от материальных вещей.
Вместо заключения
Словом, гипотеза подтвердилась: разные типы удовлетворения вызываются разными покупками. Но судить о преимуществах того или иного формата нельзя. Кроме того, очень важно, как часто вы вспоминаете о прошлом опыте или приятной покупке.
В конце концов, испытуемые получали сообщения до пяти раз за день. Как итог, можем сказать — глубокий позитивный опыт очень важен. Но хорошие вещи важны не менее.
Высоких вам конверсий!
По материалам: nymag.comimage source gmpolice1