Кристиан Хайнике на склоне к юго-западу от купола. Солнечная панель, снабжающая экипаж электричеством, находится по ее правую руку, резервные топливные элементы и солнечный водонагреватель — по левую
6 абсолютно не знакомых друг с другом членов экипажа находятся в небольшом пространстве и предположительно отправлены на расстояние около 150 000 000 миль.
Вот уже более 100 дней они проходят обучение в Аналоге Исследования и Симуляции Космоса HI-SEAS-Hawai, спонсируемые NASA — в 8 000 футов над уровнем моря, в куполе, размером с трехкомнатную квартиру, без коммуникации в реальном времени, чтобы помочь понять, как люди могут пережить путешествие на Марс и обратно. Испытание продолжится еще 8 месяцев.
Под одним куполом
Задача эксперимента заключается не в проверке физической выносливости: никакой опасности или дефицита еды нет, гравитация обычная, давление воздуха в норме и спасательные вертолеты в часе полета, если что-то случится. Основная цель состоит в проверке личной и коллективной психологической устойчивости. В обычной жизни члены экипажа могут относиться друг другу без раздражения, но в космосе совсем другое дело — вы окружены людьми абсолютно все время, изо дня в день.
Нахождение в изолированной среде, предположительно, должно было очень сильно утомить команду и физически, и ментально. Несмотря на небольшое пространство, они не чувствовали себя взаперти, но ощущение полного одиночества периодически наступало для каждого из них, особенно когда экипаж был рассредоточен по площади 1 400 квадратных футов (130 кв. м) — серверной, цеху, биолаборатории и комнате отдыха. Чувство одиночества, сродни страху, охватывало каждого.
Ожидания космонавтов от эксперимента заметно отличались от реальности, с которой они столкнулись. После первого «медового месяца» космические экипажи при подобных обстоятельствах — в группе незнакомых людей, вдали от дома и семьи, втянутые в рутину дел — могут стать вялыми и подавленными. В реальном или моделируемом космосе ежедневное распределение обязанностей, необходимых для выживания и безопасности — замена воздушных фильтров, заполнение регулярных отчетов, проведение экспериментов — может «сломать» человека, лишить его сил. В российской космонавтике это понятие известно как «астения» (asthenia), что означает «без сил».
6 людей — 6 специальностей
За 100 дней все члены экипажа хотя бы раз испытывали беспокойство, либо чувствовали себя надоевшими или пойманными в ловушку. Для того, чтобы пообщаться с кем-либо снаружи купола, они отправляют электронное письмо, голосовую запись или видео и ждут ответа около 40 минут — именно столько шел бы ответ с Земли на Марс.
На sMars каждый человек важен для миссии: доктор, биолог, физик, почвовед, инженер и архитектор рассчитывают друг на друга из дня в день. Кто-то выращивает зерновые культуры, кто-то ремонтирует дроны, кто-то извлекает воду из земли, кто-то следит за здоровьем всей команды. Когда любой член команды незаменим и в конкретной области может рассчитывать только сам на себя — возникает чрезвычайное напряжение, куда большее, чем простое разделение небольшого пространства с пятью незнакомыми людьми.
Два месяца на sMars: С 12 часов по часовой стрелке: Тристан Бэссингтвэйгт (Tristan Bassingthwaighte) — космический архитектор, Шеина Гиффорд (Sheyna Gifford) — медицинский руководитель и сотрудник службы безопасности / журналист команды, Анджей Стюарт (Andrzej Stewart) — главный инженер, Кристиан Хайнике (Christiane Heinicke) — старший научный сотрудник, Сиприан Версе (Cyprien Verseux) — астробиолог, Кармель Джонстон (Carmel Johnston) – командир
Работая рука об руку, они смогли перебороть мелкие конфликты, личные недовольства и, самое главное, астению, ведь постоянная работа над теми или иными задачами совсем не оставляет времени почувствовать себя одиноким и ослабленным. Окружающее их пространство объединяет в себе земное и инопланетное: купол, украшенный огнями, заполнен звуком системы гидропоники (hydroponics system), а уличный велосипед был переделан для генерации энергии.
Члены экипажа могут лишь догадываться, как эксперимент, протяженностью в 1 год, отразится на них. На данный момент они сосуществуют лучше многих команд в подобных условиях и даже некоторых реальных космических экипажей. Воспоминания о последнем живом разговоре с родными людьми дарят им силу для преодоления всех невзгод.
Высоких вам конверсий!
По материалам nautil.us