Несмотря на то, что развлечения и игры часто ассоциируются с чем-то несерьезным, тем не менее, это вполне себе рабочий инструмент, с помощью которого можно решить актуальные бизнес-задачи организации, связанные с лояльностью и маркетингом, привлечением новых клиентов и мотивацией сотрудников.
Один из способов удержания, да и привлечения, клиентов — создание механизма, который формировал бы вовлеченность пользователя. А вот здесь как раз игровые механики могут оказаться полезными.
Итак, в этой статье мы будем использовать уже знакомый вам термин «Геймификация», под которым будем подразумевать набор инструментов для решения текущих задач, использование игровых техник в неигровых процессах.
И хотя ваше внимание наверняка привлекла вторая часть заголовка, можем вас уверить — эта тема будет раскрыта в тексте, но немного позже :)
Мотивация
Допустим, вы решили разработать игровой процесс и внедрить его. Справедливый вопрос, который возникает практически сразу: будет ли игра являться достаточной мотивацией для клиента?
Первое, конечно, что приходит в голову, когда мы говорим о мотивации — финансовый интерес. Интернет-стартапы часто используют этот аргумент, когда предлагают скидку или денежный бонус за репост в социальные сети или что-то подобное. Простейшая механика, которая приносит результат. Тем не менее, исследования показывают, что и сама игра может восприниматься клиентом как вознаграждение. Именно поэтому игру можно использовать как инструмент для мотивации.
Однако, если вы планируете просто «добавить блеск» к существующему маркетингу, реализовав стандартные и привычные механики, то не всегда это принесет результат.
Вот почему многие работающие игровые бизнес-модели довольно дороги в силу стоимости разработки и не по карману начинающим предпринимателям. Но это не говорит о том, что простейшие бизнес-модели, где используются баллы, бейджи, рейтинги — не работают совсем.
Внутренняя и внешняя геймификация
Как вы понимаете, речь идет о направлении воздействия: внутрь компании — сотрудники, которых необходимо мотивировать, создавать командных дух, повышать эффективность их работы, и наружу, когда ваши усилия направлены на взаимодействие с клиентами как существующими, так и потенциальными.
Здесь мы будем касаться в основном вопросов внешней геймификации, когда ваши задачи подчиняются маркетинговым целям, прежде всего. Ведь вы заинтересованы в привлечении новых клиентов, а также в формировании прочных и долгосрочных отношений с ними, и как следствие — рост доходов. Не так ли?
Геймификацию стоит рассматривать в контексте существующих маркетинговых практик и работающих инструментов: именно в этом случае, она может принести максимальный результат.
Меняйте привычки с помощью геймификации
Как вы уже поняли, геймификация способна изменить существующие привычки, и сформировать новые. Это может касаться здоровья, образа жизни, борьбы с лишним весом и других областей.
Данное направление геймификации часто используют некоммерческие организации, однако можно встретить большое число примеров, которые идеально встраиваются в коммерческую деятельность компании. Например, производители спортивной одежды и обуви вовлекают в занятия спортом с помощью игровых механик. Спортсмены делятся своими успехами и достижениями с другими, размещают ссылку на свою активность в соцсетях и т.д.
Таким образом, клиент не только информирует других о том, что он ведет здоровый образ жизни, но и привлекает к этому процессу новых последователей. С помощью игровых механик формируется мотивация на улучшения образа жизни и здоровья.
Из чего состоит геймификация?
В структуре игрофикации можно выделить три ключевых составляющих: использование игровых элементов, игровых механик и неигровой (как правило, бизнес) контекст.
Важно отметить, что перед вами не стоит задача создать полноценную игру. Именно тот факт, что вы работаете не с игрой в целом, а только с ее элементами — дает вам большое пространство для активности.
Создание интересной игровой механики — не так просто, как кажется сначала. Да, можно награждать пользователей оценками или баллами, присваивать им рейтинги и прочее. Но, как долго это сможет заинтересовывать ваших клиентов? В первое время нововведение будет работать, но потом? Если вы планируете пойти по этому пути, то задайте простой вопрос: зачем клиенту все эти баллы? Будут ли они его стимулировать к нужным действиям?
Как мы уже говорили ранее, неигровые контексты могут быть направлены как наружу, так и внутрь организации. Но есть общее, что их объединяет. И это касается тех социальных задач, которые формируются организаторами процесса.
Игры в бизнесе — это серьезно
Если вы планируете внедрить у себя геймификацию, то вы получите прекрасную возможность активизировать процесс вовлеченности как внутренний (для сотрудников компании), так и внешний (для существующих и потенциальных клиентов).
Дело в том, что потребность в развлечении у человека, которого вы хотите вовлечь в процесс, неизменна. И здесь не имеет значения, где он находится: на рабочем месте или на странице вашего сайта. Главное, на что вам нужно обратить внимание — это создание механизма, который мотивировал бы его к конкретному действию, вне зависимости от его статуса. Что может быть следствием этого: клиенты захотят купить ваш продукт, вернуться на сайт и рассказать о нем своим друзьям. А сотрудники более эффективно будут использовать свое рабочее время и приносить больше пользы.
Достоинство геймификации еще и в том, что игра, как процесс, активизирует дофаминовую систему мозга. Дофамин вызывает чувство удовлетворения.
Аналогичные процессы возникают у человека, когда он занимается сексом, принимает вкусную пищу и, к сожалению, наркотики. Дофамин служит важной частью «системы вознаграждения» или внутреннего подкрепления организма, когда он получает «дозу» положительных эмоций после успешного выполнения определенной задачи.
И хотя игра — это «наркотик», который может сделать лишь на время счастливым, путь к успешной геймификации — реализовать процесс, который будет вызывать вовлеченность, основанную не только на краткосрочном удовольствии.
Желаем успеха!