Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Как наш мозг распознает лица людей?

Как наш мозг распознает лица людей?

Как наш мозг распознает лица людей

На протяжении миллионов лет лицевое восприятие играет одну из важнейших ролей в процессе социальной коммуникации, сообщая человеку такие факты, как возраст и пол собеседника, его настрой и характер эмоционального отклика на то или иное высказывание, дружелюбие или агрессивность.

Ученые предполагают, что обработка лицевой экспрессии — это сложный и многоуровневый процесс, изучение которого способно улучшить понимание того, как функционирует наш мозг.

Три этапа распознавания лиц

Человек способен идентифицировать объекты окружающего мира в течение нескольких миллисекунд. Такая высокая скорость распознавания предметов возможна потому, что наш мозг постоянно создает некие предположения в отношении того, что находится в поле зрения, и сравнивает эти прогнозы с поступающей извне информацией. Детали этого процесса пока неизвестны, но последние исследования дают нам лучшее понимание того, что происходит в мозгу человека, когда он видит лица.

Существует три основных этапа в процессе распознавания человеческих лиц:

1. Определение физических характеристик лица, на которое мы смотрим.
2. Определение личности человека, в ходе которого мы понимаем, знаком ли нам тот или иной человек.
3. Мы распознаем человека, но все еще не знаем, известно ли нам его имя.

Исследователи обнаружили, что на каждом этапе активируются определенные участки мозга. Если один из этих участков поврежден в следствие травмы или болезни, человек уже не будет в состоянии узнавать даже близких ему людей.

Узнавание лиц, как отмечают психологи, — это процесс, больше связанный с когнитивной стороной восприятия. Дело в том, что, по сути, узнавание лиц (как и предметов окружающей действительности), происходит следующим образом: мозг постоянно сравнивает то, что видит, с тем, что хранится в его долговременной памяти.

К примеру, когда мы будем смотреть на такой объект, как стул, мы признаем его таковым за счет сравнения того, что мы видим, и тех характеристик, которые присущи ментальному образу стула. Хотя не все стулья одинаковы и некоторые копии этого объекта могут отличаться от ментального прототипа, у каждого стула есть набор присущих только ему ключевых характеристик, которые и помогают нам распознавать его (сидение, опора). Затем образ объекта классифицируется и сохраняется в памяти под определенной категорией.

Классификация объекта — это этап, на котором, как правило, процесс распознавания подходит к концу, но в случае распознавания лиц — это только начало. Если стул достаточно признать стулом, то человеческое лицо недостаточно просто признать человеческим лицом. Практически сразу же мы определяем пол и возраст человека, его расу и даже то, нравится он нам или нет. Кроме того, мы тут же определяем, знакомо ли нам это лицо. Если человек нам знаком, мы тут же начинаем извлекать наружу ворох воспоминаний, связанный с этим человеком: как зовут этого человека, где его впервые встретили и т.д.

quote
Человеческое лицо недостаточно просто признать лицом — нам важен его возраст, пол, раса, а также знакомо ли оно нам
 

Латеральная височно-затылочная (веретенообразная) извилина

Ученые обнаружили, что мозговой тканью, которая активизируется, когда люди видят чье-то лицо, является веретенообразная извилина (Fusiform gyrus). При сканировании мозга этот участок становился более активным, когда люди видели лица.

Результаты исследований нескольких десятков пациентов, имеющих повреждения этой области мозга и утративших возможность узнавать знакомые им лица, указывают на очевидную связь между веретенообразной извилиной и ее ролью в процессе распознавания лиц. Ученые считают, что веретеновидная извилина помогает нам распознавать лица как конкретную категорию или даже отличать лица друг от друга.

Согласно последним исследованиям, у людей, страдающих от аутизма, эта извилина не проявляет ярко выраженной активности при виде лиц, а все потому, что эти люди не обращают внимания на лица. Есть предположения, что проявление этого недуга можно преодолеть с помощью практических занятий.

Исследования лиц Муни

Лица Муни — это черно-белые фотографии, названные в честь их изобретателя Крейга Муни (Craig Mooney). Исследования, в которых участникам предлагалось идентифицировать эти изображения как изображения лиц, показали, что процесс распознавания лиц происходил гораздо тяжелее и медленнее: во-первых, потому что лица расположены горизонтально, а во-вторых, свет падает не сверху, а снизу.

Согласно теории «Предиктивного кодирования», когда увиденное не совпадает с прогнозом, предположением, нервные сигналы направляются в более высшие области мозга, чья активность должна увеличиться. Однако, на этот счет существуют и другие, конкурирующие теории, которые утверждают прямо противоположное.

Визуальная парейдолия

Парейдолия (pareidolia) — это иллюзия или неправильное восприятие, при котором неясные стимулы воспринимаются как нечто конкретное. Визуальная парейдолия — это наглядный вид парейдолии, с которым сталкивался каждый из нас (например, глядя на облака, мы можем видеть какие-то лица или животных).

Парейдолия — это неотъемлемая часть человеческой природы и повседневной жизни, и это не рассматривается как расстройство. Считается, что она является продуктом человеческой эволюции, поскольку распознавание человеческого лица было одним из самых важных навыков для выживания и развития человечества. Именно поэтому для нас свойственно видеть человеческие лица в других объектах. Есть хорошо известные примеры религиозных парейдолий, где приверженцы христианской культуры «распознают» лица Иисуса, Девы Марии или иных святых в древесине, пятнах на стене и т. д. Распознавание призраков или НЛО на фотографиях также можно отнести к этому феномену.

Ученые считают, что парейдолия является результатом того, как наш мозг обрабатывает информацию. Мозг постоянно анализирует всевозможные линии, формы и цвет, связывая их с уже приобретенными знаниями. И иногда мы ассоциируем нечто неоднозначное с чем-то давно знакомым.

Высоких вам конверсий!

По материалам: brainblogger.comimage source Dundee City Archives 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний