Современная ситуация в сфере деловых отношений складывается настолько парадоксальным образом, что большая часть менеджеров не занимается своими прямыми обязанностями, а именно — управлением. В понятие управления прежде всего входит организация и контроль деятельности исполнителей.
О причинах и способах решения этой проблемы рассказывает известный эксперт по менеджменту Брюс Тулган в книге «Быть начальником — это нормально», выпущенной издательством «Манн, Иванов и Фербер».
Миф первый: сотрудник сам все и всегда знает
Первое и главное заблуждение, царящее на всех уровнях деловой среды — политика «невмешательства». Классическое его проявление — когда сотрудник говорит непосредственному руководителю: «Не нужно следить за любым моим шагом, я сам знаю что и как мне делать», а руководитель, опасаясь конфликтов, идет на поводу и ослабляет контроль.
Эта ошибка всегда приводит к тому, что маленькие проблемы становятся крупными неприятностями, на решение которых тратится гораздо больше времени и ресурсов, чем если начальник заранее объявляет задачи и сроки — и тщательно следит за их исполнением.
Миф второй: все сотрудники одинаковы
Юристы любой компании всегда опасаются возможных судебных разбирательств. Поэтому политкорректность сегодня ставится во главу угла. Еще одна причина явления: популярные психологические методики, которые учат относиться к себе хорошо вне зависимости от того, занимаешься ли ты своим развитием или просто решил себе нравиться таким, какой есть. И это по крайней мере странно.
Одинаковых сотрудников не бывает. У одних — высокая продуктивность, у других — весьма посредственные показатели. Поэтому только результаты работы имеют значение для выстраивания тех или иных деловых отношений. Остальное — фальшивая «справедливость».
Миф третий: быть добрым боссом
Быть «добрым» означает желание некоторых боссов иметь среди подчиненных положительный имидж. Они стесняются отдавать распоряжения и принимать жесткие решения. Вообще, сама возможность власти над людьми кажется им чем-то неестественным. Мол, все в нашей команде равны — и это замечательно!
Но вот в чем казус: когда этот босс отправляется, например, в ресторан и там говорит официанту что ему принести — он почему-то забывает, что не любит командовать. Потому что у официанта такая работа — и он получает за нее зарплату. То же самое с сотрудниками и начальниками: здесь сугубо деловые отношения и, как говорится, ничего личного. Поэтому свое официальное право на власть необходимо признать и разумно его использовать.
Миф четвертый: жесткость и конфронтация
Ошибочно считается, что чем жестче начальник, тем больше бывает противостояний. Реальная ситуация прямо противоположна. У сильного менеджера конфликты происходят реже и менее болезненно. Слабый менеджер смягчает сложные ситуации, пока они не вырастают в серьезную конфронтацию. Такой начальник неохотно идет на конфликт еще и потому, что не имеет опыта «тяжелых разговоров» и не может подобрать правильные слова, чтобы понятно озвучить свои требования.
Навыки разрешения конфликтных ситуаций нужно развивать в себе так же, как в результате физических тренировок укрепляется мускулатура. Этот путь не быстрый и не легкий, но совершенно необходимый, если вы хотите стать сильным менеджером.
Миф пятый: о прирожденном лидерстве
Прирожденные лидерские качества, безусловно, не миф. Но яркая харизма, отличное от других видение мира, умение мотивировать и вдохновлять не обязательно сделает из вас хорошего менеджера.
Автор книги «Быть начальником — это нормально» помог стать грамотными менеджерами десяткам тысячам человек. Он доказал, что такими способностями может овладеть каждый руководитель. Как? Изучать проверенные методики и применять знания на практике, пока полученные навыки не превратятся в профессиональные привычки.
Высоких вам конверсий!