Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Первое впечатление, или как бессознательные предубеждения влияют на наше мнение о людях?

Первое впечатление, или как бессознательные предубеждения влияют на наше мнение о людях?

Подсознательное предубеждение

Есть мнение, что успех дальнейшего взаимодействия с человеком определяется в первые две секунды, как только вы познакомились с ним. Первое впечатление может сделать вашу карьеру, а может и разрушить ее. Вы, наверное, замечали, что иногда диалог не клеится, потому что вы чувствуете себя некомфортно с самого начала. Согласитесь, это раздражает, так как находится вне вашего контроля. Но что еще неприятнее — стоит кому-то составить первое впечатление о вас, вряд ли вы сумеете изменить его.

Но от чего зависит, что мы думаем о ком-то или кто-то думает о нас в те первые несколько мгновений? Попробуем разобраться.

Быстрое познание в повседневной жизни

Вопреки тому, что вам могут рассказать на мастер-классах или семинарах по бизнесу о процессе принятия решений, не все решения принимаются людьми рационально. Человеческий мозг склонен к быстрому анализу — так, мы находим что-то привлекательным или заслуживающим доверия в считанные секунды.

Вы можете думать, что просто следуете интуиции, но на самом деле то, что происходит в те самые первые секунды — не только эмоции. Такой тип бессознательного мышления называется быстрым познанием. Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) описывает его как нечто, что «движется немного быстрее и действует чуть более загадочно, чем преднамеренный характер принятия решений, к которому мы привыкли».

Сродни инстинктивным реакциям — встретить опасность лицом к лицу или убежать, когда мы находимся в состоянии стресса, быстрое познание — способ копнуть глубже и понять то, что является действительно важным с первой секунды беглого знакомства.

Быстрое познание играет важную роль в нашей повседневной жизни.

Представьте себе баскетболистов на поле или военных генералов, принимающих ответственные решения. И те, и другие обладают способностью быстро анализировать огромное количество доступной информации и выбирать, что является наиболее важным, не тратя драгоценное время на долгие рациональные размышления. И они делают это бессознательно.

Психологи называют это «thin-slicing» (от англ. «разделение на тонкие слои»). Исследования показывают: то, что мы осознаем за несколько секунд, может анализироваться месяцы и годы рациональной частью нашего мозга.

«Thin-slicing — это не диковинный подарок, а наша характерная особенность. Мы пользуемся этим способом мышления всякий раз, когда встречаемся с новым человеком, если нам нужно что-то быстро осмыслить или когда мы сталкиваемся с новой ситуацией. Мы используем эту способность, потому что должны и потому что привыкли полагаться на нее, так как есть много ситуаций, в которых особое внимание к деталям даже за одну-две секунды способно рассказать нам ужасно много», — пишет Малкольм Гладуэлл в своей книге «Озарение».

Что влияет на первое впечатление?

Так как же проявляется наша подсознательная способность к thin slice, когда мы впервые встречаем нового человека и как она влияет на наше впечатление о нем?

Абсолютно точно сказать сложно. Но ученые выяснили, что бессознательное мышление достаточно мощное, чтобы довольно безошибочно сформировать первый образ о ком-либо.

В 90-е годы психолог Налини Амбади (Nalini Ambady) и ее коллега Роберт Розенталь (Robert Rosenthal) провели серию экспериментов, сравнивая рейтинги профессоров, составленные студентами колледжа в конце семестра, с рейтингами тех же профессоров, которые составила другая группа студентов только на основе трех десятисекундных видеороликов без звука, показанных до фактических занятий.

Исследователи обнаружили, что мнения студентов из первой и второй групп о каждом из профессоров в целом совпадали. Но что еще более важно: первое впечатление, возникающее после просмотра десятисекундного видео без звука, значило столько же, сколько взаимодействие в течение целого семестра.

Но если мы действительно бессознательно и иррационально оцениваем людей, то что же заставляет нас изначально любить или не любить их?

Лауреат Нобелевской премии, автор и психолог Даниэль Канеман (Daniel Kahneman) считает, что ответ основывается на эвристиках — «ментальных ярлыках», которые помогают нам принимать решения. Одним из наиболее мощных ментальных ярлыков Канеман называет «то, что ты видишь — это все, что есть». Иными словами, мозг делает выводы на основании известных данных и в значительной степени игнорирует факты, которые бы затруднили процесс принятия решения.

Проблема заключается в следующем: когда мы встречаем кого-то впервые и мало знаем о нем, наш разум ищет факты, подтверждающие наши убеждения, и игнорирует сложные детали.

Мы превращаем людей в модификацию из немногочисленных фактов, известных нам о них. Именно поэтому вопрос: «Чем вы занимаетесь?» — худшее, что вы можете спросить, когда вы впервые встретили кого-то.

Бессознательные предубеждения, жертвой которых становится новый человек в момент знакомства, могут влиять на ваше отношение к нему в дальнейшем. Даже получая больше информации, в большинстве случаев вы будете укреплять ваше первоначальное предвзятое суждение.

Мы верим в то, что увидели первым, потому что это проще всего — даже если в итоге окажется ложным.

quote
Даже новая информация о человеке редко может изменить ваше первоначальное предвзятое суждение о нем
 

Значение внешности

У всех нас есть бессознательные предубеждения, которые влияют на то, что мы думаем о новых знакомых, но что еще более странно — наш внешний вид позволяет немедленно определить, что люди думают о нас.

Недавнее исследование, проведенное в Йорском университете, показало, что мы связываем определенные черты лица с личными качествами.

В ходе исследования были смоделированы мультяшные лица, вызывавшие предсказуемое первое впечатление у новых участников эксперимента.

Эмоции

Первый ряд — отзывчивость, второй ряд — молодость и привлекательность; третий ряд — доминирование

На первый взгляд может показаться, что обойти бессознательные предубеждения без помощи пластической хирургии невозможно, однако есть несколько способов, которые помогут решить эту задачу.

Подготовка — ключевой фактор при знакомстве, и определенные действия помогут увеличить ваши шансы произвести хорошее первое впечатление.

1. Выберетесь из своей раковины

Исследования показали, что эмоциональные люди с активной мимикой, как правило, нравятся больше тех, которых сложно «читать». Психологи используют для этого явления термин «гало-выразительность» (Expressivity Halo). Это объясняет, «почему вы ненавидели того парня, пока не узнали его получше».

Когда мы чувствуем эмоциональную закрытость человека, мы автоматически считаем его эгоистом, хотя на самом деле он мог закрыться, так как чувствовал себя беззащитным, или он просто застенчив.

2. Найдите что-то общее

Согласно теории о том, что подобное притягивает подобное, нам скорее нравятся люди, с которыми у нас есть нечто общее.

Когда вы собираетесь на важную встречу с каким-либо человеком, постарайтесь узнать о его увлечениях, какие книги и фильмы он предпочитает. Связь на таком уровне — хороший способ создать хорошее первое впечатление.

Этот прием может также помочь сгладить острые углы. Когда мы узнаем, что у нас есть нечто общее с другим человеком, мы реагируем эмоционально, а не рассуждаем логически. Наш разум может понимать, что с рациональной точки зрения нам не нравится этот человек, но почему-то он нам приятен, что может привести к изменению первоначального впечатления.

3. Учитесь слушать

Как это ни удивительно, способность быть хорошим слушателем может также помочь вам произвести хорошее первое впечатление в момент знакомства.

Демонстрируя человеку, что вам интересно то, о чем он говорит, вы формируете позитивный образ о себе в его сознании. Умение слушать работает даже эффективнее, чем поиск общих хобби и предпочтений.

Цитата из книги Чака Паланика «Бойцовский клуб» подтверждает эту мысль:

«Вот за что я любил группы поддержки: если люди думают, что ты скоро умрешь, они начинают относиться к тебе очень внимательно… они начинают действительно слушать тебя, а не просто ждать своей очереди заговорить».

Вам не нужно заставлять кого-то умирать, чтобы стать хорошим слушателем.

Выводы

Вероятно, вы сами привыкли бессознательно оценивать людей, но это не значит, что стоит отказаться от способов, которые помогут вам создать хорошее первое впечатление о себе в глазах собеседника. Понимание, как работают скрытые механизмы мозга, может обеспечить здоровое начало любых отношений.

А что будет дальше, зависит только от вас.

Высоких вам конверсий!

По материалам: medium.com

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний