Стартаперы часто ищут стороннее финансирование своих задумок. Однако любой как начинающий, так и опытный бизнес-ангел спрашивает себя: «Сколько нужно вложить, чтобы получить прибыль, чем я рискую?»
Для исчерпывающего ответа нужна детальная аналитика инвестпроекта, провести которую можно самостоятельно при наличии специальных знаний. Но лучший вариант — заказать анализ стартапа у признанных экспертов отрасли. Перечислим основные моменты в этой статье.
Бизнес-ангелы: кто они?
Общие принципы анализа
Ключевые цифры
Рыночная цена, капитализация
Сколько стоит идея?
Нужны ли ценные бумаги?
Методы анализа
Восстановительный метод
Методы венчурного капитала
Метод доходности клиента
Статистика: быть или не быть?
Настоящее и будущее
Бизнес-ангелы: кто они?
Прежде всего, обозначим понятия. Бизнес-ангелами (angel investors, business angels) называются опытные предприниматели, эффективные управленцы, имеющие запас инвестиционного капитала и готовые финансировать прибыльные венчуры, оказывая им экспертную поддержку.
«Инвестиционные покровители» выделяют два вида ценности проектов:
- Промежуточная — накануне следующего этапа инвестирования.
- Конечная — перед выходом предыдущего инвестора / входом следующего.
Многие программы финансируются несколькими вкладчиками поэтапно. После успешного прохождения очередной стадии поступают новые инвестиции.
Общие принципы анализа
Далее рассмотрим основные инвестиционные термины:
Сегмент рынка — к примеру, программные приложения для бухгалтерского учета. Насколько стабильна рыночная ситуация? Как идут дела у конкурентов?
Целевая аудитория (ЦА) — кому будете продавать товар, услугу
Уязвимые места, приемы снижения рисков
Способы контроля:
- со стороны стартапера: финансовый, маркетинговый, управленческий учет, составление отчетности;
- от вкладчика: встречи, совещания, прием устных\письменных отчетов.
Возможности «аварийного выхода» — быстрая продажа успешного замысла, минимизация убытков от провала.
Ключевые цифры
После общей аналитики стартапа переходят к частным показателям:
Срок жизни проекта — от 2 до 5 лет. Затем венчур становится полноценной компанией либо продается.
Текущая стоимость (net present value, NPV) — разница между суммой доходов и расходов на 2-5 лет.
Точка безубыточности (cost-volume-profit, CVP) — величина дохода, стопроцентно покрывающая затраты. Любой замысел требует значительных вливаний на первом этапе. Затем на точке безубыточности он выходит из «минуса» в «ноль», чтобы приносить прибыль.
Срок окупаемости (pay-back period, PBP) — время между капиталовложением, прохождением CVP и выходом на «плюс». В точке окупаемости поступления начинают превышать расходы.
Рис.1. Ежемесячный прогноз (отчет)
Регулярно сравнивайте плановые и отчетные показатели. Это хороший способ выявления текущих проблем.
Рыночная цена, капитализация
Рыночная цена есть сумма, за которую можно продать венчур. Она бывает актуальной либо прогностической.
Пройдитесь по онлайн-биржам стартапов. Если предлагают слишком мало — поработайте над обоснованием своей цены.
Показатель рыночной ценности тесно связан с капитализацией. Она включает:
- чистую ежегодную прибыль (доходы минус издержки);
- стоимость основных средств за вычетом амортизации (износа);
- денежный эквивалент оборотных средств — складские, банковские запасы, касса, ценные бумаги других предприятий.
Не забывайте о ликвидности. Насколько быстро можно продать стартап определенной специфики по желаемой цене? Опросите потенциальных покупателей.
Сколько стоит идея?
Даже записанная идея не имеет рыночной стоимости без патента, лицензии, авторского свидетельства. Эти документы подтверждают право собственности, становятся объектом купли-продажи.
Лицензируйте идею. Запатентованное дело купят либо инвестируют гораздо быстрей.
Некоторые инвесторы просят рассчитать рыночную ценность проекта через полгода-год или 2-5 лет. Для таких прогнозов привлекайте команду опытных экспертов по вашему рынку — например, продаже IT-технологий.
Нужны ли ценные бумаги?
Подумайте об этом при разработке бизнес-плана. Участники фондового рынка — вторичные инвесторы. Они охотно купят акции предприятия, демонстрирующего высокую степень надежности. Тогда момент прохождения IPO (первого публичного предложения акций) будет относительно легким.
Провал IPO — не приговор. Facebook долгое время едва держался на фондовых рынках. Сейчас его акции стоят около 300 млрд.долларов.
Методы анализа
Стартап — молодое, временное образование без опыта хозяйственной деятельности. К нему нельзя применить методы традиционного экономического анализа. Для венчурных бизнесов разработаны специфические методики.
Зарубежные бизнес-ангелы нередко используют методы процентных коэффициентов, факторного анализа. Такую оценку проводят специальные экспертные агентства.
Мы подобрали простые формулы подсчетов эффективности. Задействуйте их при самостоятельной аналитике стартапа либо переговорах с потенциальными вкладчиками.
Восстановительный метод
КС х ПР х ПУ / ДИ = ЖДИ, где
КС — консервативная ставка дохода (10% годовых — Россия, 3 % — Европа )
ПР — плата за риск, %
ПУ — статистический процент успеха (10 %)
ДИ — доля инвестора
ЖДИ — желаемая доходность инвестиций, %
Показатель ЖДИ сравнивают с исходной ценностью замысла, получают рост (разы или проценты).
Методы венчурного капитала
1. Вычисление будущей стоимости (forward value):
FV = PV (1 + r) N, где:
FV — цена инвестиций через 2-5 лет (руб/дол)
PV — теперешняя стоимость инвестиций (руб/дол)
r — норма доходности, вычисляется табличным процессором OpenOffice.org Calc (функция IRR) либо «Подбор параметров» Microsoft Excel.
N — время до выхода инвестора из проекта, лет
2. Расчет конечной ценности (terminal value), или эффективности вложений:
СИ / ДИ = КС, ДИС = КС - СИ, где
СИ — сумма инвестиций, руб/дол.
ДИ — доля инвестора, %
КС — конечная, ДИС — доинвестиционная ценность проекта
Метод доходности клиента
Подходит для IT-разработок прикладных программ, игр и т.д. Формула проста:
ОД = (РБ / СК) х СД, где
ОД — общий доход
РБ — рекламный бюджет
СК — цена клика (привлечения подписчика)
СД — средний доход от каждого пользователя
Для переговоров составьте финансовый план первого этапа деятельности (месяц, квартал). Задействуйте несколько приемов расчета, сравните результаты. К финансовому плану приложите штат компании. Сильная управляющая команда — очень важный фактор, на 30% увеличивающий привлекательность стартапа для бизнес-ангела.
Статистика: быть или не быть?
Одна из главных угроз развития российских венчуров — психологическая «обреченность». Вот что выдает Рунет:
Отчаяться или бросить вызов нашим реалиям — выбор за вами. Компании приходят на рынок и уходят из него по разным причинам. Кто-то желает создать оффшорную «однодневку». Другие меняют название, форму управления, юридический адрес. Но поговорим о позитивной статистике.
Настоящее и будущее
Ежегодно составляются рейтинги успешных отечественных стартапов. Подавляющее большинство — IT-решения.
Прорывом 2015 года стал мессенджер Telegram — новое детище Павла Дурова, отца-основателя ВКонтакте. Cервис видеороликов Coub (Игорь и Антон Гладкобородовы, Михаил Табунов, 2012) привлек 3,5 млн.долларов, затем открыл офис в Нью-Йорке.
Другие интересные IT-разработки:
- Сервис умного аутсорсинга «Кнопка» — юридическая, бухгалтерская помощь предпринимателям.
- Приложение «Рокетбанк» для смартфона — управление счетами, перевод средств лицам из списка контактов.
- Анимационный мессенджер Too.me — делает текст, смайлики анимированными стикерами. Бизнес-ангелом стал режиссер Тимур Бекмамбетов («Ночной дозор», «Дневной дозор», «Фантом»). Компания открыла лос-анджелесский офис, планирует сделать свой продукт официальным приложением Viber.
Государственной поддержкой инноваций РФ ведает ОАО «Российская венчурная компания» Центр PwC предоставляет комплексные услуги венчурным предприятиям, разрабатывает методы оценки для Russian Startup. Известное «место встречи» инвесторов и начинающих предпринимателей — онлайн-площадка Starttrack.ru. В 2015 году она помогла 11 российским венчурам привлечь 115,5 млн.долларов капиталовложений.
А вас вдохновляет позитивная статистика стартапов в России?
Высоких вам конверсий!