Если вам понадобится кусок мыла и вы зайдете за ним в один из местных магазинов в Сан-Франциско, например, в Walgreens на Маркет стрит, то наткнетесь на кое-что неожиданное: если в российских магазинах мыло свободно лежит на прилавках, то здесь оно в прямом смысле слова под замком, и без помощи сотрудника магазина вам его не купить. В чем же дело?
Наушники за $50 и бутылочки Кларитина за $100, к слову, лишены подобной защиты и спокойно лежат на соседних полках. Но детское питание, шампуни и мыло находятся в запертых витринах.
Еще можно понять фармацевтические компании, которым приходится защищать средства от простуды, которые, как известно, используют при производстве метамфетамина. Но при чем тут мыло? Оно стоит-то всего $6.
Менеджеры магазина объясняют данную меру предосторожности высокой частотой краж. Но чем вызван такой интерес нечистых на руку посетителей? Желанием отмыть все свои грехи? Чтобы разобраться в этом, необходимо понять, как функционирует рынок краденого.
Мыло как ликвидный актив
Ключом к пониманию подобного пристрастия воров к мылу станет тот факт, что продукт легко сбыть. Другими словами, воры расценивают мыло как ликвидный актив. Ценник играет второстепенную роль: главное — простота поиска покупателя.
Этот принцип, наряду с динамикой краж, был подробно описан в одной из статей «Журнала о криминологии» (Journal of Criminology), основанной на исследовании британских ученых, получившем название «Как успешные воры сбывают краденое» (How Prolific Thieves Sell Stolen Goods).
Основным местом продажи краденых вещей являются бедные кварталы крупных городов, где люди покупают вещи и продукты не в супермаркетах, а у уличных торговцев и в небольших лавках. Из всех опрошенных 11% честно признались, что на протяжении последних 5 лет покупают краденые вещи, а 30-40% мужчин, живущих в неблагоприятных районах, сказали, что подозревают — приобретаемые ими товары ворованные.
Подобное отношение становится дополнительной причиной роста краж, поскольку сами преступники, отвечая на вопросы интервью, считали себя одними из многих, кто предоставляет важную, пусть и уголовно наказуемую услугу, востребованную обществом.
Воры продают краденые вещи, как правило, одним из 5 представленных ниже способов:
1. Коммерческий сбыт. Вор сбывает краденое владельцу бизнеса, который затем уже продает эти вещи в своем магазине, либо другим владельцам магазинов.
2. Продажа за пределами района. Вор также сбывает краденое владельцу бизнеса, который продает этот товар за пределами района.
3. Продажа краденого на окраинах города, в барах.
4. Вор находит покупателя через своих друзей и знакомых.
5. Онлайн-продажа. Вор сбывает товар через eBay и другие подобные интернет-магазины.
Воры и грабители, как правило, хорошо осведомлены о состоянии рынка краденого — продукции, которая в настоящий момент пользуется спросом. У многих даже имеются списки того, что следует украсть в первую очередь, а что трогать не стоит.
Преступники могут красть на заказ. Один из опрошенных признался, что когда его знакомый попросил украсть определенную модель автомобиля, то он украл эту машину и продал ее ему.
Как правило, воры крадут то, что пользуется популярностью на нелегальном рынке. В верхней части их списка обычно располагается электроника: игровые приставки, GPS-системы, DVD-проигрыватели. Все эти товары преступники продают за треть от их реальной стоимости, либо за полцены, если они сбывают их в какие-то магазины. Не стоит и говорить, что дорогая электроника, реализуемая по такой цене, уходит за считанные минуты.
Но, как уже было сказано выше, воры отдают предпочтение не тем товарам, которые дорого стоят, а тем, что можно быстро продать:
«Как только я натыкался на какую-то вещь, то прежде чем украсть ее, я думал, удастся ли мне ее продать, и как быстро, — объясняет один из бывших воров. — Если я решу, что не смогу продать эту вещь, то я даже брать ее не буду. Поэтому обычно, если я беру какую-то вещь, то уже знаю, что с ней делать дальше».
Все воры стремятся избавиться от награбленного как можно быстрее. По словам одного домушника, как-то раз ему потребовалось потратить на поиски покупателя более часа. Чаще всего краденое сбывают в течение 5 минут.
Проще всего продать те товары, которые пользуются широким спросом. Например, популярные смартфоны, типа iPhone, могут раскупаться очень быстро. Но повседневные потребительские товары оказываются не менее прибыльными. В докладе исследователей указан случай, когда некий вор объяснял полиции, что он специализируется на воровстве сигарет. Другой мужчина наживался на постоянно высоком спросе на популярные марки бритвенных станков:
«Можно было просто зайти в паб с полной сумкой таких бритв (Mach3, например), и каждый взял бы себе парочку. Это выгодно, поскольку не приходится платить полную стоимость».
На самом деле, устойчивый спрос на такие предметы повседневного обихода, как мыло или шампуни, делает их на нелегальном рынке чем-то вроде разменной монеты. К примеру, стиральный порошок Tide является излюбленной мишенью банд наркоторговцев. В 2013 году в газете New York Magazine была опубликована статья, в которой было указано, что постоянные кражи в одном из магазинов стали причиной ежемесячных убытков в размере от $10 000 до $15 000.
Такие продукты, как сигареты и мыло, являются привлекательными, потому что они могут выполнять некоторые функции денег. Для этих позиций существует постоянный спрос, поэтому даже когда они находятся не на полках магазинов, они сохраняют свою ценность (в отличие от iPod, они никогда не устаревают). Имея стандартные размеры, они также могут быть использованы в качестве единицы счета. Вы можете заплатить за конфеты несколькими сигаретами, а за старый телефон можете отдать пару пачек.
В местах, где бизнесмены всегда готовы приобрести украденные продукты, мыло — то же самое, что и деньги.
Профессиональные воры vs. воры-любители
Логично предположить, что воры должны отдавать предпочтение дорогим вещам, которые легко украсть. Но, как мы уже выяснили, самое главное в этом процессе — продажа краденого, конвертация его в деньги.
Просто представьте, как сложно продать дорогие ювелирные изделия. Далеко не каждый человек испытывает потребность в таком товаре. К тому же даже потенциальные покупатели тратят недели и месяцы, выбирая то или иное украшение, и им не обойтись без помощи консультантов.
С другой стороны — мыло нужно всем. Поэтому воров больше волнует легкость сбыта товара на нелегальном рынке, нежели его розничная цена. Этот принцип легко отразить на графике: вещи из верхних синих секторов более предпочтительны для грабителей, нежели те, которые расположены ниже:
Система оценки вещи вором-любителем. По вертикали: спрос на нелегальном рынке, по горизонтали: розничная цена. В синих секторах расположены вещи, предпочтительные для кражи: мыло, сигареты, DVD-плееры, велосипеды, автозапчасти для Toyota Camry, iPhone. В серых — те, на которые не стоит обращать внимание: садовый гномик, автомобиль премиум-класса, антикварная мебель, картины Ван Гога.
Для банд организованной преступности — тех, кто может хранить краденые вещи на складах и тратить много времени на поиск покупателя для редких предметов — в приоритетах, напротив, может стоять стоимость товара:
Система оценки вещи профессиональным вором. По вертикали: спрос на нелегальном рынке, по горизонтали: розничная цена. На этот раз список приоритетных для кражи вещей сдвинулся вправо. Это автоазпчасти и смартфоны, элитные автомобили, антикварная мебель и коллекционные картины. Меньше всего таких грабителей интересуют сигареты, мыло и пр.
Ежегодно Национальное бюро по преступлениям в сфере страхования (National Insurance Crime Bureau) публикует отчет по статистике угнанных автомобилей. Самые популярные у автоворов — старые, неприметные машины. Последние несколько лет эту статистику возглавляют такие марки, как Honda Civics, Honda Accords и Toyota Camrys, которые были куплены в середине 90-х годов.
Почему именно эти марки пользуются спросом? Некоторые считают, что всему виной отсутствие в этих автомобилях сколько-нибудь вменяемой антиугонной системы и их широкая распространенность. Другие отмечают, что чаще всего такие авто распродают на запчасти: в настоящий момент существует большой спрос на запчасти этих марок, поскольку автомобили уже далеко не новые и часто приходят в негодность. Многие автомастерские с радостью покупают детали по очень низким ценам.
Конечно, дорогие элитные автомобили также являются излюбленными мишенями бандитов. По отчету Национальной Администрации Безопасности Дорожного Движения США, список дорогих автомобилей, которые фигурируют в разного рода происшествиях на дороге (в том числе и кражи), возглавляют Audi S8 и BMW M5.
Похоже, что большинство угонщиков крадут старые и неприметные машины, чтобы затем продать их на запчасти, тогда как подражатели фильму «Угнать за 60 секунд» предпочитают автомобили класса люкс.
Даже если это противоречит здравому смыслу, существует объективная причина, почему магазины вынуждены в большей степени оберегать дешевые товары, чем дорогие. Как объясняют сами менеджеры Walgreens: «Мыло легко продать на улице. Оно нужно всем».
Высоких вам конверсий!
По материалам: priceonomics.com