16 сентября 1890 года из Дижона в Париж прибыл поезд, на борту которого должен был находиться пассажир, крайне важный для истории мирового кино. Пассажира звали Луи Лепренс (Louis Aimé Augustin Le Prince) — выдающийся изобретатель, создавший прототип киносъемочного аппарата и снявший первые в истории фильмы, задолго до братьев Люмьер. Но в Париже выяснилось, что во время поездки Лепренс исчез из своего купе. Не было обнаружено ни тела, ни багажа, ни следов борьбы. Более того, ни другие пассажиры, ни проводники не помнили, чтобы господин Лепренс выходил на остановках.
Человек, собиравшийся запатентовать рабочую модель киноаппарата и утереть нос великому Томасу Эдисону, словно растворился в воздухе — и история пошла по иному пути.
Луи Лепренс, изобретатель киноаппарата и первый в мире режиссер. Пропал в Поезде Дижон-Париж в 1890 году. Его дальнейшая судьба до сих пор не установлена достоверно.
Спустя 5 лет, 28 декабря 1895 года, на бульваре Капуцинок в Париже прошел первый в мире коммерческий кинопоказ, организованный братьями Люмьер. Эта дата и стала «официальным» днем рождения кинематографа, а память о настоящем изобретателе кино и первом в истории режиссере стерлась. Судьба Лепренса — захватывающая, даже детективная история увлеченного идеалами романтика, который, в попытке реализовать свое изобретение, решил сыграть с сильными мира — и проиграл.
Хотя в этой истории до сих пор остается множество белых пятен, она интересна и поучительна. Итак, сегодня мы поговорим о яркой жизни и таинственной смерти забытого «отца» кинематографа.
Битва за патенты
Большинство великих технических достижений — не единомоментные озарения, а результат напряженной работы десятков изобретателей по всему миру. То же было и с кино — в середине 80-х годов 19 века многие выдающиеся умы бились над проблемой запечатления и воспроизведения движущегося изображения. Более того, данный вопрос стоял уже с первой половины 19 века — то есть, примерно с момента появления фотографии.
Например, Уильям Джордж Горнер (William George Horner) еще в 1833 году представил аппарат, названный им «зоотроп» — приспособление для показа движущихся рисунков, основанное на свойстве зрения воспринимать непрерывно последовательные изображения (персистенция).
Одна из моделей зоотропа. Нижегородский технический музей.
Были и другие изобретения, так или иначе затрагивавшие главный вопрос — перевод движущегося изображения на носитель и воспроизведение его. К середине 80-х мир вплотную подошел к открытию кино, и фаворитом в гонке изобретателей многие считали Томаса Эдисона, который был настолько самоуверен, что даже подал заявку на предварительный (!) патент, по поводу чего сообщил:
«Мной проводятся опыты с аппаратом, который станет для глаза тем, чем для уха стал фонограф; аппарат фиксирует и воспроизводит предметы в движении и при этом в такой форме, которая является одновременно недорогой, практичной и удобной. Этот аппарат я называю кинетоскопом, то есть движущимися видами».
Кроме всемирной славы и огромного авторитета, Томас работал на Western Union, щедро инвестировавший в своего «штатного гения». Словом, все шло к тому, что именно Эдисон первым запечатлеет движущееся изображение, и тем самым, заложит основу кинематографии. Но совершенно неожиданно его опередил некто Луи Эме Огюстен Лепренс.
История новатора
Лепренс родился во французском городе Мец в 1841 году. Забавный факт: друг семьи Лепренсов, Луи Дагер (Louis Daguerre), стал одним из изобретателей дагеротипии — первого распространенного способа фотографирования. Он-то и привил мальчику любовь к физике и химии, познакомив с основами этих наук. То есть, судьба готовила Лепренса к его изобретению практически с самого детства.
Выше — дагеротипный портрет Луи Дагера, изобретателя данного способа фотографирования
Итак, талантливый француз, которому буквально благоволила судьба, вырос, увлекся исследованиями в сфере химии и физики, работал в Великобритании и США, занимая хорошие должности — словом, был вполне успешен. Он даже основал Лидскую техническую школу искусств, но помимо основной деятельности, упорно работал над записью и воспроизведением движущихся изображений, экспериментируя снова и снова.
Наконец, в 1888 году Лепренс решил проблему с носителем изображения через нанесение фотоэмульсии на обычную бумажную ленту, после чего смог добиться непрерывного движения пленки в аппарате (модели других изобретателей использовали шаговое движение). Луи создал несколько вариантов камеры, последней из которых стала «LPCCP MkII», на которую он снял три своих фильма и с помощью которой планировал перевернуть мир.
Первая съемка состоялась в Англии — в доме, принадлежавшем теще Лепренса. Фильм получил название «Сцена в саду Роундхэй». Ничего особенного, просто несколько человек перемещаются по саду, а продолжительность действия недотягивает даже до двух секунд. Тем не менее, этот ролик показывает качество, вполне приемлемое для простейшего немого кино, уже через 7 лет собиравшего переполненные залы по всему миру.
«Сцена в саду Роундхэй» — первый в мире фильм. Состоит всего из четырех кадров, снят в 1888 году.
Далее были сняты ленты «Аккордеонист» и «Движение транспорта по мосту Лидс». В те годы промышленность и экономика Соединенных Штатов развивалась семимильными шагами, и любому желающему действительно преуспеть следовало быть «на короткой ноге» с американскими инвесторами и коллегами. Амбициозный Лепренс, понимая это, отправился в Штаты, дабы запатентовать свое детище, привлечь средства на дальнейшее развитие, а также… встретиться с Томасом Эдисоном для обмена опытом.
Состоялась ли встреча двух изобретателей, сегодня сказать невозможно. Луи писал родне, что собирается поговорить с Эдисоном о своих делах, но тот впоследствии отрицал факт знакомства с Лепренсом. В любом случае, Луи получил патент на свое изобретение в США и вернулся в Европу, собираясь также запатентовать камеру в Великобритании — в те годы английский патент мог лучше защитить от плагиаторов.
Но перед поездкой в Британию и окончательным оформлением изобретения, Луи решил заехать в гости к брату, во французский городок Дижон. И это стало ошибкой.
Исчезновение Лепренса
13 сентября 1890 года Луи отправился к брату в город Дижон, где пробыл недолго. 16 сентября того же года Лепренс сел на поезд в Париж, откуда собирался пересесть на экспресс до Лондона, дабы запатентовать свое изобретение в Великобритании. Однако, даже до Парижа Луи не доехал. Купе оказалось запертым — и пустым внутри. Ни тела, ни багажа — а другие пассажиры, равно как и проводники, не видели, чтобы Лепренс сходил на промежуточных станциях. Здесь надо добавить, что в те времена каждое купе имело отдельный выход прямо на платформу — то есть, проникнуть в купе на ходу можно было только снаружи (например, по крыше), равно как и выбраться из него.
Журналисты, узнав об этом, подняли шум — так как многие уже были наслышаны о талантливом чудаке, готовившемся представить некий диковинный аппарат. Но усилия французской полиции ничего не дали — Лепренс словно растворился, причем вместе со своим оборудованием, еще не запатентованным в Европе.
Увы, но через некоторое время историю с «движущимися изображениями» общественное мнение сочло «уткой», а исчезнувшего изобретателя — обманщиком, бежавшим от позора. Многие считали, что никаких фильмов Лепренс не снимал, а просто захотел получить быстрой славы, устроив шумиху. Но это очевидная ошибка. Были и другие версии — например, что Луи убил собственный брат, из-за денег, а на тот самый поезд Лепренс попросту садился. Но и эта версия не нашла существенных подтверждений.
Наиболее распространенным предположением является версия об убийстве Лепренса из-за «войны патентов», и причастность к этому Томаса Эдисона. Как раз в то время Эдисон переживал трудности — у него не получалось довести до ума аппарат для съемки и воспроизведения «движущихся картинок». Инвестиции подходили к концу, опыты не давали ожидаемых результатов, и как раз в это время из Европы приехал талантливый, амбициозный Лепренс, с готовым изобретением. Это могло подорвать как карьеру Эдисона, так и финансовое положение его могущественных спонсоров. Логично было бы помешать талантливому выскочке запатентовать аппарат, а заодно уничтожить все наработки.
Вместо заключения
Интерес к этой истории среди французского общества держался долго, но не был бесконечным. В 1895 году братья Люмьер провели первый коммерческий кинопоказ, открыв тем самым эру кинематографа. Так как статус «родины» кино все равно остался за Францией, жители этой страны быстро «простили» Эдисона, который долго считался причастным к убийству, и благополучно забыли о судьбе Лепренса.
Но семья продолжала попытки добиться справедливости. В 1902 году старший сын Лепренса, сыгравший в его ленте «Аккордеонист», прибыл в Нью-Йорк, чтобы найти Эдисона и узнать наверняка, виделся ли тот с его отцом в 1890-м. На следующий день после приезда Альфонс (так звали сына) был найден застреленным в своем гостиничном номере. Дверь, как это водится в детективных романах, оказалась запертой изнутри, а оружия рядом с трупом полиция не нашла — равно как и убийц Лепренса-младшего. И только в 2003 году история уточнилась дополнительными деталями. В архивах парижской полиции было обнаружено фото утопленника, сделанное примерно в 1890-м. Человек на фотографии оказался удивительно похожим на Луи Лепренса.
Сегодня имя этого выдающегося изобретателя все чаще звучит в контексте истории кино, но на целый век Луи был практически исключен из нее, а также заклеймен «мошенником», «мистификатором» и т. д. Лепренс, снявший первые фильмы на изобретенный им же киноаппарат, опередил эпоху — но перешел дорогу могущественным силам, сам того не зная. Однако, иногда время расставляет все по местам — хотя бы в некоторой степени. И если мы не можем сказать достоверно, что случилось с изобретателем кинематографа, то хотя бы знаем, кто он такой — и чем ему обязано человечество.
Высоких вам конверсий!
Image sourse: Runner1616, Wikipedia, Armley Mills Industrial Museum Leeds