Представьте себе такую картину: 3.30 утра, вы видите уже не первый сон и ничего не тревожит вашу блаженную безмятежность. Вдруг будто ледяной водой вас обдает ревущим сигналом пожарной сирены. Вы резко встаете, в темноте и суматохе вместе с десятком сонных товарищей быстро натягиваете сапоги, хватаете с полки шлем и летите вниз с шестиметрового шеста со скоростью ракеты.
Это сцена разыгрывается три или четыре раза за ночь во многих городских пожарных частях, и одной из самых важных составляющих процесса сборов является пожарный шест. С момента его изобретения и внедрения в конце XIX века, он стал неотъемлемой частью профессии, почти такой же известной как фирменные усы пожарников или их талисманы – далматинцы. Во время школьных экскурсий в пожарные части шест неизменно привлекает повышенное внимание детей как символ опасных, но захватывающих будней тех людей, которые рискуют своей собственной жизнью.
Палка о двух концах
Преемник лестницы, шест через 150 лет после изобретения стоит на пути к вымиранию. В период своего расцвета этот атрибут пожарных частей совершил настоящую революцию: он позволил командам максимально оперативно реагировать на тревогу, быстрее добираться до машин и, в конечном счете, спасти жизни тех, кто оказался в огне.
Но шест – это «палка о двух концах». Он способен сократить время прибытия на место происшествия, но в то же время он является потенциально опасным (даже смертельно) изобретением для каждого, кто спускается с его помощью. В архивах хранится немало документов, подтверждающих десятки несчастных случаев с летальным исходом и сотни — с получением серьезных травм. Сегодня все больше пожарных частей вообще отказываются от шестов и реконструируют старые постройки для соблюдения техники безопасности.
Пожарные сидят у шеста (1905 год)
История пожарного шеста — это летопись инноваций и трагедий. В 1736 году Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) предпринимает попытку создания общих стандартов для всех пожарных депо США. На протяжении следующего столетия в арсенале команд появятся ведра, шланги, в зданиях будут установлены лестницы, но скорость реакции все еще будет оставаться невысокой.
Большинство пожарных частей в XIX веке находились двух- или трехэтажных зданиях. Как правило, на первом этаже располагались конные пожарные экипажи и лошади, на втором — помещения для отдыха пожарных, и, в некоторых случаях, третий этаж использовали как склад для сена. Зачастую, когда работники готовили еду на своем этаже, с первого по лестнице поднимались любопытные лошади, которых потом было довольно сложно спустить назад :)
Чтобы решить эту проблему, начали устанавливать узкие винтовые лестницы, по которым животные подняться уже не могли. Это нововведение, однако, привело к более насущной проблеме: при звуке сирены десятку пожарных нужно было одновременно (и максимально быстро) спуститься по такой лестнице, но ее конструкция затрудняла оперативное реагирование, и время вызова стало увеличиваться. А во времена отсутствия технологий при пожаре на счету была каждая секунда.
Но все изменилось в 1878 году волею случая. Капитан Chicago’s all-black Engine Company Дэвид Кеньон (David Kenyon) помогал пожарному уложить стог сена на третьем этаже пожарной части, как вдруг раздался сигнал тревоги. На этом этаже был длинный деревянный шест, который использовался при транспортировки сена. Недолго думая, пожарный соскользнул вниз по шесту и оказался внизу гораздо раньше своих коллег, спускавшихся по винтовой лестнице.
Пожарный шест рядом с винтовой лестницей
Кеньон был потрясен: он увидел большой потенциал в таком способе спускаться вниз. На следующей неделе капитан убедил начальника отдела утвердить это нововведение и установить столб, а сам согласился следить за его техническим обслуживанием. Тогда рабочие вырезали отверстие в полу двух верхних этажей и установили шест диаметром в 3 дюйма (7, 5 сантиметра), изготовленный из сосны. После покрытия лаком и парафином он был готов к использованию.
После такого нововведения над Кеньоном и всей его частью стали смеяться коллеги из других депо в Чикаго. Команда просто лишилась разума, считали они, раз использует такой странный способ спускаться вниз. Но Кеньон и его коллеги быстро заработали репутацию самой оперативной бригады: порой им удавалось прибывать на место происшествия на 10 минут раньше остальных. Этот факт привлек повышенное внимание к новому изобретению.
Спустя несколько месяцев начальник департамента приказал установить шесты в каждой пожарной части в Чикаго. В 1880 они также появляются в депо в Бостоне, а после — становятся стандартом для всех пожарных станций США.
Первые проблемы
Никто не станет спорить, что работа пожарного крайне опасна. По статистике за последние 35 лет (без учета терактов 11 сентября), в среднем в год погибают 116 пожарных. Виновниками травм и даже летальных исходов стали не только происшествия, но и пожарные столбы.
Еще в 1885 году были зафиксированы случаи падения пожарных с шеста во время спуска. Некоторые просто оступались и падали вниз. Целая серия таких инцидентов произошла в начале ХХ века. По данным архивов, только в шести крупных городах США: Нью-Йорке, Бостоне, Сент-Поле, Лос-Анджелесе, Чикаго и Филадельфии — было зарегистрировано 18 смертельных случаев, связанных с пожарным шестом в период с 1890 по 1930 год. Происшествия разнообразны: в 1904 году молодой сотрудник упал с 6-метровой высоты во время пожарной тревоги; капитан Томас С. Хоум (Thomas S. Home) проснулся посреди ночи и, не увидев дыру в полу, упал вниз и разбился насмерть. Служащий из Чикаго соскользнул вниз слишком быстро, раздробил коленные чашечки и спустя несколько месяцев умер от инфекции.
Несмотря на эти инциденты, меры безопасности, такие как перила и ограждения вокруг отверстий в полу, смягчающие коврики на первом этаже, практически нигде не были внедрены вплоть до середины 1950-х годов. Даже тогда инциденты с пожарными шестами продолжались.
В 1959 году в Сент-Поле пожарный споткнулся о свои шнурки, перегнулся через перила и упал головой вниз с высоты 9 метров. Еще одна трагедия произошла спустя два года в Бостоне, где лейтенанта во время спуска по шесту сломал шею.
Сегодня количество таких инцидентов уменьшилось (всего их было зафиксировано четыре, начиная с 2000 года), но меры безопасности так и не смогли сократить число крупных и мелких травм. По данным Управления здравоохранения (Occupational Safety and Health Administration), за последние 30 лет (1984-2014) произошли сотни случаев с получением самых различных травм, от сломанной лодыжки или пальца до повреждений черепа.
23 декабря 2003 года пожарный из Сиэтла Марк Джонс (Mark Jones) проснулся посреди ночи, чтобы сходить в туалет, и упал в отверстие для шеста. Документы, предоставленные позднее в суд, так фиксируют причиненный вред: «Марк получил тяжелые травмы в результате падения с высоты 15 футов (4,5 метров), в том числе черепно-мозговые травмы и обширные телесные повреждения. Травмы мозга включали сотрясение, кровоизлияние в лобную долю и т.д. Марк сломал таз в нескольких местах, многие позвонки и почти все правые ребра. Его легкое было пробито, мочевой пузырь лопнул. Марк позже перенес операцию по удалению некротических тканей, которые мешали его легким расширяться».
Джонс впоследствии подал в суд города Сиэтл за халатность и получил 12 750 000 долларов в качестве возмещения ущерба. После этого случая в Сиэтле запретили пользоваться пожарными шестами и вложили немалые средства в ремонт всех 32 местных депо.
Этот случай был не единственным: совсем недавно, в марте 2014 года, нью-йоркский пожарный подал иск в суд после того, как получил перелом позвонка нижней части позвоночника в результате скоростного спуска со столба. Он утверждает, что просто не мог контролировать скорость и жалеет, что даже после череды подобных инцидентов, пожарным приходится использовать шест.
За и против
Сегодня когда-то знаковый атрибут каждой пожарной части используется все реже. С появлением автомобилей отпала необходимость в содержании лошадей на первом этаже зданий и использовании многоуровневых депо. Несчастные случаи (которые продолжались, несмотря на защитные приспособления) заставили чиновников пересмотреть роль пожарного шеста. Гарольд Шайтбергер (Harold Schaitberger), президент Международной Ассоциации пожарных (International Association of Firefighters), прокомментировал эту проблему в интервью для The New York Times: «С появлением современных частей шесты уходят все дальше в прошлое. Новые здания возводятся уже без отверстий в полу. Вместо них устанавливаются лестницы».
Тем не менее, пока человечество не может придумать достойную альтернативу пожарному столбу, которая позволяла бы так же экономить время. Некоторые пожарные части пытались внедрить разнообразные приспособления, но все они оказались неэффективны. Другие просто вернули все на круги своя и опять стали пользоваться лестницами. Один из пожарных, Кен Мелвилл (Ken Mulville) признается, что лестницы были и будут одним из самых неудобных способов спускаться вниз:
«Это просто нелепо, мы были потрясены, когда узнали, что нам опять придется бежать по лестнице. Такой спуск занимает секунд 20, а пожарный столб позволяет быть внизу уже через секунду. И даже эти секунды могут быть решающими, когда мы едем на вызов».
Хотя случаи серьезных травм и даже летальных исходов имеют место быть, такие инциденты происходят нечасто, если учитывать, сколько раз пожарные спускаются по шесту каждый день. Для пожарных выбор за или против превращается в моральную дилемму: этот способ, безусловно, опасен, но, тем не менее, он остается одним из наиболее эффективных и позволяет экономить до 30 секунд.
Рассказывает один пожарный из Массачусетса:
«В нашей части есть столб, и я считаю его одной из самых опасных вещей в здании. Вокруг отверстия наверху установлены перила, но один неверный шаг возле шеста — и вполне можно упасть вниз. Во время спуска довольно сложно контролировать скорость, что уж говорить о падении. Но я не могу и представить себе более быстрый способ для нескольких человек спуститься вниз. Впятером, кувыркаясь на лестнице, вы более вероятно свернете себе голеностоп. Я использую шест каждый раз во время вызова».
На решение чиновников повлиял и такой фактор как стоимость. Со всеми приспособлениями для обеспечения безопасности новый столб стоит около 150 000 $ — гораздо больше, чем обычная бетонная лестница.
Какое же будущее ждет пожарный шест? Национальная ассоциация противопожарной защиты (The National Fire Protection Association), главная организация, которая устанавливает стандарты для сферы, призвала к демонтажу всех столбов со станций в США «в целях обеспечения безопасности». Организация предусматривает использование, прежде всего, одноэтажных зданий. В других сооружениях шесты могут остаться, но с обязательным использованием ограждений и ковриков.
Хоть пожарный столб и признан устаревшим изобретением, он остается одним из последних символов довоенных частей. И для многих пожарных, как, например, для лейтенанта Джеффа Монсена (Jeff Monsen), использование столба — это давняя и непререкаемая традиция. «Если я попадаю в другую пожарную часть, первое, что я спрашиваю: где у вас шест?», — говорит он.
Высоких вам конверсий!
По материалам: priceonomics.com