Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. CRO >
  4. Линейная воронка vs. Торнадо-воронка: в чем разница?

Линейная воронка vs. Торнадо-воронка: в чем разница?

Что бы вы предпочли оптимизировать — истинный путь покупателя вашего продукта или предполагаемый? Данный вопрос не случаен. Все дело в том, что линейные воронки (linear funnels) не являются абсолютно точным отражением действительности. Современная модель скорее напоминает торнадо.

Линейная модель воронки описывает традиционный жизненный цикл клиента (customer lifecycle), начинающийся с верхней части воронки (этап «Осведомленность») и заканчивающийся в ее нижней части (этап «Покупка»).

Допустим, кто-то ищет информацию по услуге автострахования и обращает внимание на следующий органический результат поисковой выдачи:

 Линейная модель воронки

Перейдя по ссылке на лендинг, человек кликает на одну из кнопок призыва к действию (call to action):

 Линейная модель воронки

И попадает на страницу с мультистеп-формой, где заполняет всю необходимую информацию:

 Линейная модель воронки

Позже с ним связывается специалист по работе с клиентами и окончательно убеждает его сделать выбор в пользу этой компании.

Проблема в том, что в реальности все гораздо сложнее и запутаннее. А по мнению Джоша Аберанта (Josh Aberant), директора по развитию в SparkPost, линейные воронки и вовсе изжили себя. Он аргументирует это тем, что путь пользователя перестал быть линейным. Современные пользователи сами решают как, когда и где они приобретут тот или иной продукт/услугу.

Джош вводит понятие торнадо-воронки, для которой характерно отсутствие четкой структуры, усложненность и меньшая предсказуемость.

Вернемся к примеру с автострахованием. Поиск выдает человеку десятки вариантов, но основное внимание уделяется лишь 3 предложениям. Он открывает все три ссылки одновременно, чтобы сравнить предложения и понять, что подходит именно ему:

call to action

call to action

call to action

Джош говорит о том, что настоящий путь клиента гораздо более сложный чем тот, на который указывает классическая модель воронки.

Например, после просмотра вышеуказанных страниц, посетитель может обратиться за советом к своим коллегам и друзьям и только после этого спустя несколько дней принять решение. Помимо этого, он может между делом рассмотреть предложения других компаний, посетить их офисы в его городе, почитать отзывы, подписаться на рассылку и т.д.

По сути, торнадо-воронка как бы выходит за пределы пути покупателя. Тот же самый посетитель может иметь плохой опыт обслуживания и поделиться этим со своими друзьями. Они могут порекомендовать ему другие варианты, дать ссылку на группу в соцсетях или блог, он может установить приложение, но забыть произвести оплату и многое другое.

На изображении ниже прекрасно визуализирована разница между линейной воронкой и торнадо-воронкой:

разница между линейной воронкой и торнадо-воронкой:

Осведомленность -> Оценка -> Покупка -> Использование ->Повторная покупка-> Пропаганда — это пример линейной воронки. Все точки, связанные с каждым из этих этапов воронки, но выходящие за пределы прямой линии, образуют торнадо.

Классическая модель воронки больше не действует?

Оба издания Harvard Business Review и Practical Ecommerce в один голос твердят о смерти линейной воронки. Так ли это?

Суджан Пател (Sujan Patel) из ContentMarketer.io считает, что мы перешли от 2D к 3D воронкам, так как усложнился сам процесс принятия решений. С помощью правильного инструмента аналитики вы можете упростить факторы принятия решений и отслеживать новую 3D воронку.

По мнению Дэвида Арну (David Arnoux) из Growth Tribe, у линейной модели воронки имеется существенный недостаток: она представляет цикл продаж в виде линейного последовательного процесса, и клиент принимает решение о покупке самостоятельно.

На самом деле, путь принятия потребителем решения о покупке (customer decision journey — CDJ), описанный консалтинговым агентством McKinsey, стал первой ответной реакцией на линейные воронки. Он представляет собой круговой процесс, состоящий из 4-х фаз. Согласно этой модели, пользователь может прийти и уйти в любой момент.

Важным, однако, является то, что McKinsey фокусируется на управляемом клиентом маркетинге (consumer-driven marketing), где во главе взаимодействия стоит покупатель и именно он решает, каким путем ему двигаться сквозь вашу воронку.

Морган Браун (Morgan Brown) из Inman News делится схожим мнением:

«Линейные воронки не следует воспринимать как точное отражение реальности. Как и любая схема, они представляют собой упрощенную модель сложных взаимодействий. Линейные воронки по-прежнему могут быть очень полезны для понимания основных путей клиентов и определения возможностей, но предпринимать какие-то дальнейшие шаги нужно только после детально изучения этой упрощенной картины».

Сложность торнадо-воронки

Есть две основные причины, почему иметь дело с торнадо-воронками намного труднее, чем с линейными: атрибуция и элементы оптимизации.

1. Атрибуция

Если бы линейные воронки точно отражали реальность, мы бы просто знали, что если Покупатель Х дошел до точки B, то он пришел из точки А. К сожалению, в действительности определить источники роста не так просто ввиду большого количества различных каналов привлечения, устройств, факторов, влияющих на принятие решения о покупке и т.д.

Крис Мерсер (Chris Mercer) из SeriouslySimpleMarketing.com объясняет, как можно решить эту проблему:

«Мы думаем о воронках с точки зрения их основных этапов (т.е. продающая страница, корзина, покупка). Хитрость здесь заключается в том, что существует много различных путей, ведущих от одного этапа к другому. Плюс, довольно редко пользователи проходят воронку за одну сессию.

Атрибуция может стать нелегкой задачей, но Google Analytics и надлежащее отслеживание трафика творят чудеса. Так, вместо того, чтобы метить платный трафик Facebook только как «facebook», добавьте «ретаргетинг» или «первый контакт» с тем, чтобы узнать, какая часть кампании Facebook работает. Аналогичным образом определяйте ваш почтовый трафик не просто как «email», а укажите, какого рода это сообщение — «контент» или «продающее сообщение».

С помощью улучшенной UTM разметки вы получите более детальное представление о конкретном пути пользователя».

2. Дополнительные элементы оптимизации

Другая проблема заключается в том, что торнадо-воронка подразумевает большее количество элементов оптимизации. Недостаточно, к примеру, быть сфокусированным лишь на «Вовлечении», вы должны быть сосредоточены на всех элементах, входящих в этот этап воронки.

  • Посетители редко принимают решения о покупке во время своего первого посещения сайта, вот почему ретаргетинг и атрибуция имеют первостепенное значение.
  • Сегментация трафика важна как никогда, поскольку вы должны определить и оптимизировать несколько разных путей клиента.
  • По мере роста популярности персонализации появляется все больше сайтов, использующих модель торнадо и создающих уникальные, настроенные под каждого посетителя, воронки.
  • Решения о покупке не всегда принимаются одним человеком. Ваше ценное предложение должно быть разносторонним, а ваша воронка — адаптирующейся.

В целом, процесс оптимизации остается тем же: провести исследование, исправить очевидные проблемы, разработать гипотезы в случае с более сложными проблемами, установить приоритеты среди гипотез, провести тесты.

Разница же в том, что вам нужно мысленно отойти от линейной концепции воронки, или, по крайней мере, от идеи, что она является точным отражением поведения ваших клиентов.

Как управлять торнадо-воронкой?

1. Определите нужное вам поведение пользователя

Есть два ключевых вопроса, нуждающихся в ответе на первоначальном этапе:

  • Как пользователи привлекаются? Откуда они приходят? Что между ними общего? Какие пути чаще всего они проходят?
  • Что из себя представляет «здоровое» поведение пользователя?

Ответив на два этих вопроса, вам будет проще сформировать гипотезы относительно желаемого поведения.

Вы, вероятно, знакомы с показателем Facebook — 7 друзей за 10 дней. Эта корреляционная метрика используется многими компаниями для оптимизации «здорового» поведения пользователей.

Для компании Slack (корпоративный мессенджер) таким показателем вовлеченности является 2000 отправленных сообщений.

Как превратить это в реальные результаты? Эндрю Чен из Uber объясняет:

«Как только у вас появился способ оценить положительный опыт, вам необходимо захватить когорту пользователей (скажем, всех, кто присоединился за последние Х дней) и создать для нее строки данных. Включите метрику успеха и другие отслеживаемые вами статистики: количество друзей, созданного контента, оставленных/полученных комментариев и и.д.

В итоге у вас получится такой ряд:

метрика успеха, бизнес-метрика 1, бизнес-метрика 2, бизнес-метрика 3, и т.д.

После того, как у вас образуется некоторое количество рядов, вы можете провести пару ассоциаций и увидеть, какие вещи, как правило, коррелируют с метрикой успеха, что ею движет».

Как только вы поймете это, ваша оптимизация станет в 10 раз эффективнее, так как вы будете поймете, что следует оптимизировать.

2. Аналитика

Следующее, что вам необходимо сделать, это настроить вашу аналитику. Убедившись в правильности всех отслеживаемых показателей, ответьте на один единственный вопрос:

  • Как часто привлекаются пользователи («здоровые» пользователи, все остальные)?

Это необходимо, чтобы вы смогли составить карту роста (chart growth) и вовремя распознать тревожные сигналы до того, как стало слишком поздно.

3. Эксперимент

Основываясь на вашем исследовании и аналитике, разработайте гипотезы для ответа на эти три вопроса:

  • Как вы можете стимулировать «здоровое» поведение пользователя?
  • Как побудить пользователей к более активному взаимодействию?
  • Как предотвратить отток клиентов?

Конечно же, эксперименты предполагают наличие большего числа вопросов и данных. Тем не менее, предложенные выше методы — хорошая отправная точка.

Заключение

Все вышесказанное прекрасно резюмируют слова Диллона Алли (Dillon Allie) из HDMZ: «Путь покупателя больше не является линейным. Он больше связан с наличием контента, необходимого потенциальным клиентам в момент принятия решения».

Высоких вам конверсий!

По материалам: conversionxl.com 

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

Генеральный партнёр: STRATE FZ-LLC License number 47005249 Address: B03-227 Business Center 02 RAKEZ Business Zone-FZ RAK (Ras Al Khaimah), United Arab Emirates Email: corporate@strate.ae