Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Почему денежные штрафы не действуют — и есть ли им альтернатива?

Почему денежные штрафы не действуют — и есть ли им альтернатива?

Почему денежные штрафы не действуют — и есть ли им альтернатива?

Многие руководители считают, что денежные штрафы — наиболее действенный способ наказания нерадивых сотрудников. А то и вообще единственный. Однако на практике денежные штрафы никогда не работают так, как хотелось бы руководству. И вот почему.

Для того, чтобы наказание имело эффект, нужно, чтобы оно следовало сразу же после проступка. Конечно, «накосячивший» сотрудник узнает о штрафе обычно сразу, но реальные последствия он имеет уже в день зарплаты, недополучив денег. То есть между проступком и наказанием проходит от нескольких дней до месяца. И в подсознании человека эти два события никак между собой не связаны. Денежный штраф воспринимается не как справедливое возмездие, а как личная обида. К тому же в российском законодательстве вообще нет такой меры наказания, как штраф, поэтому, штрафуя работников, вы нарушаете закон.

Артур Потемкин из проекта «HR-снайпер» — онлайн-сервиса подбора и оценки сотрудников, рекомендует экстравагантный (и полезный для здоровья) способ наказания за служебные провинности. А в качестве бонуса — несколько альтернативных методов уже от LPgenerator.

Приседание за опоздание

В наших проектах используется такая мера, как приседания. Сотрудник, который, к примеру, опоздал на работу, должен сделать от 100 до 300 приседаний. Таким образом, наказание следует сразу же за проступком и воспринимается подсознанием, как его следствие. В голове провинившегося очень быстро формируется связь «проступок-приседания», и это будет стимулировать его приходить на работу вовремя.

В то же время, заработок человека не страдает — он знает, что его работа будет оплачена в полном объеме, а значит, можно и дальше усердно работать!

Как известно, от проступков ограждает не столько сама перспектива наказания, сколько его неизбежность и «универсальность»:

1. Во-первых, приседать должны все. Даже вы. Даже если вы вальяжный директор. Перспектива приседать должна маячить перед каждым сотрудником, независимо от должности, возраста и комплекции. Если вдруг кому приседать не позволяет состояние здоровья, персонально для них придумайте альтернативу – например, люди с больными ногами могут подтягиваться.

2. Во-вторых, нельзя сделать так, чтобы приседаний можно было избежать. Например, в наших проектах сотрудники не получат зарплату, пока не отработают долг по приседаниям.

3. В-третьих, это должно позиционироваться как часть корпоративной культуры. Для новичка это ни в коем случае не должно быть сюрпризом. Человек должен быть осведомлен о такой системе еще до начала стажировки. «Ваш» сотрудник воспримет этот момент с долей юмора.

Внедрив подобную систему, вы получите людей, которые опасаются проступков, но при этом замотивированы на эффективную и плодотворную работу.

Щедрые (и умные) канадцы

Такой неординарный подход к наказаниям одновременно с этим довольно неоднозначный. Если в HR-снайпер прижился данный метод, это не значит, что он сработает и для вашей компании. Например, если у вас относительно молодой коллектив, то сделать пару приседаний для сотрудников не составит труда. Но если же у вас работают люди за 40 или выше, то подобная инициатива может встретить недоумение — даже не потому что приседать физически трудно. Возможно, это не так: просто подобное наказание вряд ли соответствует статусу взрослого человека и может оскорбить :)

Словом, смотрите сами — такая мера может как сплотить коллектив, повысив уровень позитива и вовлеченности в корпоративную атмосферу, так и рассорить вас с сотрудниками.

Теперь поговорим о другом способе наказания, поощрения и предотвращения служебных нарушений, пришедшем из Канады. В этой конкретной вариации он может не подойти малому и среднему бизнесу, но в любом случае, информация к размышлению будет полезной. Несколько лет назад в одном из канадских городов был проведен административный эксперимент. Наряду с денежными штрафами за определенные проступки (курение, распитие спиртного на улицах, переход дороги в неположенном месте и т. д.) были внедрены так называемые «анти-штрафы».

Суть эксперимента в том, что патрульные полицейские стали обращать внимание не только на правонарушителей, но и на тех, кто поступал в соответствие с законами. Пример: человек прошел несколько десятков метров, чтобы выбросить пакет в урну. Или отошел от здания/остановки на нужное расстояние, прежде чем закурить. За такие «анти-проступки» полиция выписывала людям символическое денежное вознаграждение. Эксперимент продлился несколько месяцев, и его результаты удивили многих скептиков. Предполагалось проверить, насколько снизится число мелких правонарушений, и оправдано ли это дополнительными расходами бюджета. Но по итогам — правонарушения резко упали (некоторые виды практически исчезли), а бюджет почти не пострадал! Резко сократившиеся расходы на административное обслуживание штрафов (усилия патрульных, делопроизводство, судопроизводство по мелким нарушениям и т. д.) почти полностью покрыли инвестиции государства в «анти-штрафы».

Таким образом, в рамках одного канадского города удалось резко снизить число нарушений без ущерба бюджету — а главное, исключительно методом «пряника», что несомненно улучшило общую атмосферу города и настроение его жителей.

Все-таки привычка «надзирать и наказывать» далеко не всегда эффективна. Попробуйте проявить креатив и придумать более интересные (и более продуктивные) способы искоренения провинностей персонала. Ведь ваша цель не в том, чтобы придумывать все новые изощренные способы наказания, а в том, чтобы устранить повод для них. Например, постоянные опоздания сотрудников.

Кстати, если большая часть персонала регулярно опаздывает, возможно, это повод не для штрафов, а для сдвига рабочего дня на полчаса-час? Или для запуска корпоративного автобуса от метро? Исследуйте все варианты, прежде чем брать в руку кнут.

Кенгуру-мотивация

К вопросу о канадской системе «анти-штрафов». Вы не обязаны тратить на поощрение хорошего поведения сотрудников реальные деньги, расходуя и без того дефицитные бюджеты. Может оказаться достаточным внедрение «полу-материальных» мер — скажем, внутрикорпоративной валюты или какой-либо системы, ее заменяющей. Рассмотрим пример.

Бизнесмен Валерий Митякин, путешественник и поклонник Австралии, 5 лет назад задумался об изменении системы мотивации в своей компании «Мастерфайбр». Изначально для сотрудников были предусмотрены ежегодные премии по итогам работы — но такая перспектива была слишком отдаленной. Тогда в компании был введен дополнительный еженедельный бонус. Причем, оформленный весьма креативно. Валерий ввел внутрикорпоративную валюту «Кенга» (в честь австралийских кенгуру). Еженедельно каждый сотрудник компании получает на свой «счет» 10 кенга, и отмечает этой суммой лучшего, на свой взгляд, работника (кроме себя). Таким образом коллектив сам определяет, кого и как премировать — введение «кенги» повысило корпоративный дух и вовлеченность в дела команды, а также общая демократизация процессов не смогла повредить показателям эффективности.

Можете совместить идеи Валерия Митякина и правительства Канады, поощряя правильное поведение внутрикорпоративной валютой, которую можно обменивать на некие преференции (отгул, ранний уход с работы, подарок и т. д.) или использовать при выборе лучшего работника недели/месяца. Все зависит от вашей фантазии.

Вместо заключения

Нет смысла перечислять все существующие способы наказания и поощрения, придуманные предпринимателями по всему свету. Это может быть чем угодно. Скажем, одна российская компания предоставляет серьезно провинившимся выбор — отдать одну месячную зарплату или выполнить одно желание коллектива. Большинство провинившихся выбирает желание — которое, чаще всего, заключается в бритье наголо. Как вы можете догадаться, это становится целым корпоративным событием. Команда ждет вечера, после работы виновника бреют, в чем весело участвуют многие члены команды. И такие «карательные» мероприятия часто перерастают в корпоративные вечеринки.

Подобных примеров десятки. Забавных, креативных, иногда откровенно странных или устаревших методов наказания. Помните, что все зависит от коллектива. Кто ваши работники? Сколько им лет? Чем они увлекаются? Что может мотивировать их к правильному поведению? В любом случае, современный опыт и многочисленные кейсы показывают, что завуалированное насилие (в форме штрафов или принуждения к чему-либо) далеко не всегда бывает эффективным.

И никогда не бывает гуманным.

Высоких вам конверсий!

Image source Alan O'Rourke 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний