Авиаперелеты являются очень крупной сферой бизнеса. На их долю приходится 35% мирового рынка перевозок, а их услугами пользуются около 3 000 000 000 человек ежегодно. Все эти перемещения требуют уйму энергии: треть эксплуатационных расходов авиакомпании тратят на топливо, а отработавшие выхлопы составляют 2-3% мирового выброса двуокиси углерода.
Особо удручающим фактом является то, что по данным рабочего доклада Национального Бюро Экономических Исследований за авторством Грига Госнела (Greer Gosnell) из Лондонской Школы Экономики, многие пилоты не пользуются даже очевидными способами сокращения вредных выхлопов своих авиалайнеров в окружающую среду.
И это не какие-то сложные трюки: простое снижение мощности двигателя во время полета, регулирование высоты и оптимизация маршрутов могут значительно увеличить эффективность расхода топлива. Конечно, пилоты — профессионалы в прокладывании маршрутов полета, но и как любые другие люди, они имеют свои «слепые пятна» и, как следствие, могут использовать неэффективные модели.
На страницах доклада исследователи заинтересовались, а что произойдет, если подтолкнуть пилотов Virgin Atlantic Airways поработать над улучшением их показателей.
Разделение на группы
Начиная отслеживание 40 000 рейсов под управлением 335 пилотов, исследователи отправили всем капитанам письмо, что компания Virgin участвует в исследовании экологичного поведения, которое продлится 8 месяцев. Для целей эксперимента все пилоты были разделены на 4 сегмента: группу «информированных», в которой пилоты ежемесячно получали обратную связь о влиянии их стиля управления на расход топлива, группу «персональных достижений», к которой к аналогичному отчету прилагались индивидуальные цели на следующий месяц, группу «социально мотивированных», которые получали все ниже перечисленное и были дополнительно мотивированы на выполнение личных целей: за каждое достижение пилота £10 отправлялись на счет выбранной им благотворительной организации, что за весь период исследования могло составить £240. Четвертая группа осталась контрольной: все пилоты знали, что проходит исследование, но не получали никакой информации и никак не взаимодействовали с учеными.
Что на выходе
Результаты были одновременно впечатляющими и расстраивающими. Самое значительное изменение произошло в контрольной группе: простое упоминание того, что за ними наблюдают, подтолкнуло пилотов к посещению встречи по энергоэффективному управлению, описывающей, как расходовать меньшее количество топлива, запрашивать и применять оптимальные высоты и наиболее рациональные траектории в Центре управления полетами, использовать идеальные скорости и адаптировать маршруты к текущим погодным условиям. Благодаря этому, количество эффективных полетов выросло с 31% до 47%, а показатель эффективности управления подскочил с 35% до 50%. Группа, получавшая обратную связь, увеличила свои показатель эффективности полетов с 31% до 50%, а группа, получавшая и обратную связь и личные цели на следующий месяц, не сильно улучшила свою предполетную эффективность (что касается правильной оценки потенциально необходимого объема топлива), но почти в 2 раза увеличила количество эффективных полетов и добилась того же в показателя эффективности управления. К сожалению, практика показала, что обещание помощи благотворительным организациям не ведет к значительным положительным улучшениям, по сравнению с результатами групп «персональных достижений», а единственным закрепившимся навыком после окончания эксперимента пилоты назвали эффективное управление — по их словам, самый простой в применении (классический пример того, что специалисты по устойчивому развитию называют «бесплатным ростом» — небольшие и несложные изменения, внедрение которых сделает поведение более экологичным).
Вместо заключения
Тем не менее, несмотря на смешанные результаты, общая экономия топлива более чем внушительная: исследователи просчитали, что их вмешательство позволило сократить расходы топлива величиной от 266 000 до 766 000 кг, что эквивалентно общей сумме затрат в размере от $209 000 до $553 000, и ошеломляющему количеству (от 838 000 до 2 200 000 кг) выбросов двуокиси углерода, которых удалось избежать. Только представьте, если подобный эксперимент повторить в авиакомпаниях всего мира: при должном упорстве можно изменить всю отрасль!
Высоких вам конверсий!
По материалам: nymag.com