Конкуренция может раскрыть потенциал профессиональных спортсменов или участников конкурса юных талантов. Но помогает ли она простым людям стать более изобретательными и начать генерировать новые идеи? Последние исследования американского журналиста и писателя Дэниэла Гросса (Daniel P. Gross) из Гарвардской Школы Бизнеса показали, что соперничество способно мотивировать самого обычного человека придумать новую идею и даже написать книгу, но в то же время слишком сильная конкурентная борьба может отбить всякую охоту заниматься любимым делом.
«Мы изучаем новые идеи в контексте их реального вклада в науку или с точки зрения таких долгосрочных результатов, как патенты, — заявляет Гросс. — Но творческий процесс — это то, что происходит задолго до получения патента. Именно в этом процессе и происходит обнаружение нового и появление ранее неслыханных идей».
В своем исследовании Гросс разбирается во всех нюансах процесса зарождения новых идей на примере работы нескольких графических дизайнеров, принявших участие в онлайн-конкурсе на лучший логотип компании. Организаторы конкурса предоставили участникам информацию о своей компании и ее целях, а затем началось само состязание в несколько этапов, на каждом из которых дизайнеры предлагали заказчикам свои варианты и вносили изменения, следуя рекомендациям.
Когда Гросс проанализировал данные с сайта онлайн-конкурса, он заметил некоторую закономерность: «Наблюдая за этим процессом, было легко заметить, как некоторые участники снова и снова дорабатывали одну и ту же идею. Но иногда они в корне меняли свой макет. Я хотел понять, что же заставляет их переключиться на поиск другой идеи».
Гросс начал анализировать комментарии организаторов конкурса к работам дизайнеров. На основе этой информации он сделал следующий вывод:
«У каждого из дизайнеров было три варианта дальнейших действий после получения отклика заказчика. Они могли внести лишь небольшие изменения в свою работу, придумать нечто радикально новое или отказаться дорабатывать нарисованный логотип».
Гросс обнаружил, что большинство дизайнеров, получивших положительные комментарии, не вносили никаких существенных изменений в свои макеты, а лишь незначительно дорабатывали их. В то время как те, под чьими работами «красовался» негативный отклик, сразу же переключались на поиск новых идей.
Любая новая идея — это удачная комбинация старых
Преимущества в конкурентной борьбе
Интересная ситуация по ходу конкурса начала разворачиваться, когда в соревнование вступили дизайнеры, имеющие очень высокие рейтинги. По словам Гросса, появление даже одного «топового» конкурента заставляло остальных участников «взбодриться» и начать поиск новых идей, вместо того чтобы постоянно дорабатывать уже созданный логотип. По результатам анализа данных оказалось, что около 50% участников конкурса начинали проявлять завидную изобретательность, лишь завидев на горизонте опытного конкурента.
Однако за этим следовало другое важное наблюдение: как только количество участников с высокими рейтингами росло, мотивация остальных конкурсантов снижалась. Большинство из них не видели смысла бороться с более опытными соперниками.
Таким образом, Гросс выяснил, что идеальным вариантом было наличие 1-2 сильных противников. Это наилучшим образом стимулировало участников на поиск новых идей.
«Когда делаешь что-то лучше других, конкуренция — не проблема»: интервью с Михаилом Перегудовым
На заметку руководителям компаний
Как это может помочь вам в работе? Прежде всего, успешный руководитель компании должен создавать «здоровую» конкуренцию и поддерживать ее баланс, чтобы каждый из сотрудников смог раскрыть свой потенциал. Вот, как комментирует это Дэниэл Гросс:
«Однажды один мой учитель сказал, что мы должны разбрасывать семена на большом расстоянии друг от друга, чтобы лучше увидеть, что из них вырастет. Не нужно стараться засеять огромное поле великолепных цветов, потому что в итоге они «задавят» друг друга и все вырастут слабыми. Вы должны дать пространство и возможность для роста каждому из цветов, и тогда они будут радовать вас своей красотой».
Гросс предлагает поставить определенную креативную задачу группе сотрудников, а затем спровоцировать конкурентную борьбу между «генераторами» наиболее эффективных идей. Таким образом вы сможете прийти к наилучшему результату.
Аналогичным образом следует поступать при выборе наилучшей цены на продукт или услугу. Сначала нужно определить широкий диапазон цен, а затем установить определенный предел для конкурентов. В итоге, вы получите товар или услугу по наиболее выгодной стоимости.
Возможно, мы никогда не сможем разгадать секрет той креативной энергии, благодаря которой создаются шедевры искусства или песни, становящиеся хитами. Но мы, по крайней мере, можем дать небольшой «толчок» определенным людям, чтобы они смогли раскрыть свой потенциал.
Высоких вам конверсий!
По материалам: hbswk.hbs.edu, image source badcash