В каждом из нас заложено природное стремление к стабильности. В биологии этот процесс поиска равновесия называется гомеостазом. Возьмем для примера кровяное давление. Когда оно снижается, сердце начинает биться чаще и возвращает его к нормальным показателям. Когда давление повышается, почки уменьшают количество жидкости в организме с помощью выброса урины. А кровеносные сосуды помогают поддерживать баланс, сужаясь или расширяясь при необходимости.
В человеческом теле происходят сотни процессов, призванных сохранять в равновесии давление, температуру, уровень сахара, кальция и многое другое.
Мастер боевых искусств Джордж Леонард (George Leonard) в своей книге «Мастерство» отмечает, что в повседневной жизни каждого из нас присутствует собственный уровень гомеостаза. Мы привыкаем к определенному распорядку дня, в котором есть (или нет) место физическим упражнениям, уборке, звонку родителям и другим делам. Постепенно это становится привычным укладом, нашим собственным равновесием.
Как и в теле, в каждом дне есть множество сил и процессов, удерживающих привычный баланс. Он сохраняется благодаря индивидуальному соотношению между окружением, генетическим потенциалом, уровнем осознавания и многим другим. Со временем этот уклад становится настолько привычным, что мы перестаем его замечать, а он, в свою очередь, продолжает определять наше поведение.
Так происходит до тех пор, пока мы не решаемся что-то изменить.
Миф о радикальных изменениях
Миф о возможности моментальных изменений и мгновенном достижении успеха заложен в нашей культуре. Эксперты говорят нам: «Самая большая ошибка людей в том, что они ставят недостаточно высокие цели» или «Если хочешь добиться большего, прилагай больше усилий».
На первый взгляд, эти фразы звучат воодушевляюще, но мы упускаем один важный момент — любое быстрое изменение противоречит природному стремлению к стабильности и вступает в борьбу с силами, удерживающими равновесие в нашей жизни. Каждый раз, когда баланс нарушается, система делает все, чтобы восстановить его.
Стоит только выйти слишком далеко за пределы привычного образа жизни, как все силы и обстоятельства будут буквально кричать о необходимости вернуться назад.
Практически каждый, кто пытался резко свернуть с протоптанного пути, сталкивался с этим явлением. Только вы решились на новую диету, как коллеги тут же начинают подрывать ваш настрой. Только вы собрались бегать по вечерам, как появляется необходимость задерживаться допоздна всю неделю. Только вы начали приучать себя к медитации, как у детей возникает идея поиграть в плывущую по вашей комнате баржу.
Стоит отметить, что в некоторых случаях радикальные изменения допустимы, но только при особых условиях. Примером могут служить жизненные вехи — окончание школы, переезд в другой город, новая работа, создание семьи. Эти моменты могут мгновенно изменить всю жизнь, потому что они по большей части необратимы, случаются раз и навсегда и меняют прежние привычки.
Все силы, с помощью которых было достигнуто равновесие, активизируются, чтобы не допустить дисбаланса. Говоря словами Джорджа Леонарда, «сила сопротивления определяется масштабом и скоростью изменений, а не их привлекательностью».
В книге «Мастерство» автор делится интересным открытием об изменениях и гомеостазе. Он обращает внимание на то, что стабильность комфортна, а это значит, что изменения по определению не могут быть таковыми. Поэтому ощущения боли, дискомфорта и неопределенности, когда вы пробуете что-то новое, не всегда связаны с негативными переживаниями, они могут быть сигналом о верном направлении.
Чем быстрее вы стремитесь измениться, тем вероятнее вернетесь на исходную позицию. Гонка за мгновенными переменами неминуемо приводит к тому, что буквально все будет отбрасывать вас к прежнему образу жизни. Даже если удастся нарушить равновесие на некоторое время, в конечном итоге энергия закончится и придется отступить.
Оптимальный темп роста
Конечно, изменения возможны, но только посредством небольших шагов. Когда атлет тренируется слишком усердно, он получает травму или заболевает. Когда компания резко меняет направление, корпоративная культура разваливается и сотрудники страдают от выгорания. Когда лидер решает действовать по-другому, возникают массовые беспорядки и люди добиваются восстановления равенства сил. Живые системы не терпят экстремальных обстоятельств.
Хорошо, что есть более приемлемый путь.
Питер Сенж (Peter Senge), системный эксперт, сказал: «Для всех систем в природе характерен оптимальный темп роста. Когда он становится чрезмерным — так, как это происходит при заболевании раком — организм вынужден затормозить все остальные процессы, ставя под угрозу выживание».
А вот если вы двигаетесь постепенно, регулярно совершая маленькие победы, это позволяет чувствовать себя комфортно. Процесс похож на прокачку мышц. Если нагрузка слишком мала, мышцы атрофируются. Если чрезмерна, можно получить травму. Но если вес лишь немного превышает норму, мышцы адаптируются и устанавливается новый баланс.
Ось X — усилия; Ось Y — устойчивость
A — лень; B — выгорание
При наличии устойчивости и отсутствии усилий, состояние квалифицируется как лень. При наличии усилий и отсутствии устойчивости, как выгорание. При сочетании этих двух компонентов создаются условия для комфортного долгосрочного роста.
Парадокс изменений
Чтобы изменение произошло, нужно перестать бороться с собой. Все, что наполняет нашу повседневную жизнь имеет свое равновесие — привычный уклад, приемлемую скорость, характерный ритм. Если мы сильно отклоняемся от него, то снова оказываемся на старте. Именно поэтому достижение нового уровня баланса возможно только через маленькие победы каждый день.
Это и есть великий парадокс изменений. Попытки круто поменять свою жизнь всегда отбрасывают на исходную позицию. Но если сфокусироваться на постепенном совершенствовании каждого дня, можно получить отличный побочный эффект — жизнь станет другой абсолютно естественным способом без грандиозных усилий.
Высоких вам конверсий!
По материалам: jamesclear.com. Изображение: Jeff Costa Bravo