Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Краткое руководство по распределению капитала для стартапов

Краткое руководство по распределению капитала для стартапов

Краткое руководство по распределению капитала для стартапов

Создание успешного стартапа — это нелегкая задача, и когда предприниматели не понимают базовых принципов распределения капитала, все становится еще сложнее. Ваши решения в этом плане влияют на следующие аспекты:

  • Как именно право собственности в вашей компании разделяется между основателями, инвесторами и любыми другими заинтересованными сторонами.
  • Какой долей вашего стартапа могут владеть сотрудники и как долго им нужно работать, чтобы приобрести ее акции.
  • Какие налоги (и сколько именно) акционеры должны платить за их акции.
  • Что произойдет, если вы продадите свою компанию или сделаете ее публичной.

В то время как большинство финансовых операций вашего стартапа должны выполняться в соответствии с экспертными советами юристов и бухгалтеров, очень важно, чтобы вы как основатель имели четкое представление об основах распределения капитала. В этой статье мы рассмотрим несколько идей, освещающих суть этого важнейшего процесса.

1. Капитал (доли участия и акции)

Основная идея капитала стартапа довольно проста: на ранних этапах развития молодые компании не располагают достаточно крупным бюджетом, чтобы платить своим сотрудникам конкурентоспособную зарплату, поэтому они частично компенсируют этот фактор, предоставляя им акции, или долю капитала.

Такой подход мотивирует специалистов работать усерднее, поскольку с ростом ценности компании их прибыль также будет увеличиваться.

Ниже приведены 4 наиболее распространенных типа акций:

  • Акции основателя: ценные бумаги, которые основатели присваивают себе, когда стартап официально сформирован; обычно выражаются в виде общего количества (например, 10 000 акций, разделенных поровну (или нет) между сооснователями бизнеса) и в процентах (к примеру, распределение 40%-40%-20% между тремя партнерами).
  • Привилегированные акции: это акции, которые обычно продаются инвесторам. Владельцам таких ценных бумаг предоставляются особые права (например, возможность голосования по вопросам корпоративного управления или выбора членов совета); когда происходит серьезный финансовый скачок (к примеру, компания продается), эти акции выплачиваются первыми.
  • Ограниченные акции: это акции, на которые налагается ограничение перепродажи в установленный законодательством срок.
  • Обыкновенные акции: эти акции чаще всего продаются сотрудникам; они не дают своим владельцам никаких особых прав, и потому стоят гораздо меньше, чем привилегированные акции.

Как основателю компании вам придется решать, какие виды акций и сколько из них вы должны выделить себе, вашим сооснователям, сотрудникам и инвесторам.

2. Опционы

Если вы получаете опцион на акцию — самую распространенную форму компенсации капитала сотрудникам — это значит, что у вас есть право приобрести ценные бумаги по заранее определенной цене, или цене исполнения (strike price). По закону компания обязана назначать цену исполнения, отталкиваясь от суммы, которая считается справедливой рыночной стоимостью акции на момент предоставления опциона.

Таким образом, если вам предложены опционы на акции с ценой исполнения в $1, и вы должны реализовать их в тот же день, вам нужно будет заплатить по $1 за каждую акцию. В таком случае ваша выручка будет равна $0. Стоит также отметить, что по мере развития компании ценность купленной акции повышается.

Одна из главных задач основателя стартапа заключается в определении так называемого пула опционов (option pool) — некоторого числа ценных бумаг, зарезервированных компанией для последующего предложения сотрудникам в форме опционов на акции.

3. Вестинг

Понимание вестинга является ключевым фактором для правильного распределения капитала, так как это один из основных методов, с помощью которого компания стимулирует сотрудников покупать (или хранить) акции в долгосрочной перспективе и защищает себя от предоставления права собственности тем, кто уволился или был уволен.

Вестинг позволяет сотрудникам зарабатывать долю в бизнесе с течением времени. Как правило, капитал стартапов формируется за 4 года, а это значит, что для получения всех своих средств специалист должен проработать в компании 4 года. Если он уйдет до истечения этого периода, то получит только % от своих акций согласно условиям графика вестинга.

График вестинга представляет собой расписание, на основе которого сотрудник получает права на опционы (или акции).

  • В большинстве случаев компании практикую линейный вестинг, когда одно и то же количество акций выплачивается периодически (например, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно).
  • Клифф — это момент времени, после которого работник получает право на опцион или акцию.
  • Обычная схема наделения правами на акции (вестинг) охватывает четырехлетний период, при этом клифф чаще всего достигается через 1 год.
  • И наконец, акции, которые были заработаны путем вестинга, не могут быть повторно куплены компанией.

4. Разводнение капитала

Попросту говоря, разводнение капитала (equity dilution) — это выпуск дополнительного количества акций на сумму, превышающую величину капитала, который действительно был вложен в предприятие. Чтобы вы лучше поняли эту концепцию, рассмотрим пример:

  • Предположим, что у вас и вашего равноценного партнера по бизнесу есть 1 000 000 заявленных акций (то есть общее количество акций, представляющих полную собственность компании).
  • Половина из этих акций распределяется, а другая половина — нет.
  • Таким образом у вас и вашего партнера есть по 250 000 акций.
  • Затем вы создаете пул опционов со 100 000 акций и решаете предоставить новому сотруднику 10 000 акций.
  • Теперь у вас и вашего партнера есть по 250 000 акций не из 500 000, а из 510 000 акций (так как вы только что отдали новому сотруднику 10 000 акций).

В результате ваша общая доля компании немного снизилась. Иными словами, она была разбавлена:

250 000 / 500 000 = 50% [до предоставления акций сотруднику]

vs.

250 000 / 510 000 = 49% [после предоставления акций сотруднику]

Главный момент здесь заключается в том, чтобы вы всегда помнили, что каждый раз, когда вы «раздаете» доли вашей компании своим сотрудникам, вы (и ваши сооснователи) фактически теряете % владения собственным стартапом.

5. Таблицы капитализации

Таблица капитализации — это таблица, которая включает в себя данные по объему капитала, полученного из каждого источника, долгосрочным заимствованиям и обыкновенным акциям, а также коэффициенты капитализации. Иными словами, такая таблица представляют собой визуальную репрезентацию того, кто владеет чем-то в вашей компании.

Почему стартапам нужны таблицы капитализации? Дело в том, что основатели постоянно принимают решения, которые влияют на доли владения их предприятиями или зависят от них. Ноа Питтард (Noah Pittard) приводит отличный пример:

«Если вы подбираете нового исполнительного директора и кандидат просит вас предоставить ему опционы, охватывающие некий % компании, вы должны иметь возможность быстро определить не только наличие достаточного количества акций в вашем пуле опционов, но и то, как сильно ваше согласие разбавит доли других акционеров».

Вместо заключения

Напоследок прислушайтесь к 3 простым рекомендациям:

  1. Вместо того чтобы сразу же соглашаться на равномерное (50%-50%) распределение капитала с вашим партнером, определяйте ваши доли бизнеса, исходя из того, какую пользу каждый из вас приносит компании.
  2. При первом запуске стартапа избегайте использования пула опционов, превышающего 15% всего капитала. Преодолев эту отметку, вы можете ограничить вашу финансовую гибкость в будущем.
  3. В большинстве случаев вестинг должен быть структурирован следующим образом: общий период — 4 года, клифф — 1 год.

Делайте бизнес на основе данных!

По материалам: medium.com

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний