Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Копирайтинг >
  4. Как писать понятные тексты для всех, в том числе и для экспертов?

Как писать понятные тексты для всех, в том числе и для экспертов?

Многие люди ошибочно полагают, что простой язык снижает ценность контента и оскорбляет умных читателей. Эту жалобу особенно часто озвучивают авторы, пишущие для профессионалов и экспертов.

Некоторые авторы используют сложный язык по привычке или в попытке впечатлить читателей сложными предложениями и умными словами. Однако такой подход снижает и читабельность, и убедительность, потому что главная цель коммуникации — передать информацию, и всем авторам, создающим технический и научный контент, следует делать это просто и ясно. Вот несколько преимуществ такого подхода:

  • Простой и ясный текст передает информацию кратко и эффективно, так что читатели быстро схватывают смысл, и им не приходится расшифровывать сложные фразы и непонятные термины.
  • В простом тексте легко найти нужную информацию, и зачастую он больше нравится поисковым системам. Слова и фразы, используемые вами в тексте, должны соответствовать поисковым запросам пользователей, ищущих информацию на эту тему.
  • Простые тексты нравятся читателям. Исследования показывают, что автор простого текста кажется умнее: люди видят смысл в ваших словах, когда понимают, о чем вы говорите.

Хорошая коммуникация полезна бизнесу: простой язык убирает барьеры между вами и читателем. Компании, пишущие ясные тексты, воспринимаются как более прозрачные и достойные доверия и выделяются на фоне конкурентов, отчего повышается и конверсия, и лояльность клиентов.

Забудьте правила написания технических текстов, отложите статьи, написанные по ним: обычно они многословны и трудны для понимания. Кто ясно мыслит, ясно излагает. Вашей аудитории нужен легко читаемый контент, смысл которого понятен сразу. Никто еще не жаловался на слишком понятные тексты.

Эксперты тоже предпочитают простой язык

Даже высокообразованные читатели, как и все остальные, будут рады краткой, доступной для «сканирования» информации. Вот несколько примеров их реакции на онлайн-контент:

PCMags.com

IT-менеджер похвалил эти краткие содержания отзывов о продукте на PCMags.com: «Тексты лаконичны и понятны, по ним легко представить себе, о чем отзыв, не читая его. Краткое содержание содержит релевантную информацию, и, чтобы ее получить, достаточно десяти секунд».

IMB.com

Тому же IT-менеджеру не понравилась статья на IMB.com, потому что в ней используются непонятные ему брендовые термины вроде MessageSight: «Я, наверное, не буду читать этот текст полностью. Он содержит кучу незнакомых мне терминов и жаргона».

Grants.NIH.gov

Профессор колледжа, искавший гранты, был недоволен запутанным контентом Grants.NIH.gov: «Большинство научных текстов трудно для восприятия, но это уже слишком. Все эти разговоры о государственном финансировании... Что вообще такое SF424? Почему нельзя назвать это как-нибудь по-человечески? Это слишком сложно. Лично я предпочитаю более простые тексты».

GAO.gov

Сотрудник по информационным системам отказался изучать эту страницу на GAO.gov из-за нечитабельного текста безо всякого оформления: «Ненавижу такие стены текста без единого подзаголовка».

«Ненавижу такие стены текста без единого подзаголовка»

Медсестра сравнивала эти две варианта статьи: оригинал (слева) содержал длинные предложения и сложные слова, а отредактированная версия (справа) написана более простым языком и лучше оформлена. Медсестре больше понравилась отредактированная версия за ее краткость и удобство для восприятия: «Отредактированная версия лучше. Она гораздо лаконичнее, в ней меньше лишних слов. Мне нравятся крупные подзаголовки: благодаря им легко найти то, что ищешь. Я просматриваю медицинские тексты и ищу то, что могло бы меня заинтересовать. Читать отредактированную версию проще, потому что я сразу вижу, какие проблемы она затрагивает. Подзаголовки и списки — это хорошо. Это более подходящий формат для медицинского текста».

Как писать простым языком?

Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам улучшить свой контент.

1. Знайте свою аудиторию

Основа для написания хороших текстов — понимание целевой аудитории. Чем больше вы знаете о своих читателях, тем больше у вас шансов написать текст, соответствующий их нуждам и ожиданиям. Подумайте о том, что читает ваша аудитория и какой у нее словарный запас, какие концепции ей знакомы и какие вопросы ее интересуют, и пишите для нее

Писать для конкретной аудитории — это не то же самое, что писать для широкой публики. У разных групп читателей разный уровень осведомленности, зависящий от их специальности и роли. Словарный запас может отличаться даже у людей из одной и той же индустрии: так, ученый, работающий в университете уже десять лет, владеет научной терминологией лучше, чем вчерашний выпускник.

Разные группы читателей требуют разных стилей. Если ваше сообщение рассчитано на несколько групп, одна из них все равно должна быть приоритетной. Не пытайтесь писать для всех: в таком случае вы пишите ни для кого. Чем конкретнее вы определите аудиторию и цель своего текста, тем точнее и привлекательнее он будет.

Форма и содержание вашего текста определяются целевой аудиторией. Например, общие описания и пояснения могут быть необходимы широкой публике, но экспертам они только мешают добраться до сути.

2. Слова, понятные аудитории

Используйте простые слова, знакомые вашей аудитории, вместо сложных непонятных терминов.

Выбирая из двух терминов с похожим значением, остановитесь на том, которым пользуется ваша аудитория. Тогда она поймет ваш текст быстрее и лучше.

Избавьтесь от сленга, идиом и брендовых терминов. Идиомы и сленг могут быть знакомы людям из определенных регионов или возрастных групп и непонятны всем остальным. Брендовые термины, изобретенные вашей компанией для обозначения продуктов или процессов, войдут в словари не сразу, если это вообще произойдет, и поэтому такие термины следует заменять или хотя бы пояснять общеупотребительными словами.

Сложный язык не только труден для понимания: он придает тексту претенциозный, покровительственный тон, который наверняка будет неприятен аудитории.

Если вам необходимо использовать технический термин, которого ваши читатели могут не знать, дайте ему определение. В зависимости от аудитории, знакомые и понятные термины могут отличаться. Обычно не рекомендуется использовать жаргон, поскольку он часто лишен смысла и претенциозно звучит, однако он бывает полезен, когда передает идею, понятную нужной группе читателей. Если вы пишете для экспертов с общим словарным запасом, технический жаргон может значительно упростить коммуникацию. Однако прежде чем использовать технический термин, убедитесь, что ваша аудитория точно знает его значение. Незнакомый жаргон нередко сбивает с толку даже профессионалов.

Когда вы пишете для экспертов, всегда тщательно обдумывайте, нужно ли объяснять идею или термин. Если вы прерветесь на объяснение идеи, хорошо известной читателям, вы можете вызвать их недовольство. Лучше всего писать каждый текст для определенной аудитории и уже потом добавить дополнительные детали и пояснения для второстепенных аудиторий, например, в виде гиперссылок.

3. Короткие предложения и абзацы

Будьте лаконичны. Фундаментальный принцип создания хороших текстов — отсутствие лишних слов. Если вы можете передать свою идею меньшим количеством слов, сделайте это. Вычеркните лишние, ничего не значащие слова, особенно если вы пишете для продвинутой аудитории: профессионалы — занятые люди, которые предпочтут потратить время и умственные усилия на обработку информации, а не на разбор запутанных предложений.

В сети ограничивайтесь 50% слов от количества, которое вы использовали бы в печатной публикации. Научные публикации обычно изобилуют придаточными предложениями, запятыми и точками с запятой, и, когда читателям приходится продираться сквозь такой текст, они путаются и злятся.

Вычеркните следующие типы слов и фраз:

  • Речевая избыточность (например, терапевтическое лечение).
  • Сленг (например, фейк, тред).
  • Бессмысленные уточнения (например, в данный момент времени).
  • Бессмысленные генерализации (например, «современный мир каждый день бросает нам новые вызовы»).

Выжимание «воды» из текста требует умственных усилий и внимания к деталям. Пишите и переписывайте черновики, пока не вычеркните все лишние слова. Предложения не должны быть длиннее 15-20 слов, и в каждом отдельном абзаце должна раскрываться только одна идея. Абзацы, состоящие из 1-2 предложений, — это нормально, если идея раскрыта.

4. Пишите для людей с богатым словарным запасом

Тексты для широкой аудитории обычно рекомендуется писать на уровне средней школы, однако тексты для экспертов стоит писать из расчета на большой словарный запас. Так, этот текст предназначен для UX-профессионалов, и им должно быть легко его читать, но для широкой аудитории потребителей он может быть сложным.

Если вы еще этого не делаете, заведите привычку оценивать читабельность своего текста. Если уровень слишком высок, сократите предложения и абзацы и используйте более простые слова.

5. Правила оформления для лучшей читабельности

Хорошо оформленный контент облегчает жизнь людям с любым уровнем образования, в том числе и профессионалам. Тексты, написанные для последних, особенно нуждаются в чанкинге, потому что информация, которую они содержат, сложна уже сама по себе.

Признанные практики призваны привлечь внимание к самым важным элементам текста и значительно повышают его читабельность. Эти практики помогают читателям «сканировать» страницы и быстро добираться до частей текста, которые им интересны. Самые распространенные и эффективные приемы:

  • Информативные заголовки и подзаголовки.
  • Маркированные списки и таблицы для упрощения сложного контента.
  • Использование пустого пространства и отступов.
  • Выделение ключевых слов и фраз.
  • Паттерн перевернутой пирамиды.
  • Краткое содержание для длинных текстов.

Пишите тексты так, чтобы их было легко воспринимать. Избегайте «стен текста».

Заключение

Простой язык необходим и клиентам, и компаниям. Прямота и простота не ухудшают контент, а делают коммуникацию ясной и эффективной. Следуйте перечисленным рекомендациям по написанию текстов, чтобы повысить читабельность.

Высоких вам конверсий!

По материалам: nngroup.com.

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

Генеральный партнёр: STRATE FZ-LLC License number 47005249 Address: B03-227 Business Center 02 RAKEZ Business Zone-FZ RAK (Ras Al Khaimah), United Arab Emirates Email: corporate@strate.ae