По всей видимости, такая модель бизнеса, как subscription commerce или бизнес по подписке, еще долго будет не сходить с глянцевых страниц деловых изданий, а интернет — пестреть кейсами компаний, которые добились немыслимого успеха в этой области. Очевидно, что больше всего от этого формата ведения бизнеса выигрывают софтверные фирмы, но сегодня вы не найдете ниши или отрасли, где бы не оказалось ни одной преуспевающей организации подобного типа.
Вот почему эта стратегия так привлекательна.
Разобравшись с тем, как работает данная бизнес-модель, в чем ее преимущества и как она повлияет на вашу текущую ценовую стратегию, вы сможете заложить фундамент для будущего успеха.
Содержание статьи
Состояние подписных бизнес-моделей в 2019 году
Примеры популярных бизнесов по подписке
Стриминговые сервисы
Ежемесячные наборы по подписке
Услуги питания
5 советов владельцам бизнесов по подписке
1. Поставьте цели как можно раньше
2. Ускорьте привлечение с помощью улучшения опыта
3. Оптимизируйте биллинг
4. Укрепляйте отношения с клиентами
5. Планируйте рост до того, как он случится
Используйте freemium как средство привлечения
Меняйте цены после каждого улучшения продукта
Всегда предоставляйте клиентам выбор
Что такое бизнес по подписке?
Это бизнес, в котором клиент получает доступ к некой услуге или продукту, совершая в пользу фирмы регулярные (ежемесячные или ежегодные) платежи.
Модель доходов от подписки
Подписная бизнес-модель позволяет вам напрямую получать выгоду от растущей ценности ваших с клиентами отношений. Это означает, что до тех пор, пока ваш клиент видит ценность вашей компании, услуг или продукта, он будет продолжать вам платить.
Модели регулярного дохода приводят к увеличению прибыли и укреплению отношений с клиентами
Из-за подписки ценность клиентов тем выше, чем дольше они пользуются вашими услугами.
Состояние подписных бизнес-моделей в 2019 году
Подписная модель продолжает наращивать популярность и в 2019 году. По данным исследований, затраты на привлечение клиентов (CAC) выросли более чем на 50%, а готовность платить за программное обеспечение непрерывно снижается на протяжении последних пяти лет. Лучшего времени, чтобы начать зарабатывать на подписке, не было и не будет.
Согласно опросу агентства McKinsey & Company, 46% клиентов уже оплачивают услуги стриминговых сервисов, а 15% оформили подписку в год участия в опросе.
Такие компании, как GoPro и Adobe, также ищут возможности для перехода к данной бизнес-модели; это самый надежный способ продолжать увеличивать ценность клиентов. Они понимают, как эта ценовая стратегия поможет им добиться успеха в долгосрочной перспективе.
Примеры популярных бизнесов по подписке
Не имеет значения, являетесь ли вы SaaS-агентством, стриминговым сервисом или компанией, занимающейся рассылкой так называемых наборов по подписке (subscription box). Первое, что поможет вам лучше разобраться в нюансах подписной модели, — знакомство с примерами лучших из лучших от мира подписных бизнесов.
Стриминговые сервисы
Сервисы потокового контента являются, пожалуй, наиболее известными примерами успешной реализации подписной модели бизнеса. Основатели Netflix и Spotify сумели построить невероятно успешные компании, вовсю используя все преимущества подписки.
Ценность своих сервисов они демонстрируют посредством развлекательного опыта, одновременно монетизируя его. Обе компании являются отличными примерами ценообразования на основе ценности, а freemium-план Spotify к тому же является отличным примером того, как вывести на новый уровень процесс привлечения новых пользователей.
Ежемесячные наборы по подписке
Такие компании, как Stitch Fix и Dollar Shave Club, добились успеха за счет оптимизации процесса покупки товаров бытового назначения (одежды или средств личной гигиены, к примеру). Подписная модель пришлась им впору, поскольку главная ценность, которую предоставляет компания, заключается не в реализуемых ею продуктах, а в удобном для покупателя процессе их покупки.
В своей работе обе фирмы активно используют данные о своих клиентах и практикуют персонализированный подход к каждому подписчику, что и позволяет им укреплять отношения с клиентами и выходить на новые рубежи развития. Компании создают все условия, при которых клиенты будут рады платить за простоту приобретения тех или иных товаров и их доставку к порогу дома.
Услуги питания
Сервисы по доставке еды/рецептов, — еще один пример использования подписной модели и монетизации удобства от предоставления услуги. В этом они как две капли воды похожи на подписные наборы, но не забывайте, что эти сервисы открывают доступ к нишевым продуктам, которые обязательны в случае подбора меню с учетом различных типов диет.
Базовая цена подписки может быть повышена за счет включения разного рода дополнений и апсейлов: это позволяет зарабатывать на готовых к дополнительным тратам особых категорий покупателей: веганов, приверженцев палео-диет и тех, кто хочет потреблять пищу без глютена. Это отличный пример того, как повысить ARPU (средняя выручка на одного пользователя) за счет дополнительной прибыли.
5 советов владельцам бизнесов по подписке
Применение этой универсальной бизнес-модели не избавляет вас от необходимости поиска подходящих конкретно вам инструментов и стратегий. Изложенные ниже 5 рекомендаций от экспертов отрасли позволит пройти этот этап с успехом.
1. Поставьте цели как можно раньше
Чего именно вы хотите достичь через подписку? Увеличение прибыли, более быстрый рост? Принятие этой бизнес-модели потребует от вас определения целей на самой ранней стадии. Такой подход гарантирует вам то, что выбранная вами ценовая политика позволит достичь всех поставленных целей. Когда ваш постоянный доход напрямую связан с ежемесячной или годовой платой, долгосрочное стратегическое мышление очень важно.
Также цели помогут вам разработать модель идеального покупателя (buyer persona) и структуру ценовых категорий. Соотнесение функций, включенных в те или иные тарифы, с потребностями различных целевых клиентов поможет вам выработать наиболее эффективную общую стратегию.
2. Ускорьте привлечение с помощью улучшения опыта
Уравнение довольно простое: чем больше клиентов, тем больше доход. Вот почему процесс регистрации в вашем сервисе должен быть максимально простым.
Качественный пользовательский опыт со временем обязательно улучшит все показатели эффективности вашего бизнеса. Сочетание с не менее продуманным процессом онбординга позволит также увеличить и среднюю готовность платить.
Опция регистрации должна быть доступна на каждом используемом вами канале — будь это лендинг, страница в соцсетях или сайт. Намного легче управлять ростом компании, когда любой пользователь способен оформить подписку на ваши услуги независимо от того, где он встретил ваше предложение или ваш контент. Так вы сможете организовать стройный и непрерывный поток желающих пополнить ряды ваших клиентов, что также является немаловажным фактором.
Увеличением количества привлеченных клиентов вы сможете компенсировать процент тех, кого вы упустили.
3. Оптимизируйте биллинг
Глупо терять доход от того, что ваша система биллинга по подписке не отличается надежностью. Большинство современных программных сервисов способны исполнять сложнейшие процессы, связанные с выставлением счетов, и вам нужно обзавестись ими. Не стоит испытывать терпение своих клиентов.
Ваши клиенты должны осознавать надежность вашего продукта или услуги на каждом этапе пути, и особенно тогда, когда они пытаются за него заплатить.
4. Укрепляйте отношения с клиентами
Успешность бизнеса по подписке зависит от прочных и продолжительных отношений с клиентами. Если ваши клиенты недовольны вами или вы стесняетесь говорить с ними о ценности предоставляемых вами услуг, они откажутся от них. Сосредоточьтесь на том, чтобы удерживать клиентов как можно дольше, развивайте отношения с ними.
Старайтесь узнать о своих клиентах как можно больше. Чем лучше вы будете осведомлены об их предпочтениях, целях и трудностях, тем более подходящее предложение сможете сделать, тем точнее будет ваша ценовая стратегия.
5. Планируйте рост до того, как он случится
Подписная модель поможет вам масштабировать свой бизнес. Стабильный поток предсказуемого дохода, оцениваемый по показателям оттока и эксплуатационным расходам, обеспечит устойчивый рост, на который вы и рассчитываете. Без этих знаний ваша растущая клиентская база может быстро перегрузить существующую инфраструктуру.
Других бизнес-моделей, обеспечивающих такое же постоянство, просто не существует. Эффективно отслеживая MRR, ARR и показатели оттока, можно легко вносить коррективы по мере роста вашей компании. Это делает вашу компанию более гибкой и свободной в предоставлении наилучшего опыта как клиенту, так и команде.
Закрепление подписной модели
Теперь, когда вы в курсе основных стратегий, используемых при построении бизнеса по подписке, следует сделать еще один шаг и научиться управлять этой моделью после ее запуска.
Используйте freemium как средство привлечения
Freemium — это средство привлечения клиентов, а не модель для организации постоянного дохода. Он поможет вам значительно расширить верхнюю часть воронки и даст больше времени на развитие отношений с потенциальными покупателями.
Обеспечивая компанию нескончаемым потоком новых клиентов, freemium стал драйвером роста для таких известных фирм, как Slack и Dropbox, помогая им компенсировать CAC в долгосрочной перспективе.
Чистое удержание в долларах для freemium-продуктов также намного выше
Позволяя клиентам ощутить ценность продукта с помощью freemium-плана, вы упрощаете себе задачу по предложению им каких-либо дополнительных продуктов или перехода на премиальные тарифные планы, где они смогут извлекать пользу из вашего продукта на все 100%.
Меняйте цены после каждого улучшения продукта
Подписные модели ценообразования отличаются высокой адаптивностью; поэтому обновление цен на предлагаемый вами продукт не должно быть для вас проблемой.
С помощью исследований клиентов и рынка вы сможете узнать о благоприятной для изменения цен ситуации и привести компанию к успеху и процветанию.
Проводите процесс пересмотра цен каждые полгода. В то время как обновления и улучшения вашего продукта обычно требуют обновления и вашей структуры ценообразования, анализ каждого второго квартала гарантирует, что вы всегда думаете о том, что лучше для вашего бизнеса, а также для ваших клиентов.
Всегда предоставляйте клиентам выбор
Вариант, когда вы предлагаете всем подписчикам одну и ту же цену, не взирая на различия в их потребностях и преследуемых ими целях, не очень подходит бизнесу по подписке. Клиенты должны иметь возможность принимать участие в формировании цены, по которой они будут пользоваться сервисом, ориентируясь на собственные потребности и цели. Это поможет вам привлечь больше покупателей.
Результаты исследований показывают, что компании со разноуровневыми тарифными планами, как правило, имеют более высокий ARPU, чем те, у которых подобной ценовой структуры не имеется. Как вы уже поняли, тарифы следует выделять на основе готовности аудитории платить за продукт и предпочтительности тех или иных функций продукта, и это все означает, что вы будете обращаться к различным типам клиентов.
Высоких вам конверсий!
По материалам: priceintelligently.com