Почти два года назад компания Bird запустила первый сервис по шерингу электросамокатов в Санта-Монике, штат Калифорния, и вскоре после этого стала номер один на рынке. Даже в те времена, когда на улицах было лишь несколько десятков самокатов, уже можно было услышать их шум и почувствовать, как передвижение на электросамокатах становится реальностью. Спустя два года микромобильность стала глобальным явлением: страны меняют законы и инфраструктуру городов, чтобы приспособиться к новому виду транспорта. И хотя изменения происходят стремительно, в обществе еще бытует много мифов вокруг электрических средств передвижения. Надеемся, этот пост прояснит некоторые моменты.
Содержание статьи
Миф №1: «Электросамокаты — просто модное явление»
Миф №2: «Это маленький рынок»
Миф №3: «На электросамокатах можно кататься пару месяцев в году»
Миф №4: «Юнит-экономика не работает»
Миф №5: «Слишком много игроков на рынке электросамокатов»
Миф №6: «Отсутствие возможности для расширения бизнеса»
Миф №7: «Это гонка к нулю»
Миф №8: «Регулирование убьет рынок электросамокатов»
Вместо заключения
Миф №1: «Электросамокаты — просто модное явление»
Прошлой зимой много говорили и писали о том, что мода на электросамокаты проходит, доходы падают и т.д. На самом деле, спад произошел зимой, что было вызвано предсказуемой сезонностью. Весной и летом наблюдался рост такой же значительный, как и в прошлом году. И доходы компаний по прокату электросамокатов продолжают расти. Это можно увидеть на графике Second Measure, основанном на данных рынка в США. Международные рынки не учитывались, хотя и там рынок стремительно растет.
Рост доходов компаний по прокату электросамокатов и электровелосипедов
в 2018 году и в марте 2019 года
Миф №2: «Это маленький рынок»
В связи с разговорами, что развитие компаний по прокату электрических транспортных средств застопорилось, появились высказывания о том, что это небольшой, нишевый рынок. Но поскольку продажи снова начали расти, еще нет понимания того, насколько большим может стать рынок. Что действительно известно на сегодняшний день, так это то, что большинство поездок по городу являются короткими и электросамокаты зачастую — самый быстрый и наиболее удобный способ передвижения в условиях перегруженных дорог. Тренд на использование электрических транспортных средств становится глобальным и поддерживает такие тенденции, как отказ от поездок на общественном транспорте и сокращение числа личных автомобилей. По мере того как города будут становиться более удобными для электросамокатов (появятся отдельные полосы движения и парковки), их использование станет распространенным явлением. В подробном отчете Barclays от марта этого года утверждается, что к середине 2020-х годов рынок микромобильных транспортных средств будет оцениваться в 800 миллиардов долларов. Иными словами, рынок огромен.
Миф №3: «На электросамокатах можно кататься пару месяцев в году»
Это утверждение верно только для первого поколения электросамокатов. Такие устройства предназначались для розничной продажи, а не для коммерческого использования. Они легко ломались, не подходили для непогоды, имели слабые аккумуляторы, не обладали противоугонной системой и, что критически важно, поставка деталей для них не была налажена — так что даже незначительная поломка становилась серьезной проблемой. Но у этих электросамокатов было одно ключевое преимущество: они были доступны. Вот почему их продажи быстро росли. С тех пор, например, компания Bird осуществляет вертикальную интеграцию, разрабатывая и производя собственные электросамокаты. Это позволяет им обеспечивать быструю обратную связь с сервисными центрами, внедрять новые нормативы и тестировать новейшие противоугонные технологии. Срок службы и период использования современных коммерческих электросамокатов (Bird Zero и Bird One) увеличивается с каждой успешной интеграцией новой технологии.
Миф №4: «Юнит-экономика не работает»
Как и в случае с предыдущим мифом, миф №4 был справедлив для первого поколения электросамокатов. Не учитывалась способность передовых компаний со временем улучшить юнит-экономику. За последние 6 месяцев компания Bird добилась огромных успехов в этом направлении, что положительно влияет на использование электросамокатов, которые составляют 75% парка, и это число быстро растет. Другими словами, Bird зарабатывает с каждой поездки Bird Zero и Bird One. Расчет включает в себя оплату, ремонт, другие расходы и стоимость транспортного средства (амортизацию). Примечательно, что каждое последующее поколение микромобильных транспортных средств способствует улучшению юнит-экономики. Интересно, что Bird имеет лучшую юнит-экономику, чем Uber и Lyft (главным образом потому, что не нужно платить водителю — в некотором смысле транспортные средства управляются сами).
Миф №5: «Слишком много игроков на рынке электросамокатов»
Это правда. Например, в США сейчас очень много компаний занимаются прокатом электросамокатов. Но несмотря на количество игроков реальность такова, что только двум компаниям принадлежит подавляющая доля рынка. Рынок уже консолидируется. Bird недавно приобрел Scoot, получив доступ к рынку в Сан-Франциско. Крайне важно, что компании, составившие конкуренцию Bird год назад, в этом году потеряли контроль на рынке, создав ценный прецедент для других стран. В Париже 6 из 12 игроков недавно прекратили свою деятельность. Небольшие компании устают терять деньги, городским службам неудобно работать с неограниченным числом операторов и они выбирают несколько опытных. Рынок продолжит консолидироваться по мере совершенствования нормативно-правовой базы, слияний компаний и поглощения небольших операторов более крупными.
Миф №6: «Отсутствие возможности для расширения бизнеса»
Это правда, если вы хотите привязать самокаты к мобильному приложению, работать в нескольких городах и терять деньги, возможности для расширения практически отсутствуют. Но если вы хотите использовать вертикально интегрированную и глобально масштабируемую платформу микромобильности, имеющую положительную юнит-экономику, как это делает Bird, ваши возможности неограничены. Не случайно, два крупнейших оператора производят собственные транспортные средства, в то время как остальные пытаются работать, используя слабые стандартные модели (например, Ninebot Max продолжает использовать устройства с открытыми проводами, которые легко обрезают вандалы). Вертикальная стратегия выгодна крупнейшим мировым операторам, способным масштабировать. Лидеры рынка также делают ставку на постоянных клиентов, отлаженную поставку запасных деталей, сервисные центры, станции подзарядки, грамотную утилизацию и общее эксплуатационное превосходство. Возможности для расширения огромны.
Миф №7: «Это гонка к нулю»
Часто в качестве подтверждения мысли о том, что развитие рынка электросамокатов есть гонка к нулю (англ. выражение «race to zero» означает постоянное снижение стоимости), приводят пример рынка совместного использования велосипедов в Китае. Но история с велосипедами в Китае не повторилась в случае с электросамокатами. Наоборот, все основные операторы за последние несколько месяцев подняли цены, что не оказало отрицательного влияния на рост рынка. Похоже, что у крупных игроков нет желания устраивать ценовую войну. Венчурные капиталисты устали от стратегий роста финансирования за счет отрицательной юнит-экономики, а такие компании как Uber и Lyft находятся под сильным давлением, чтобы увеличить маржу.
Также есть осознание того, что войны субсидий не работали при совместном использовании велосипедов, так что вряд ли они будут работать и в случае с электросамокатами, где не только нужно открыть новое приложение, но и пройтись, чтобы найти другой самокат. Тот факт, что электросамокаты нужно обеспечить станциями подзарядки, повышает сложность их эксплуатации по сравнению с теми же велосипедами. В конце концов, китайский рынок не может быть ориентиром, потому что он долго не регулировался. В США и Европе обязательное регулирование использования электрических транспортных средств гарантирует, что рынки не будут переполнены.
Миф №8: «Регулирование убьет рынок электросамокатов»
Сейчас уже понятно, что электросамокаты — не просто модное явление. Многие города, где поначалу их использование было запрещено, пересмотрели свое отношение и постарались приспособить инфраструктуру для электросамокатов. Однако вопрос регулирования их использования остается актуальным. Например, в Москве в апреле этого года хотели запретить передвижение на мощных электросамокатах. Позже эта инициатива была пересмотрена. Тем не менее депутаты Мосгордумы заявили о необходимости разработки правил использования электросамокатов на законодательном уровне. Прежде всего возникает вопрос о статусе людей, управляющих электросамокатами: сейчас они относятся к пешеходам, но возможно их стоит отнести в отдельную группу. Также требуется внести изменения в правила дорожного движения, создать соответствующую инфраструктуру.
Городские власти все чаще рассматривают электросамокаты как важнейшую часть городской мобильности и создают инфраструктуру для их более широкого использования: от расширения велодорожек до оборудования специальных парковок. Еще недавно власти Москвы хотели запретить электросамокаты, а сейчас думают, как улучшить инфраструктуру для комфортного передвижения на этих транспортных средствах.
Вместо заключения
Микромобильность — это огромный, быстрорастущий рынок, который стремительно консолидируется — крупные игроки используют эффект масштабирования и структуры регулирования. Позитивные сдвиги в юнит-экономике достигнуты, по крайней мере компанией Bird. Самое главное, что микромобильность — это отличное решение серьезной проблемы массового скопления людей в больших городах. Невероятно, но этому рынку всего два года.
Электросамокаты стали еще одной революцией в области электрических транспортных средств. И если Tesla доказывает, что лучший автомобиль — электромобиль, электроскутер становится самым дешевым и удобным вариантом для коротких поездок. Удивительно наблюдать появление и развитие новой категории в сфере транспорта.
Высоких вам конверсий!
По материалам: medium.com