Чтобы привлечь внимание клиента, повысить его лояльность и стимулировать продажи, бизнес использует разные инструменты. Один из них — геймификация.
Геймификация — это различные игровые механики, встроенные в не игровую среду: сайт, приложение, форум, соцсети, HR-систему управления обучением и даже корпоративную сеть.
Цель геймификации — вовлечь студентов, клиентов, работников или партнёров и стимулировать их совершить какое-то действие: начать сотрудничество или коммуникацию, более продуктивно работать или учиться, больше продавать и т. д.
Как это работает в обучении и бизнесе, рассказываем в статье.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Как бизнес может использовать геймификацию?
В фитнес индустрии
В финансах
В медицине
В продажах
В образовании
Что такое геймификация?
Есть два метода: метод кнута и метод пряника. Так вот геймификация — это пряник. Это возможность добиться желаемого через удовольствие того, кто в ней участвует.
В бизнесе компания использует этот метод для достижения конкретной бизнес-цели:
либо обучает сотрудников с помощью элементов игры, либо повышает их мотивацию — работать усерднее, продавать больше, закрывать сделки выгоднее.
В образовании геймификация — это способ стимулировать вовлечённость школьников или студентов в образовательный процесс.
Элементы игры внедряют в процесс обучения. Это может быть мотивирующая изучать что-то новое видеоигра или, например, присуждение медалей за выдающиеся успехи в классе, квест по книге для студентов или квиз по недавно изученной дисциплине.
Вариант видеоигры Minecraft для обучения — пример геймификации в образовании. Это игровая платформа, которая, по словам разработчиков, мотивирует к творческому и инклюзивному обучению в игровой форме
Правила, то есть игровую механику, университеты, школы и частные компании устанавливают сами. Они решают, какие конкретные шаги и при каких условиях должен выполнить участник для получения награды.
Игровую механику выбирают исходя из целей, которые преследует бизнес или школа: игроки могут получать очки, чтобы занять первую строчку в списке лидеров, или материальный приз, или выходной.
Зачем бизнесу геймификация?
Исследования показывают, что 83% сотрудников гораздо более мотивированы, когда их обучение проходит в игровой форме, а в 60% случаев геймификация помогает повысить продуктивность работников.
Некоторые компании уже внедрили геймификацию и получили те же результаты на практике.
Deloitte для обучения новых аналитиков создала виртуальный зомби-апокалипсис, в котором аналитик (главный герой) должен спасти мир (создать лекарство).
Игра разбита уровни — модули. На каждый модуль у человека есть всего 3 дня — игрок выполняет задания, связанные с его новыми обязанностями, и спасает мир. А заодно адаптируется к новой работе. Такая игровая механика позволила сократить срок адаптации почти в 2 раза.
Через геймификацию человек учится взаимодействовать с продуктом или бизнесом, узнает преимущества продукта или бренда, приобретает положительный, а самое главное простой опыт. Так человек преодолевает психологический барьер боязни нового.
В США для привлечения молодежи и повышения её лояльности к армии запустили бесплатную онлайн-игру. Любой желающий может попробовать пройти онлайн-стратегию и попробовать свои силы в роли новобранца. В игре участники получают награды — очки и знаки почёта, такие же как в реальной армии.
Но это не единственная ценность геймификации. Она также позволяет получить ценные данные, которые могут помочь повлиять на маркетинговые кампании и бизнес-цели.
Потому как, когда компания взаимодействует с работником или клиентом через игру, она может лучше понять:
- как и где человек проводит время,
- что ему интересно, и
- в какое время он активен.
Как бизнес может использовать геймификацию?
В бизнесе геймификацию можно внедрить в различных отделах, включая продажи, маркетинг, HR и рекрутинг.
Например, розничные продавцы и интернет-магазины используют геймификацию для демонстрации положительного поведения клиентов. А в производстве и HR игровые механики повышают продуктивность и лояльность сотрудников.
Мы проанализировали примеры из разных отраслей и выбрали несколько наиболее интересных из них.
В фитнес индустрии
В некоторых сферах геймификация помогает совершенствовать продукт. В фитнес-сегменте и спорте игра стала частью фитнес-программ — вместо реального тренера человека учит ИИ.
Например, владельцы Apple Watch могут установить приложение Fitness+ и заниматься дома с роботом. А люди, пользующиеся приложением Zwift, могут ехать на велосипеде по пустыне, не покидая собственного дома.
Изображение: pinterest. Автор: Fitness and Lifestyle Coach Francesca
Другой пример геймификации в фитнесе — приложения с NFT-одеждой. Пользователи STEPN могут не только заниматься спортом (бег, быстрая ходьба), но и зарабатывать на этом. За каждый пройденный километр участник получает токены, которые может вывести на криптокошелек или использовать в игре.
Монетизация позволяет компаниям привлекать пользователей, которые не являются основными покупателями их продукции — в примере STEPN тех, кто не занимается спортом.
В финансах
Аналогично можно использовать геймификацию в банковской отрасли. Разберем на примере Тинькофф и Сбер.
Тинькофф запускает игровых механики в самом приложении. В Тинькофф Инвестиции пользователи получают награды за каждое совершенное действие — пополнение брокерского счета, покупку облигаций и т. д. В Тинькофф Банк — за покупку товаров разной категории, просмотр историй, переводы и т. д.
Изображение: acdn.tinkoff.ru
Какие задачи Тинькофф решает с помощью игр, они рассказали в своей презентации. Мы приводим для вас краткое резюме:
- Банк увеличил количество касаний с клиентом. Пример игра «5 букв» — клиенты могли выиграть дополнительный кешбэк за отгаданное слово. Участники отслеживали уведомления и каждый час отгадывали слово.
Разработчики отменили низкий процент отказов и высокую активность пользователей. Всего в игре поучаствовало более 1 800 000 человек.
- Повысил уровень социального одобрения. Клиенты получали медальки и охотно делились своим статусом в соцсетях. Так компания повышала лояльность действующих клиентов и получала бесплатные охваты с репостов.
Изображение: acdn.tinkoff.ru
- Сформировал у людей привычку пользоваться продуктом. В этом им помогла игра «Монополия». 164 000 игроков выполнило 2 187 000 заданий и всё ради того, чтобы получить возможность выиграть главный приз. Участники создавали комьюнити, в которых обсуждали, как пройти игру.
Изображение: acdn.tinkoff.ru
Чтобы геймификация понравилась клиентам, нужно учитывать их предпочтения — понимать, что им важно, какими продуктами они пользуются, как взаимодействуют с компанией, как можно встроить игру в их жизнь.
Сбер пошёл дальше. Финтех внедряет геймификацию во все сферы — коммуникацию с клиентами, корпоративный сектор и отношения с партнёрами. Компания запустила отдельную платформу, где можно найти все ее игровые механики.
Изображение: gl.sberlabs.com
На сайте уже работают квесты для дошкольников, образовательные модули для учеников. Есть даже трекер для полезных привычек.
В медицине
Компания Omnicare считается крупнейшим поставщиком медикаментов в США. В 2013 году её служба поддержки работала плохо: пользователи жаловались на долгое ожидание. Это привело к большому проценту отказов.
Чтобы как-то выправить ситуацию, использовали геймификацию — сотрудники получали баллы, которые затем могли обменять на награду: подарочные карты в Amazon, билеты в кино и т. д.
Изображение: Growthengineering.co.uk
В 2016 году компания пошла ещё дальше — запустила собственную бейсбольную онлайн-игру с конкретными заданиями. Например, у каждого члена технической команды было «девять иннингов» (дней) на закрытие билетов (конкретных задач).
За каждый закрытый билет они получали «хоумран» — в бейсболе это очко автоматом. Мотивация сработала — всего за 9 дней время ожидания клиентов сократилось на 50%.
В продажах
Геймификация в продажах обычно направлена на мотивацию торговых представителей и продавцов для достижения индивидуальных или командных целей продаж. Для этого придумывают таблицы лидеров со значками и баллами.
Хороший пример такой геймификации — опыт техасского банка Extraco, который увеличил конверсию в 2 раза и привлек на 700% больше клиентов, после того как внедрил геймификацию в процесс обучения.
В образовании
В онлайн-курсах Coursera тоже есть геймификация: это и трекер расписания, и отмеченный зеленым цветом пройденный материал курса, и возможность задать себе цели на неделю.
Онлайн-курсы Coursera — пример геймификации в образовании. Игровые элементы: трекер расписания, цели, подсчет часов до окончания курса и многое другое
Как внедрить геймификацию?
Совсем не обязательно разрабатывать новый продукт, сложное приложение или отдельный сервис. Попробуйте добавить элементы игры в то, что у вас уже есть — на сайт или в соцсети. В маркетинге такой метод работы называют структурной геймификацией.
Структурная геймификация направлена на то, чтобы взять существующие материалы/системы/процессы и дополнить их новыми и динамичными элементами.
Например, если в компании есть учебные материалы на сайте или в приложении, можно дополнить их индикатором выполнения и мини-играми между модулями и давать награды по мере продвижения пользователя.
Таким образом, пользователи по-прежнему будут изучать те же материалы, но их опыт станет гораздо более увлекательным.
Вот как можно разнообразить опыт клиентов с помощью геймификации:
- Добавьте счётчик выполнения цели. Вы можете показывать, сколько времени осталось до того, как человек выполнит задачу.
- Придумайте систему мотивации. Сделайте стикеры или значки, которые можно дарить клиентам или работникам за то, что они уже сделали.
- Придумайте что-то вроде таблицы лидеров. Конкуренция — отличная мотивация.
- Добавьте поэтапный доступ к контенту. Пользователь может перейти на следующий этап только после выполнения всех заданий. Особенно актуально для обучения.
- Добавьте ограничение по времени. Например, счётчик обратного времени. Это подтолкнёт людей быстрее выполнить задание.
Если изменить интерфейс вы не можете, попробуйте изменить контент. Для этого можно:
- Адаптировать текст. Он должен быть коротким, весёлым и лёгким. Оставляем суть, меняем контекст и добавляем юмор.
- Добавить динамику, например рандомный выигрыш. Это всегда интригует и стимулирует вернуться. Пример такой игры «Колесо фортуны» — его легко встроить в сайт, не нужно вносить глобальные изменения.
«Колесо фортуны» может предлагать скидку или бесплатную доставку. Изображение: George Mirotsos из Company & Product News
Изменить стратегию. Попробуйте предложить клиентам другой способ взаимодействия, иногда неожиданная подача сама по себе воспринимается, как игра.
Выбирайте свой вариант и действуйте. Высоких вам конверсий!