Soft skills (гибкие навыки) — это набор навыков, которые показывают, какой у человека характер и как успешно он взаимодействует с другими людьми.
Простыми словами, soft skills - это навыки простые навыки, которые отвечают за способность людей четко выражать свои мысли, находить подход к другим людям, эффективно управлять своим временем, проявлять креативность и т. д.
Многие компании считают, что первоклассные специалисты, помимо знаний и навыков, связанных с конкретной профессией, имеют в арсенале еще и гибкие навыки. В глазах компании это делает специалиста ценнее и дороже.
Рассказываем в статье, что это за навыки и как их прокачать.
Содержание статьи
7 востребованных гибких навыков и способы их развития
Эмоциональный интеллект, или EQ
Адаптивность, или гибкость ума
Сотрудничество
Умение убеждать
Креативное или творческое мышление
Тайм-менеджмент
Умение принимать решения
Что такое soft и hard skills?
Soft skills, или гибкие навыки, связаны с характером человека и его способностью контактировать с окружающей средой.
Hard skills, или жесткие навыки, — непосредственно профессиональные навыки. Они помогают решать конкретные задачи в работе.
Например, если человек работает автомехаником, то ему необходимо уметь чинить машины, веб-дизайнеру — отрисовывать сайты, копирайтеру — писать тексты и т. д.
Большинство компаний ищут сотрудников с развитыми гибкими навыками, так как считают, что жестким навыкам куда проще научить. Гибкие же навыки формируются в течение всей жизни, их можно развивать, но достаточно тяжело измерить.
Наличие профессиональных умений подразумевается само собой, в то время как ожидания к гибким навыкам компании прописывают более подробно, как видно на примере вакансии ниже.
Давайте разберем на примере, как гибкие и жесткие навыки тесно переплетаются в работе. Например, в IT-компании работает разработчик. Он отлично знает свое дело, быстро решает задачи, но совершенно не умеет взаимодействовать с командой. Неохотно отвечает на вопросы проджект-менеджера, винит других коллег-разработчиков в возможных ошибках и считает себя самым лучшим.
В конечном счете с таким человеком никто не захочет вести совместный проект и лишний раз взаимодействовать. Получается, несмотря на профессиональные навыки, его опыт обесценивается, так как с ним невозможно работать.
Зачем нужны гибкие навыки?
Давайте разберем на примере. Представьте, что в IT-компании работает разработчик. Он отлично знает свое дело, быстро решает задачи, но совершенно не умеет взаимодействовать с командой: неохотно отвечает на вопросы менеджера, винит других коллег-разработчиков в ошибках и считает себя самым лучшим.
С таким человеком никто не хочет вести совместный проект и лишний раз взаимодействовать. Получается, несмотря на профессиональные навыки, его опыт обесценивается, так как с ним невозможно работать.
Гибкие навыки необходимы всем людям, но в зависимости от профессионального уровня они могут варьироваться. В начале карьерного пути умение быстро обучаться и быть любознательным помогут в развитии. А если человек занимает руководящую должность, то без умения вести переговоры и давать качественную обратную связь сотрудникам не обойтись.
По данным исследования Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Станфордского исследовательского центра
За пределами офиса гибкие навыки помогают найти круг друзей, завоевать сердце любимой девушки и даже договориться о скидке на Avito. Получается, soft skills полностью универсальны во всех сферах жизни человека.
7 востребованных гибких навыков и способы их развития
Каждый год социальная сеть LinkedIn анализирует огромное множество вакансий и выйдет список самых востребованных гибких навыков. Мы собрали 7 самых востребованных soft skills и советы по их развитию.
Эмоциональный интеллект, или EQ
Помимо IQ (уровня интеллекта), есть еще и EQ (Emotional Quotient, или эмоциональный интеллект).
EQ — это способность чувствовать и понимать свои, а также чужие эмоции; умение отделять личные ощущения от фактов и адекватно реагировать на любую ситуацию.
Работодателям нужны сотрудники и менеджеры, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта. Все потому, что это влияет не только на производительность на работе, но и на то, как человек общается со своими коллегами и клиентами.
Данные Statista о количестве компаний по всему миру, обращающих внимание на гибкие навыки сотрудников
Как развивать:
- Наблюдайте, как вы реагируете на людей. Возможно, вы спешите высказать свое мнение, не разобравшись в вопросе, и часто предвзяты.
- Анализируйте, что вы чувствуете во время общения с другими людьми. Представьте, что вы — это другой человек. Представьте, как прошел его (ваш) день и что он (вы) делали до этого разговора.
- Учитесь быть более открытыми и принимайте точки зрения других людей. Проведите эксперимент: примите чужую точку зрения и обоснуйте ее для себя.
- Изучите, как вы реагируете на приятные моменты и на стрессовые ситуации. Всякий раз при стрессе специально подменяйте эмоции. Так вы активируете новый нейронный путь — ваш мозг станет реагировать на стресс другим образом.
- Учитесь брать ответственность за свои слова и действия. Если вы обидели чьи-то чувства, извинитесь прямо — не игнорируйте то, что вы сделали, и не избегайте этого человека.
Адаптивность, или гибкость ума
Адаптивность означает способность проявлять гибкость и приспосабливаться к изменяющимся факторам, условиям или окружающей среде.
Возможность адаптации высоко ценится на всех рабочих местах, поскольку любой развивающийся бизнес непредсказуем.
Кроме того, развитие адаптивности также может означать развитие других гибких навыков, таких как коммуникация и сотрудничество.
Как развивать:
- Если есть изменения в работе, а вы к ним не готовы, не молчите и не стрессуйте, а попросите разъяснений у товарищей по команде и менеджеров — они помогут вам лучше спланировать переход.
- Попросите у руководителей возможность поработать над задачами, с которыми вы раньше никогда не сталкивались. Новая ситуация поможет вывести вас из привычных обстоятельств и снять с глаз шоры.
- В повседневной жизни можно попробовать менять какие-то привычные вещи. Приготовьте завтрак, который никогда не готовили, дойдите до работы по новому маршруту — меняйте что-то небольшое, но регулярно.
Сотрудничество
Сотрудничество — это совместная работа с людьми, для решения какой-то задачи или проблемы. Это тот навык, который наглядно показывает, как человек умеет контактировать с разными людьми.
Как развивать:
- Участвуйте в разных мероприятиях компании, не пропускайте тимбилдинги. Совместные действия могут улучшают общение в офисе за счет повышения морального духа и укрепления связи между коллегами.
- Если у вас сниженная нагрузка, участвуйте в других проектах, с которыми вы не сталкивались раньше. Вы сможете увидеть, как взаимодействуют другие люди, и пополнить свою копилку гибких навыков.
- Прислушивайтесь к мнению других. Научитесь распознавать, когда у кого-то есть более сильная идея, чем ваша собственная, и поддерживайте ее реализацию.
Умение убеждать
На рабочем месте убеждение — это процесс приведения убедительных аргументов, которые влияют на других и заставляют их действовать, как правило, на благо компании.
Это один из тех гибких навыков, который работодатели сочтут особо ценным. Первый шаг к развитию — обрести уверенность в себе, своих словах, поступках и способностях.
Как развить:
- Развивайте уверенность в своих словах. Если вам необходимо кого-то в чем-то убедить, постарайтесь несколько раз мысленно или вслух проговорить самому себе то, что вы собираетесь сказать человеку.
- Практикуйте навыки общения с людьми. Парадоксально, но сперва вам придется обратиться к книгам. Почитайте Дейла Карнеги и его советы, ставшие уже классикой в искусстве самосовершенствования. Посмотрите, что советует издательство «МИФ»: книги по саморазвитию — одна из их стезей.
Креативное или творческое мышление
Креативное мышление помогает найти неординарные решения для новых или старых проблем. В сфере digital этот гибкий навык очень ценится, так как зачастую именно креативное мышление необходимо, чтобы заинтересовать аудиторию продуктом или услугой компании и повысить прибыль.
Как развить:
- Делайте стандартные вещи по-новому. Попробуйте начать делать привычные вещи непреобладающей рукой, если вы левша — то правой и наоборот. Слушайте музыку, которую раньше никогда не слушали.
- Откройте для себя новые хобби. Пробуйте новый спорт, активности, творчество.
- Записывайте идеи. Каждый день в нашей голове мелькают десятки новых идеи, о которых через какое-то время мы забываем. Создайте привычку сразу же записывать необузданную идею, чтобы потом попытаться ее реализовать.
Тайм-менеджмент
Способность эффективно управлять своим временем даст вам возможность лучше планировать задачи, а работодателю — уверенность в том, что вам можно доверять и вы точно не сорвете дедлайн.
Как развивать:
- Начните планировать свой день. Можно завести привычку каждый вечер или каждое утро записывать дела, которые необходимо выполнить в течение дня. Для этого существуют ежедневники, электронные приложения или блокнот.
- Используйте техники тайм-менеджмента. Они направлены на то, чтобы помочь людям концентрироваться на важных задачах и забывать включать туда свой отдых.
- Учитесь расставлять приоритеты. В жизни существуют срочные, несрочные, важные и неважные задачи. Необходимо научиться приоритезировать их и стараться избавиться от ненужных телодвижений.
Умение принимать решения
Принятие решений — это умение человека сознательно находить лучшее решение из существующих вариантов. Оно помогает быстро и эффективно достигать своих целей, приводить любой проект или задачу к результату.
Принятие простейших решений в повседневной жизни — в какой ресторан пойти обедать, какой фильм посмотреть — это шанс развить ваш навык.
Как развивать:
- Когда появляется сложная задача, попробуйте придумать как минимум 5 способов решения и проанализируйте каждый вариант. Со временем, вы научитесь быстрее находить выход из ситуации, так как мозг привыкнет подбирать сразу несколько вариантов решения, а не один.
- Не позволяйте стрессу и гневу взять над вами верх. Советов целая куча: сходите на прогулку, займитесь йогой, сделайте 10 приседаний или берпи, пообщайтесь с друзьями, помедитируйте.
- Взвесьте все «за» и «против». Столкнувшись с серьезным решением, нужно оценить общую картину происходящего. Напишите список плюсов и минусов, а затем сравните их.
Заключение
Нельзя сказать что развитые гибкие навыки решат все проблемы человека. Soft skills нужно развивать вместе с hard skills: они должны дополнять друг друга.
Чтобы начать саморазвитие уже сегодня, выделите гибкие навыки, которые уже у вас есть, и те, которых у вас еще нет. Среди отсутствующих выберите те, которые вам действительно пригодятся в работе и жизни. Понимание своих сильных и слабых сторон — это уже первый шаг к изменениям.
После того как вы определили вектор развития, расставьте приоритеты. Не нужно пытаться одновременно прокачивать абсолютно все навыки. Найдите гибкий навык, которого, по вашему мнению, вам не хватает прямо сейчас, и займитесь его развитием с помощью советов и упражнений из нашей статьи.
Высоких вам конверсий!