Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Декомпозиция: как упростить себе жизнь и достичь результатов

Декомпозиция: как упростить себе жизнь и достичь результатов

Декомпозиция: как упростить себе жизнь и достичь результатов

Декомпозиция — это разделение одной крупной цели на задачи для успешного достижения этой самой цели; простыми словами декомпозицию применяют для продуктивного распределения времени и ресурсов и чтобы не испытывать страх перед огромной задачей.

Мы расскажем, в чем может помочь декомпозиция и как правильно использовать этот инструмент в жизни и в бизнесе.

Содержание статьи

Что такое декомпозиция

Отличия декомпозиции от других видов планирования

Зачем нужна декомпозиция?

Оценить реалистичность проекта и цели
Осознать все задачи на этапах
Поставить выполнимые задачи
Расставить приоритеты
Понять порядок задач
Увидеть все шаги
Оценить сроки
Сформировать ресурсы
Оценить достижения
Провести более точную оценку

Как сделать декомпозицию?

Как использовать декомпозицию?

S.M.A.R.T.
Пошаговая декомпозиция
Декомпозиция в виде Mind map

Заключение

Что такое декомпозиция?

По принципу декомпозиции каждая цель делится на задачи, а те, в свою очередь, делятся на мелкие задачи до тех пор, пока не появится абсолютно понятный поэтапный план действий.

В идеале совокупность всех задач не превышает по сложности исходную цель, то есть чем крупнее цель, тем больше будет задач. 

Пример декомпозиции цели в виде mind map

Декомпозицию применяют во всех сферах, начиная с личного планирования и саморазвития, до стартапа или масштабирования бизнеса. В любом случае каждая крупная цель делится так, чтобы ее можно было достичь одному или в команде и чтобы все этапы и задачи были понятны.

Декомпозиция — это второй инструмент после целеполагания, помогающий бизнесу развиваться. Для начала любой руководитель или вы сами должны поставить цель, то есть конечный и понятный результат, которого вы хотите достичь и ради которого работаете. Например: укрепление на рынке, расширение ассортимента или увеличение персонального заработка.

Когда есть установленная цель, четкая, ясная со своими критериями, только тогда можно применять декомпозицию. Нужно понимать, что все задачи и проблемы, которые будут ставиться, также должны быть понятно сформулированы.

Например, цель «больше заработать», очень размыта. Цель: «зарабатывать в месяц $Х» более точная. Ее легче разбить:

  • «попросить повышение на работе»,
  • «рассмотреть варианты смены работы», или
  • «найти дополнительный заработок».

Кроме того, плюс декомпозиции не только в достижении цели и продуктивности работы. При разбивании цели на задачи становится понятнее, что приоритетнее и должно быть сделано первым. Неизвестность перестает пугать, и тогда работа проходит продуктивнее.

К тому же принцип декомпозиции положительно влияет на удовлетворенность человека. Когда при достижении чего-то мы обращаем внимание на пройденный путь, а не только на результат, то получаем больше радости и гордимся собой.

Отличия декомпозиции от других видов планирования

Декомпозиция кажется очень знакомым принципом: многим известна фраза «слона нужно есть по частям». Но чем декомпозиция отличается от других принципов планирования и чем хорош именно этот подход?

Основные отличия:

  • Логичность: декомпозиция подразумевает всегда единую логику в системе.
  • Равные уровни: деление цели на равные задачи, одинаковые по времени или по количеству затрачиваемых ресурсов в своей плоскости.
  • Иерархия: от сложного к максимально простому и решаемому.
  • Мелкие составляющие: чем меньше и понятнее, тем лучше. Декомпозиция считается сделанной, когда не осталось что разбивать. Последние задачи можно выполнить за ограниченное время, примерно за пару часов. 
Декомпозиция цели «организовать совещание»: на схеме видно, что прописана не только цель, но и метод ее осуществления (имейл, вручную и т. д.)
Декомпозиция цели «организовать совещание»: на схеме видно, что прописана не только цель, но и метод ее осуществления (имейл, вручную и т. д.)
  • Время: у задач есть четкое положение во времени. То есть после окончания декомпозиции можно спрогнозировать время выполнение цели.
  • Четкость формулировок: все, что будет написано в вашем плане должно быть понятным и вам, и другим членам вашей команды. Помимо формулировок задач, лучше использовать еще и признаки достижения. Например, задать себе вопрос: «Какие признаки будут означать то, что цель достигнута или задача решена?»
Декомпозиция явно не завершена: ведь непонятно, во-первых, как именно задачи будут выполняться, а во-вторых, не указаны признаки их выполнения
Декомпозиция явно не завершена: ведь непонятно, во-первых, как именно задачи будут выполняться, а во-вторых, не указаны признаки их выполнения
  • Цельность: при декомпозиции нельзя включать те задачи, которые не помогают достижению цели.

Зачем нужна декомпозиция?

Декомпозиция — это не просто про планирование, но также про делегирование и распределение задач во времени. Это надежный инструмент, который помогает в большинстве сфер жизни.

Оценить реалистичность проекта и цели

Например, вы можете понять в процессе, что цель слишком большая и придется вначале решить десяток маленьких. И тогда вы поймете, что достижение цели не сыграет роли в развитии бизнеса и привлечении клиентов, и переформулируете цель.

Осознать все задачи на этапах

Например, вы хотите увеличить прибыль и, разбивая работу на задачи, поняли, что продуктивно будет задействовать не только маркетинг и рекламу, но и создать сотрудничество с другими компаниями, выпускающими сопутствующий товар.

Вы не заметили этого вначале или не думали, что это поможет достижению цель. А декомпозиция вам в этом помогла.

Поставить выполнимые задачи

Когда есть четкий план, задача становится понятнее и проще. Даже эмоционально кажется, что все намного легче и реалистичнее, чем в представлении.

Расставить приоритеты

При прописывании всех задач легко ориентироваться в том, какая будет важнее и выгоднее стратегически, а какая вообще лишняя в плане.

Понять порядок задач

Так как принцип декомпозиции построен на иерархии, разбивая задачи на мелкие, становится понятна их последовательность. Можно также легко поменять задачи и цели местами при необходимости.

Увидеть все шаги

Разделение от сложного к простому помогает увидеть все шаги, которые будут в проекте. План становится простым и понятным для всех членов команды. Вы будто строите лестницу, по которой нужно идти.

Оценить сроки

Когда понятно, что делать сейчас, то просматриваются этапы выполнения и просчитываются риски и задержки. Таким образом, можно рассчитать время на достижение всей цели.

Сформировать ресурсы

Для каждой задачи становится понятно, сколько времени, сил и внимания нужно выделить на ее выполнение или кому ее делегировать. Тогда вы мобилизуете ресурсы для всей команды и можете подсчитать издержки.

Оценить достижения

В плане видно не только, как цель будет достигаться, но и как далеко вы продвинулись. Вам видна проделанная работа и вложенный туда труд.

Провести более точную оценку

Декомпозицию можно применять и в опросах. Например, если вы хотите узнать степень удовлетворенности покупателей вашим продуктом, вы можете так и спросить «Оцените от 1 до 10, насколько вам нравится наш продукт».

Декомпозиция же будет подразумевать разбивку на несколько вопросов:

  • «Оцените, насколько продукт прост в освоении»,
  • «Оцените, насколько продукт визуально привлекателен», и
  • «Оцените привлекательность цены продукта».

С помощью декомпозиции вы получите более точные и надежные ответы.

Как сделать декомпозицию?

Применять принцип на практике можно, запомнив принципы.

  1. Ставите четкую сформулированную цель. Чем понятнее формулировка, тем проще будет вам к ней идти. Не забывайте прописать критерии достижения. Например, «увеличить количество продаж на 100».
  2. Выявляете основные задачи для достижения. Не всегда эта цель будет содержать десяток мелких задач, можно ограничиться одним этапом. Например, «увеличить конверсию», «запустить рекламу», «провести акцию», «обновить дизайн на сайте».
  3. Проверяете, есть ли в поставленных задачах лишние или не относящиеся к цели. В нашем примере выше это пункт «обновить дизайн сайта». Он не относится напрямую к увеличению продаж.
  4. Далее разбиваете крупные задачи на мелкие. Лучше всего каждую из них подразделять отдельно, чтобы не запутаться. Например, под «запуском рекламы» мы пишем: «придумать слоган и текст», «создать иллюстрацию для баннера с нашим лого», «создать баннеры» и другие задачи.
  5. Следующим этапом проверяете подзадачи, которые написали. Какие-то из них будут повторяться или станут лишними, то есть не ведущими к достижению цели. Тогда их следует убрать.
  6. Если же задачи нужно разделить на еще более мелкие, делите и проверяйте их.

В итоге вы получаете список мелких действий, которые можно выполнить сразу.
Для создания декомпозиции используют также приложения и сервисы для интеллект-карт и канбан-доски.

Как использовать декомпозицию?

Декомпозиция подходит для решения задач в бизнесе: от создания проекта и реализации, до раскрутки, масштабирования и укрепления позиций. Когда цель понятна и шаги ясны, станет просто достигать большего и гордиться собой.

Есть несколько вариантов декомпозиции в бизнесе, о них и поговорим.

S.M.A.R.T.

Это концепция, которая помогает проработать саму цель, прежде чем вы начнете делить ее на задачи. S.M.A.R.T. расшифровывается: Specific, Measurable, Attainable, Relevant, Time-bound.

От вас требуется уточнение цели по пяти параметрам:

  • S — Конкретность. Результат будет конкретный, понятный и четкий.
  • M — Измеримость. Результат изменяется в количестве чего-то или других показателях.
  • A — Достижимость. Цель выполнима физически.
  • R — Актуальность. Ваша это цель или навязана? Поможет она бизнесу или нет?
  • T — Ограниченность по времени. Если вы проработали все предыдущие пункты, тогда вы готовы поставить цель и определить ее четкий дедлайн. 
Проверка цели после ее постановки по концепции S.M.A.R.T.
Проверка цели после ее постановки по концепции S.M.A.R.T.

Пошаговая декомпозиция

Принцип, когда из одной цели вытекают поэтапные задачи, которые невозможно решать отдельно или вычленить. В этом принципе вы выполняете все как по инструкции, шаг за шагом.

Например, у вас есть участок и вы хотите построить на нем гостиницу. До приобретения цемента вам нужно знать, как будет выглядеть проект. Для этого сперва нанимаете архитектора, который создаст проект будущей гостиницы, и т. д.

Декомпозиция в виде Mind map

Mind map — это интеллект-карты, которые созданы по принципу схожести с нейросетями и мыслительным процессом человека. Это инструмент, который поможет визуально и грамотно сделать декомпозицию цели.

Вы ставите цель, четко ее формулируете и рисуете иерархическую систему через связи. От сложного к легкому, не забывая оставлять задачи одного объема и ценности в один ряд. Далее разбиваете задачи на подзадачи и так до тех пор, пока у вас не вырисуется своеобразное дерево от одной цели.

Интеллект-карта для планирования отпуска Тони Бьюзена (из книги «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления» издательства МИФ)
Интеллект-карта для планирования отпуска Тони Бьюзена (из книги «Интеллект-карты.
Полное руководство по мощному инструменту мышления» издательства МИФ)

Плюсы такого планирования — карта позволяет увидеть картину целиком и рассмотреть каждый раздел и подраздел. Если делать карту онлайн, то ее можно разделять, масштабировать и делить задачи еще и еще.

К тому же такой принцип очень удобен для брейншторминга, когда вы хотите решить, как выполнять цель вместе с командой.

Заключение

Декомпозиция — инструмент, позволяющий достигать цели. Для того, чтобы применять такой инструмент, необходимо четко сформулировать цель.

Декомпозиция нужна, чтобы понять свои рамки, ресурсы, отсечь лишнее, проработать все шаги и посмотреть на картину достижения цели полностью. Принципы декомпозиции: иерархичность, логичность, четкость и время, цельность и равность уровней. Ориентируясь на них, любая цель делится на мелкие.

Принцип полезен не только в бизнесе, но и в построении личных и бытовых целей: возможность увидеть их поэтапное достижение помогает в процессе и влияет на удовлетворенность результатом.

Сервис Vitamin tools тоже показывает вам общую картину: вы разбиваете рекламный бюджет на несколько аккаунтов (TikTok, Яндекс Директ, Facebook и другие) и видите их всех в одном окне. Такая разбивка позволяет вам контролировать ваши денежные средства, видеть, куда именно вы их направляете и какой вы с этого получаете фидбэк.

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
copyright © 2011–2022 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25