Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Что такое метод ТРИЗ и как его использовать, чтобы решить любую задачу

Что такое метод ТРИЗ и как его использовать, чтобы решить любую задачу

Что такое метод ТРИЗ и как его использовать, чтобы решить любую задачу

ТРИЗ — это философия решения проблем, основанная на логике, данных и исследованиях, а не на интуиции. Метод опирается на прошлые знания и изобретательность тысяч людей.

ТРИЗ — это аббревиатура, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Метод обеспечивает повторяемость, предсказуемость и надежность процесса решения проблем.

Рассказываем, что такое ТРИЗ и как применять этот метод в работе.

Содержание статьи

Что такое ТРИЗ?

Какие бывают противоречия?

Административные
Технические
Физические

Где противоречие, там и идеальный конечный результат

Методы устранения противоречий

Принцип cегментации
Принцип объединения
Принцип динамичности

Как использовать методику ТРИЗ для решения задач?

1. Найдите или осознайте проблему
2. Сформулируйте идеальный конечный результат
3. Определите ограничения

Подберите метод из 40 вариантов

Вместо заключения

Что такое ТРИЗ?

Метод «теории решения изобретательских задач» был придуман в СССР инженером и ученым Генрихом С. Альтшуллером и его коллегами.

Теория основана на гипотезе о том, что с какой бы проблемой ни столкнулся человек, кто-то, когда-то и где-то уже нашел решение и справился с ней.

Цель ТРИЗ — быстро найти оптимальное решение, не тратя время на собственные попытки и ошибки.

«Изобретательская задача» в термине означает, что в основе большинства проблем лежат противоречия — два противоположных фактора, которые не могут существовать одновременно, поэтому и не получается решить задачу известным путем. Именно с этими противоречиями и борется теория.

Тысячи инженеров раз за разом решали подобные противоречия с помощью определенных решений. Альтшуллер выследил эти паттерны и описал 40 изобретательских приемов.

Например, не так давно компания Samsung выпустила телефоны, которые можно гнуть. До этого ни одна компания по производству смартфонов этого не делала. То есть любой телефон при желании можно было согнуть, но после этого он вряд ли бы работал.

Гнущийся смартфон Samsung — пример использования ТРИЗ для решения изобретательских задач
Гнущийся смартфон Samsung — пример использования ТРИЗ для решения изобретательских задач

Чтобы такой телефон увидел свет, пришлось решить множество изобретательских задач. Специалисты перебирали способы и методы, которые раньше не использовались при разработке телефона, но могли использоваться где-то еще — то есть использовали метод ТРИЗ.

Какие бывают противоречия?

В ТРИЗ существуют три категории противоречий: административные, технические и физические.

Административные

Указывают на саму проблему. Нужно совершить действие, но нет возможности это сделать.

У вас есть пожелания клиента что-то изменить, но, во-первых, есть только формулировка желания, но нет конкретики («хочу, чтобы было удобнее», «хорошо бы сделать лучше»), а во-вторых, у вас нет возможности это сделать.

Например, вы не можете потратить бюджет на очередной рекламный проект, потому что его нет. Или вам просто не хватает персонала, а без 10 человек в штате выполнить задачу просто невозможно.

Технические

Возникают, когда улучшение чего-то приводит к ухудшению чего-то другого.

Например, видеокарта каждый год становится мощнее. Чем лучше видеокарта, тем четче и быстрее обрабатываются графические элементы и монтируются ролики. Но из-за этого повышается температура компьютера, что в итоге плохо сказывается на производительности и компьютер начинает тормозить.

Раньше это решалось дополнительными кулерами. Через какое-то время на ситуацию посмотрели с другой стороны и разработали полноценное водяное охлаждение, которое сразу встроено компьютер.

Физические

Объект или система могут иметь противоположные требования, что приводит к физическим противоречиям.

Например, шкаф должен быть большим, чтобы вместить вещи пяти членов семьи, а еще ненужный хлам, но чтобы ни в коем случае не занимал всю стену. Так и появились складные шкафы-трансформеры, которые можно складывать и раскладывать в любой момент.

Где противоречие, там и идеальный конечный результат

Противоречия необходимы для того, чтобы сформулировать ИКР — идеальный конечный результат.

ИКР — это то, что хочется получить, вкладывая как можно меньше ресурсов: времени, сил, денег или материалов. Идеальные процессы — это когда все работает без процессов. Идеальный сайт привлекает тысячи лидов без отдела маркетинга.

Например, раньше, чтобы заказать доставку еды из любимой пиццерии, людям нужно было звонить и разговаривать с оператором. Бывали случаи, когда дозвониться было невозможно, особенно в пятницу. Противоречием здесь выступает то, что один оператор физически неспособен принять больше определенного количества звонков.   

Идеальный конечный результат для пиццерии — дать клиентам возможность делать заказ самостоятельно и сократить расходы на операторов
Идеальный конечный результат для пиццерии — дать клиентам возможность делать заказ самостоятельно и сократить расходы на операторов

Кажется, что решение очевидно — посадить дополнительного оператора, чтобы распределить нагрузку. Так рестораны и делали. Но на самом деле идеальным конечным результатом будет отсутствие операторов и возможность делать заказ самостоятельно.

Со временем кто-то посмотрел на проблему ресторанов и разработал приложения для заказа и доставки еды.

С помощью противоречий и поисков идеального результата, ТРИЗ учит отсекать поверхностные и не особо эффективные решения ради чего-то уникального. В этом случае все зависит от творческого мышления, эрудированности и достаточных технических навыков.

Методы устранения противоречий

Все 40 изобретательских приемов мы описывать не будем, выделим некоторые из них. Не удивляйтесь тому, что многие методы имеют техническое название: их все-таки изначально придумали именно для инженеров.

Принцип cегментации

Сегментация — это разделение какого-либо объекта на несколько частей.

Например, работа с целевой аудиторией никогда не проходит без сегментации. Вместо того, чтобы пускать одну и ту же рекламу на всех, куда лучше разделить пользователей по категориям запросов и разработать под каждый сегмент отдельную рекламу.

Принцип объединения

Соединение однородных объектов или операций, размещение одного объекта внутри другого.

Например, швейцарский нож способен заменить десятки предметов, а занимает при этом совсем немного места.

Швейцарский нож отражает один из изобретательских принципов ТРИЗ — принцип объединения
Швейцарский нож отражает один из изобретательских принципов ТРИЗ — принцип объединения

На примере бизнеса: маленькие компании часто совмещают несколько профессий в одном человеке. В итоге маркетолог может: писать тексты, рисовать иллюстрации, настраивать таргет и что-нибудь еще.

Принцип динамичности

Если с объектом невозможно работать или этому мешает среда, в которой он находится, нужно изменить объект или среду.

Например, чтобы пользователи «ВКонтакте» проводили на сайте больше времени, разработчики создали алгоритм, позволяющий персонализировать выдачу новостей.

Как использовать методику ТРИЗ для решения задач?

В ТРИЗ существует 40 приемов, которые помогут найти решение. Все они направлены на устранение противоречий.

Как использовать методику ТРИЗ для решения задач?

1. Найдите или осознайте проблему

Представьте, что вы владеете отелем. У вас вкусная еда в ресторане, уютные номера, а еще постоянно приезжают знаменитости. Есть одна проблема — гости постоянно воруют вещи из номеров: полотенца, халаты, тапочки.

Еще одна проблема — репутация отеля не позволяет охранникам досматривать посетителей, но допускать кражу вещей нельзя, так как это убытки. Вот тут и появляется противоречие.

2. Сформулируйте идеальный конечный результат

Сформируйте результат, которого в теории достичь невозможно. Например, посетители могут красть вещи из номеров, но это не будет приносить убытки. Звучит, как что-то нереальное, но это может заставить задуматься и посмотреть на ситуацию под другим углом.

Вместо табличек: «Пожалуйста, не воруйте» и установок ста камер видеонаблюдения, вы внутри компании начинаете думать, как решить противоречие и прийти к идеальному результату.

3. Определите ограничения

Если посетители будут красть вещи, то компания все равно будет нести убытки. В этом случае ограничения довольно логичны, и их по сути нельзя выполнить.

Поэтому задача идеального конечного результата — сузить круг вариантов и приложить усилия в работе над одним, но уже определенным направлением. Определенным направлением станет исключить убытки.

Подберите метод из 40 вариантов

Найдите метод ТРИЗ, который подходит под вашу ситуацию и адаптируйте под собственную задачу.

На примере нашего отеля, используя и подбирая методы, менеджеры могут найти подходящее решение. Нужно просто посчитать, сколько стоит стандартный набор вещей в каждом номере и включить эту сумму в стоимость номера.

Вместо заключения

Давайте еще раз пробежимся по концепции ТРИЗ, чтобы закрепить результат. Модель помогает:

  • Посмотреть на проблему с другой стороны.
  • Найти противоречие, которое мешает решить задачу.
  • Придумать идеальный конечный результат, которого, кажется, невозможно достичь.
  • Затем сравнить текущую задачу с 40 изобретательскими решениями.
  • Найти подходящий вариант и адаптировать его к конкретной задаче.

Как мы уже знаем, проблемы и решения повторяются в разных отраслях и науках — всему уже давно есть ответ. Но помните — это теория, которая может сработать или не сработать, как и любая другая.

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
copyright © 2011–2022 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25