Практический online-курс

4 необычных способа «прокачать» свою память

4 необычных способа «прокачать» свою память

Многие жалуются на плохую память. Кто-то помнит себя примерно с десятилетнего возраста, как будто до этого времени ничего и не происходило вовсе. Кому-то невероятно сложно восстановить целые разделы школьной программы, а некоторые вынуждены постоянно что-то записывать, дабы не забыть.

Плохая память — настоящая проблема. Вы тратите много времени, чтобы решить поставленные перед вами задачи просто потому, что вновь и вновь вам приходится, например, сверять одну и ту же информацию, которую уже можно было бы и запомнить.

Сегодня мы заглянем в механизмы работы памяти и узнаем, как они устроены, какие типы памяти существуют, и почему наша память не настолько надежна, как нам хотелось бы.

Как работает память?

Формирование памяти, а именно запоминание новых вещей, происходит в результате создания и укрепления связей между нейронами головного мозга, которые называются синапсы (synapses).

 

Как работает память?

Нейромедиаторы (обозначены красным), с помощью которых осуществляется передача электрического импульса от одного нейрона другому через синаптическое пространство

Когда мы запоминаем что-то новое, в нашем мозгу возникает определенная активность, и образуется след памяти (memory trace). Такой след является своего рода семенем памяти, которое разрастается и крепнет, подключаясь к похожим воспоминаниям. Согласно исследованиям, чтобы надежно закрепить данные в долгосрочной памяти, во время сна наш мозг воссоздает точно такую же активность. Это явление известно как консолидация памяти.

И наконец, последний и наиболее знакомый нам процесс — это воссоздание воспоминаний. Наша память не может восстановить последовательность событий так, будто они были записаны на видеопленку — воспоминания возникают в виде фрагментов. Сами того не осознавая, мы совмещаем эти фрагменты в общую картину, которая и помогает нам вспомнить, что произошло.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти:

  1. Декларативная память (Declarative memory) обеспечивает запоминание событий и таких фактов, как названия столиц или даты рождения.
  2. Эпизодическая память (Episodic memory) представляет собой воспоминания о каких-либо событиях в нашей жизни, к примеру, последняя вечеринка по случаю дня рождения или ваш первый день в школе.
  3.  Процедурная память (Procedural memory) обеспечивает приобретение и сохранение таких бессознательных автоматизированных навыков, как езда на велосипеде или приготовление любимого блюда.
  4. Семантическая память (Semantic memory) необходима для фиксации сведений и понятий, о которых вы узнали; особенно при запоминании прочитанного.
  5. Пространственная память (Spatial memory) отвечает за хранение информации о картине мира (окружающая обстановка, ориентиры, расположение объектов).

За каждый вид памяти отвечают различные части головного мозга, либо их комбинации. Также существует еще один вид памяти, а именно — оперативная память.

Оперативная память (working memory) подобна записной книжке, которая находится у нас в голове. При необходимости мы записываем в нее небольшие информационные заметки, желая сохранить их «под рукой», после чего наш мозг откладывает эту информацию в долговременную память, или же мы ее просто забываем.

Будучи используемой для текущей работы мозга, оперативная память не может содержать большие объемы информации. В основном, взрослый человек способен удержать в памяти от 3 до 5 единиц информации одновременно.

Если вы когда-нибудь повторяли один и тот же номер телефона, прежде чем позвонить — вы использовали вашу оперативную память. Набрав этот номер, вам больше не нужно было удерживать данную комбинацию цифр в голове и вы ее попросту забыли.

Существует несколько теорий, объясняющих, как этот процесс происходит в мозгу. Одной из самых известных гипотез является многокомпонентная модель (multi-component model), впервые выдвинутая в 1970-х годах. Согласно этой модели, рабочая память состоит из трех подсистем:

  1. Центральный управляющий элемент, или контрольный центр
  2. Фонологическая петля
  3. Визуально-пространственная матрица

память

Центральный управляющий элемент отслеживает и координирует две другие подсистемы. Фонологическая петля хранит память о словах и звуках, связанных с речью, например, если вы повторяете один и тот же телефонный номер или пытаетесь запомнить набор слов. Визуально-пространственная матрица обрабатывает информацию об окружающих нас объектах, такую как размер, форма, цвет, а также сведения о расположении предметов вокруг нас. Если вы пытаетесь запомнить маршрут дороги, по которой едете впервые, вам на помощь придет оперативная память.

В 2000 году психолог, создавший данную модель, Алан Баддли (Alan Baddeley), представил другую подсистему, которая отвечает за работу контрольного центра, а именно, эпизодический буфер (episodic buffer). Эпизодический буфер связывает информацию, которую хранит фонологическая петля и визуально-пространственная матрица, а также долговременная память. Он хранит «эпизоды» воспоминаний, состоящие из разнообразной информации, в то время как две другие подсистемы содержат информацию, касающуюся лишь их соответствующих областей:

память

И последнее, что необходимо знать об оперативной памяти — это то, что она требует вашего внимания. К примеру, если вы сосредоточились на предмете, который находится впереди вас, в вашей оперативной памяти не отложится никакой информации о том, что происходило вокруг, даже если вы ощущаете это органами чувств. Оперативная память предназначена для временного хранения интересующей нас информации, а поскольку вид этой памяти ограничен по длительности и объему, она не может вместить информацию обо всем, что нас окружает.

Почему наша память нас подводит

Как ни странно, наши воспоминания не так уж надежны, как можно было бы подумать. Существует несколько причин, почему наша память может подвести нас, и часто мы даже не задумываемся об этих факторах.

Непрочные воспоминания

Мы уже говорили, что воспоминания — это фрагменты, из которых складывается общая картина памяти. Но порой они не воссоздают однозначную картину того, как все происходило. В таких случаях мы можем подсознательно подкорректировать память о прошлом. Существует практика восстановления подавленных детских воспоминаний, которая показывает, насколько гибкими наши воспоминания могут быть. Процесс восстановления может быть затруднен из-за предубеждений и событий, которые нам пришлось пережить, поэтому довольно часто мы искажаем свои воспоминания, не осознавая этого.

В данном случае хорошим примером может послужить эксперимент, проведенный психологом Фредериком Бартлеттом (Frederic Bartlett). Он предложил участникам эксперимента прочитать рассказ, а затем пересказать его. Затем он попросил их пересказать тот же самый рассказ через разные промежутки времени, самое позднее — через год. Результаты оказались действительно интересными. Рассказ не просто был изменен: не осознавая того, каждый из участников пересказал его на свой лад, акцентируя или исключая те детали, которые, по их мнению, оказались более или менее важными. При этом, они дали разумное объяснение тому, почему их ввел в смятение тот или иной фрагмент истории. Каждый из участников эксперимента сохранил в памяти наиболее важные для себя воспоминания о рассказе, а затем составил из них свой собственный рассказ.

Однако в этом есть и свои плюсы. Некоторые ученые полагают, что мы наделены такой выборочной памятью, влекущей за собой процесс соединения всех фрагментов в одно целое, потому что это помогает нам предсказывать будущее. В то время как полное восстановление минувших событий помогло бы нам пережить те самые события более остро, выборочные воспоминания позволяют нам сфокусироваться на моментах прошлого, которые имели для нас наиболее важное значение, а затем опираться на них, принимая решения в будущем.

Обманчивая память

Когда мы пытаемся что-то вспомнить, происходит нечто странное: первичный след памяти, который укрепился в нашей долгосрочной памяти, пока мы спали, очень быстро ослабевает. Это признак того, что память сама по себе не так уж и стабильна, и мы склонны подсознательно менять наши воспоминания в процессе их восстановления.

Однако в некоторых случаях этот факт может оказаться полезным. Например, со временем переживания, связанные с воспоминанием о неприятных событиях, могут ослабеть, если вы попытаетесь вернуться к ним вновь в благоприятной атмосфере, постепенно отодвигая негативные эмоции на задний план.

Одно исследование ассоциативной памяти у наркозависимых показало, что при просмотре 5-минутного видео об использовании наркотиков за 10 минут до заключительной терапии у этих людей часто возникало желание употребить наркотики вновь как во время лечения, так и 6 месяцев после него. Когда же видео показывалось за 6 часов до финальной процедуры, подобных порывов не наблюдалось. Со временем ассоциация между просмотром видео о наркотиках и употреблением наркотиков заместилась новым ассоциативным рядом.

Как улучшить память

1. Старайтесь высыпаться. Хороший сон — самый надежный способ улучшить память, ведь именно во время сна происходит консолидация воспоминаний. Недосыпание не только препятствует превращению кратковременной памяти в долговременную, но и в целом вам становится сложнее вспомнить то, что вы когда-то знали. Хроническое недосыпание является одной из причин формирования ложных воспоминаний, когда вы начинаете «вспоминать» то, чего никогда не происходило.

2. Пейте кофе. Согласно последним исследованиям, употребление кофеина сразу после того, как вы заучили что-то, улучшает процесс консолидации. Поэтому, вместо того чтобы начать свой день с чашечки кофе, начните его, к примеру, с чтения, и лишь затем взбодритесь напитком. Это поможет лучше усвоить прочитанное.

3. Вдохните аромат розмарина. Ученые доказали, что запах розмарина улучшает работу головного мозга, в частности, восстановление воспоминаний. Оживите ваше рабочее место горшочком со свежим розмарином — он поможет вам провести день более продуктивно.

4. Ешьте голубику. Проведенные эксперименты доказали, что употребление голубики или голубичного сока способствует укреплению памяти. Исследование пищевых привычек у медицинских работников одного возраста, которое проходило на протяжении нескольких лет, показало, что у тех, кто регулярно ел голубику и клубнику, признаки ухудшения памяти стали проявляться на 2,5 года позже, чем у тех, кто намного реже включал эти продукты в свой рацион. Примечательно, что для достижения результатов вам нужно съедать всего лишь пару порций ягод в неделю.

5. Помедитируйте. Ученые все еще спорят на тему того, способствует ли медитация улучшению памяти, однако некоторые эксперименты уже подтвердили это допущение. Речь идет о медитации и практиках осознанности, направленных на повышение концентрации внимания. Медитация помогает успокоиться и блокировать влияние внешних факторов, которые мешают нам сосредоточиться и не позволяют раскрыть весь потенциал оперативной памяти.

Высоких вам конверсий!

По материалам: crew.coimage source lorisrizzi 

25-05-2016

LPgenerator — профессиональная Landing Page платформа для увеличения продаж вашего бизнеса

  • Более 500 шаблонов в галерее
  • Инструменты оптимизации конверсии
  • Статистика и сквозная аналитика
  • CRM для работы с заявками и телефония
  • Визуальный редактор с расширенным функционалом
  • Быстрая техническая поддержка
  • Множество интеграций
  • Окупаемость инструмента — от 7 дней
blog comments powered by Disqus
copyright © 2011–2017 by LPgenerator LLC. Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "ЛПгенератор".