Людям свойственно мечтать, и у каждого есть своя цель — то, что заставляет ворочаться долгими ночами, при мысли о чем глаза загораются, и непроизвольная улыбка появляется на лице. Цель может быть любая: улучшение физической формы, успешный бизнес, крепкая семья, самореализация в любимом деле, да что угодно.
Но звезды с неба в руки не падают. Путь к мечте состоит из множества маленьких, четко выверенных шагов. Любой успешный человек подтвердит, что к мечтам приводит союз трудолюбия и хорошо проработанного плана. Ежедневная работа, вера в себя и здравый смысл — то, что сделало жизнь людей, биографиями которых мы восхищаемся. Конечно же, эти люди постоянно помнили о своей цели и шли к ней, несмотря ни на что.
Стоп. Действительно ли это так?
Есть другой путь, ключ к пониманию которого в различии между целью и системой.
Об этом сегодня и поговорим.
Разница между целью и системой
Так в чем же она, эта разница?
Все очень просто. Если вы тренер, то ваша цель — выиграть матч, а система — расписание ежедневных тренировок команды. Если вы писатель, ваша цель — написать роман. Система — еженедельный график работы над книгой. Если вы легкоатлет, то ваша цель — пробежать марафон, а система — расписание тренировок на месяц вперед. Если вы предприниматель, то цель для вас — бизнес с миллионными оборотами, а система — управление продажами и маркетинговыми процессами с помощью посадочных страниц, рекламы и call-центра.
Теперь — вопрос. Если вы забудете о целях, сосредоточившись только на систематической работе, итоговый результат изменится?
Например, представим тренера, которому наплевать на чемпионаты. Но он ежедневно в поте лица работает над результатом команды. Добьется ли он цели (даже если не ставил ее)?
Вероятно, да.
Еще пример. Средний копирайтер пишет в месяц около 40 000 знаков (при слабой загрузке). Рекомендованный многими издательствами объем современного романа составляет примерно 500 000 знаков. Соответственно, год ленивой работы дает копирайтеру опыт в объеме крупного романа (примерно 400 печатных страниц).
Это сюрприз, ибо немногие авторы, пишущие для сайтов, блогов и групп в социальных сетях, догадываются о том, что за несколько лет работы могли бы написать пару-тройку книг.
Была ли у них цель выдать полмиллиона знаков за год? Нет. Хорошо ли они набили руку, написав этот объем? Определенно.
Давайте обсудим еще несколько причин, по которым лучше концентрироваться на системе.
1. Цели мешают нам быть счастливыми
Двигаясь к цели, мы постоянно говорим себе: «Да, сегодня я недостаточно хорош для этого, но я не остановлюсь и завтра буду еще ближе к идеалу».
Думая так, вы постоянно откладываете жизнь на завтра: «Когда-нибудь я стану счастливым, успешным, достойным, но не сегодня. Не сейчас. Сейчас я — кусок грязи, и все, что мне остается — сжать зубы и пахать». От подобных мыслей один шаг до низкой самооценки и депрессии. Зачем допускать это, и проводить лучшие годы жизни за рефлексией и тяжелой работой в ожидании светлого будущего?
Решение — сконцентрируйтесь на процессе.
Цель — это ответственность, и большая ноша на наших хрупких плечах. Писатель, которому кровь из носа нужно написать шедевр за полгода, не напишет и одной толковой строчки. Но автор, пишущий в день по 2-3 страницы для удовольствия, не думая о завтрашнем дне, имеет все шансы создать прекрасную книгу.
Нагружая себя тяжелыми мыслями о собственной никчемности и утекающем времени, мыслями, которые парализуют нас, в итоге не имеем ни счастья, ни толкового результата. Хотя могли бы наслаждаться процессом труда, сосредоточившись на расписании. Концентрация на практике (вместо фокуса на главную цель) позволит вам наслаждаться текущим моментом и постоянно совершенствоваться.
2. Цели противоречат долгосрочному прогрессу
Многие думают, что цель способна мотивировать нас день ото дня в долгосрочной перспективе. Но это не всегда верно. Представьте — атлет готовится к марафону. Проводит долгие часы на ежедневных тренировках, совершенствуя свои навыки, и, наконец, добивается своего. Продолжит ли он занятия после победы?
В том то и проблема — работа ради цели имеет эффект маятника: человек выкладывается по полной, достигает вершины, расслабляется и откатывается назад. Это замедляет прогресс в долгосрочной перспективе.
Решение: не ждите быстрого результата.
Концентрируясь на цели, мы рискуем забросить практику после достижения промежуточного результата. Ибо зачем работать дальше? Но если вы знаете, что делаете что-то для себя и планируете делать это большую часть жизни, то вы никогда не оставите подобное занятие и обойдете на поворотах слишком зацикленных на целях конкурентов. Именно поэтому система важнее цели. Цель — нечто быстро преходящее. Система — долгосрочный процесс.
3. Постановка целей — попытка контроля того, что не поддается контролю
Вы не можете предсказывать будущее (а если можете — отпишитесь в комментариях, нам пригодятся экстрасенсы). Так вот — будущее не поддается контролю. Но каждый раз устанавливая для себя планку, мы наивно пытаемся управлять реальностью. Мы пытаемся предсказать динамику достижения цели, сроки и затраты, хотя даже представить не можем, что на самом деле ждет нас в пути. Глупые попытки, которые очень веселят Господа Бога.
Решение: получите обратную связь.
Любой маркетолог регулярно анализирует коэффициент конверсии лендингов или сайта, число активных подписчиков блога и прочие показатели. Если конверсия снижается, а подписчики уходят, значит что-то идет не так. Это и есть обратная связь. Оборудуйте ваши маркетинговые системы «сигнализацией» — инструментами обратной связи — и вам не придется предсказывать будущее.
Влюбиться в систему
Никто не говорит, что цели не нужны. Тем не менее наблюдения показали, что цели хороши для планирования прогресса, а системный подход — для достижения прогресса в реальности. Цель может мотивировать, направить в нужное русло, и даже стать топливом для движения в краткосрочной перспективе. Но если говорить о долгосрочном прогрессе, то системное мышление всегда выигрывает.
Не думайте о красной ленточке в конце марафона. Просто наслаждайтесь бегом — и вы неизбежно одержите верх.
Высоких вам конверсий!
По материалам blog.bufferapp.com