Резюме: определение юзабилити (usability). Как, когда и где можно улучшить этот параметр пользовательского интерфейса (UI)? Почему он важен для маркетолога, равно как и для веб-дизайнера?
Данный пост представляет адаптированное к специфике веб-маркетинга изложение статьи крупнейшего мирового авторитета в этой сфере Якоба Нильсена (Jakob Nielsen).
Ниже приводятся ключевые термины и параметры, описывающие дизайн и юзабилити продающего сайта, и даются ответы на основные вопросы, могущие возникнуть и у маркетолога, и веб-дизайнера.
Определение
Юзабилити — это качественный критерий, позволяющий оценить, насколько легко применять пользовательские интерфейсы для использования. Прилагательное «качественный» в дефиниции термина означает, что он не может быть выражен через количественные параметры в отличие, положим, от кликабельности (CTR), коэффициента возврата инвестиций (ROI) или стоимости лида (CPL). Другими словами, мы не сможем вычислить точное значение этого параметра и записать его цифрами. Смысловой перевод Usability — «удобство использования».
Также этот параметр относится к способам упрощения использования пользовательского интерфейса (UI, user interface), применяемых в процессе его проектирования.
Мы предлагаем рассматривать термин UI в узком практическом значении с точки зрения интернет-маркетолога — пользовательский интерфейс есть визуализация лендинг пейдж, страницы сайта eCommerce или SaaS-решения, отображаемая на мониторе представителя целевой аудитории.
В свою очередь, удобство использования определяется 5 качественными компонентами (критериями более низкого уровня):
Обучаемость (Learnability): насколько легко пользователи смогут выполнить конверсионные задачи, в первый раз увидев дизайн лендинга?
Эффективность (Efficiency): после того, как пользователи ознакомились с дизайном веб-ресурса, как быстро они смогут выполнить стоящую перед ними задачу?
Запоминаемость (Memorability): если пользователи вернутся на web-страницу после периода достаточно долгого отсутствия, то как легко они смогут вспомнить алгоритм выполнения конверсионной задачи?
Ошибки (Errors): сколько ошибок во время интеракции с лендингом/сайтом пользователи сделают, насколько серьезными будут эти ошибки, и как легко пользователи смогут оправиться от этих ошибок (т. е. не будут ли разочарованы до такой степени, что попросту покинут веб-ресурс)?
Удовлетворенность (Satisfaction): насколько приятно пользоваться данным UI?
Вот что такое юзабилити программной системы и посадочной страницы.
Существуют и другие важные качественные атрибуты дизайна. Ключевой параметр, относящийся к функциональности пользовательского интерфейса — полезность (утилитарность, utility): отвечает ли дизайн базовым потребностям пользователей?
Юзабилити и полезность одинаково важны, и только через совокупность 2 этих параметров можно определить, является дизайн лендинга полезным для пользователя: не имеет значения, насколько легко выполнить какое-то действие, если оно вам не нужно.
Однако столь же нехорошо, если посетитель, оказавшийся на целевой странице после поискового запроса, понимает, что теоретически он может совершить желаемое им конверсионное действие, однако на практике желание свое он выполнить не сумеет, просто потому что пользовательский интерфейс слишком сложен.
Для изучения полезности дизайна применяются те же методы, что и для исследования юзабилити (о них мы расскажем ниже).
Итак, сформулируем 3 определения дизайна, способствующего удобству использования условным UI:
Полезность/утилитарность = предоставляет ли дизайн в распоряжение пользователя необходимые функции.
Юзабилити = насколько легко и приятно пользоваться этими функциями.
Полезный дизайн = удобство использования + полезность.
В чем важность юзабилити?
В интернете удобство использования является необходимым условием, особенно в сфере электронной коммерции любого формата. Если продающий лендинг или SaaS-решение трудно использовать, посетители уходят к конкурентам.
Если домашняя страница не в состоянии четко заявить, что компания предлагает, и объяснить, что представители целевой аудитории могут сделать на веб-ресурсе, пользователи «спасаются бегством». Такую же реакцию вызовет отсутствие понятной навигации, неудобство чтения текстового контента (пресловутая «стена текста»), уклончивые, неубедительные или некомпетентные ответы на ключевые вопросы.
Таков основной поведенческий паттерн online поведения человека: он не будет читать инструкцию по использованию лендинга/сайта или иным образом тратить свое время, пытаясь выяснить, как устроен и работает конкретный веб-интерфейс. На расстоянии клика мыши есть множество других доступных веб-ресурсов. Уход — это первая оборонительная реакция посетителя, столкнувшегося с трудностями.
А теперь вспомним «первый закон электронной коммерции»:
Если посетители не смогут найти товар, они его и не купят.
Нильсен утверждает, что лучшей практикой на текущий момент является такая — тратить 10% всего бюджета, выделенного на разработку дизайна, на оптимизацию юзабилити.
Подобный подход обеспечивает прирост качественных метрик веб-ресурса более чем в 2 раза (Нильсен в качестве косвенного критерия оценки удобства использования применяет ROI как параметр, имеющий точное числовое значение, а взаимосвязь между удобством использования интерфейса и коэффициентом возврата инвестиций он неоднократно отслеживал в своей обширной долголетней практике).
Удвоение продаж, удвоение количества зарегистрированных лидов, удвоение любого маркетингового результата — неужели недостаточно весомый аргумент для того, чтобы наконец уделить внимание удобству использования посадочных страниц?
Как повысить удобство использования?
Есть много методов изучения этого параметра, но основным и самым полезным является пользовательское тестирование, состоящее из 3 последовательных операций:
- Привлечение некоторого числа репрезентативных пользователей, представляющих целевой рынок.
- Выполнение участниками теста типичных конверсионных задач.
- Наблюдение за ними: что они делают, что им удается, где у них есть трудности во взаимодействии с пользовательским интерфейсом.
Маркетологи не должны никак вмешиваться в ход теста, предоставив участникам решить все проблемы индивидуально. Любая подсказка нивелирует результаты эксперимента.
Для того, чтобы определить наиболее важные проблемы, достаточно 5-10 пользователей. Запускать дорогое широкомасштабное исследование вовсе ни к чему, гораздо эффективнее себя проявит серия тестов с небольшим количеством участников, однако каждое испытание должно проводится после каждого изменения, внесенного в дизайн: так вы сможете исправить недостатки сразу же после их обнаружения.
Напомним, что такой метод называется итерационным дизайном (Iterative design), и он также применяется в процессе редизайна сайта для повышения конверсии, хотя во втором случае дело обстоит гораздо проще: каждая итерация завершается обычным сплит-тестом.
Ну и разумеется, чем больше версий и идей по дизайну интерфейса удастся проверить, тем лучше.
Пользовательское тестирование не следует путать с опросом фокус-группы — это метод хорош для исследования целевого рынка, но не подходит для оценки удобства использования. Маркетологу достаточно получить и проанализировать мнения, поступившие от фокус-группы, дизайнер UI должен лично видеть, как каждый пользователь выполняет конверсионную задачу, пользуясь сконструированным веб-интерфейсом.
Когда начинать работу над оптимизацией юзабилити?
Этот параметр играет свою роль на каждой стадии процесса разработки дизайна веб-интерфейса. Следовательно, возникает потребность в многочисленных тестах, каждый из которых, однако, можно провести быстро и дешево.
Вот основные шаги:
- Перед тем как начинать разрабатывать новый UI или приступать к его редизайну, протестируйте старый вариант для выявления удобных и полезных пользователя элементов, которые можно применить в дальнейшем.
- Проведите так называемое полевое исследование (field study) — понаблюдайте, как представители целевой аудитории ведут себя в «естественной среде обитания», т. е. в привычной обстановке при посещении предпочитаемых веб-ресурсов: пользуются ли они клавиатурными клавишами, скроллят ли страницу с помощью колеса мыши или движка вертикального скроллбара и т. д.
- Именно так можно составить примерное мнение о том, как представляют себе удобство пользования будущие посетители.
- Создайте несколько простых непроработанных эскизов новых вариантов дизайна и приступайте к пользовательским тестам как можно раньше. Не тратьте время на кропотливую проработку дизайнерских идей — вы должны будете изменить их все на основе результатов испытаний.
- Постепенно переходите от прототипа, отвечающего самым общим требованиям к веб-дизайну, принятым в вашей маркетинговой нише, к кастомизированной высококачественной компьютерной репрезентации вашего лендинга/сайта. Не забывайте проверять каждую итерацию!
- Проверьте дизайн на соответствие общепринятым правилам (существует множество работ на эту тему, например, того же Якоба Нильсена).
- Если вы решили, что окончательно завершили новый вариант дизайна, проверьте его еще раз — мелкие проблемы юзабилити всегда «выползают на свет» именно в ходе имплементации нового интерфейса на веб-ресурс.
Не откладывайте пользовательское тестирование до той поры, когда новый вариант дизайна будет полностью «введен в строй». Если вы это сделаете, будет невозможно исправить подавляющее большинство критических проблем.
Многие из этих проблем, вероятно, будут структурными, и их исправление потребует серьезного изменения архитектуры веб-ресурса (причем, если с одиночным лендингом дело будет обстоять не столь трагично, то масштабный проект типа сайта eCommerce придется «починять» с большими затратами времени, денег и человеческих ресурсов).
Единственный способ предоставить представителям целевой группы высококачественный пользовательский опыт (User Experience) — что, в принципе, невозможно без хорошего уровня юзабилити веб-ресурса — это как можно раньше начать тесты с участием этих самых потенциальных пользователей: никто лучше них самих не знает, что им удобно, а что нет.
Высоких вам конверсий!
По материалам nngroup.com, image source TeppoTK