Скандальная и оскорбительная реклама существует очень давно, с самой зари рекламного бизнеса и до наших дней. Возмущающие и неоднозначные ролики и билборды «цепляют», оскорбляют до глубины души, заставляют спорить и запоминаются надолго — поэтому маркетологи навряд ли полностью откажутся от подобных вирусных методов.
Известные бренды временами используют в своих маркетинговых стратегиях разные непристойные эпизоды, начиная от употребления кокаина и заканчивая связанными в машине девушками с кляпом во рту.
Но насколько это оправдано?
Вот 4 примера того, как выглядит самая скандальная реклама разных брендов.
1. «Модный наркоман» от SISLEY’S (SISLEY’S “FASHION JUNKIE”)
Этот грамотно оформленный постер вызвал скандал еще в 2007 году, а сам бренд даже отрицал участие в создании этой рекламы.
«На одном из плакатов изображены девушки, нюхающие белый жилет, что содержит очевидный намек на наркотики и алкоголь», – написали представители Sisley на официальном сайте еще в 2007 году. «Мы категорично заявляем, что бренд Sisley и компания Benetton не имеют ничего общего с этими изображениями, и поэтому отказываемся быть причастными к такой рекламе».
Был ли Sisley жертвой скучающих дизайнеров или же сознательно отрекся от этой кампании, дабы избежать критики? А если реклама действительно принадлежит Sisley, то стоило ли бренду так рисковать, запуская ее?
По словам известного журналиста и опытного специалиста по маркетингу Мелани Уэллс (Melanie Wells), «современные рекламодатели, нацеленные на молодую аудиторию, всяческими способами стараются привлечь внимание этих потребителей к себе. На самом деле, пикантные рекламные объявления существуют уже так давно, что современная молодежь хочет видеть что-то более непристойное. А скрытая неясная реклама только раздражает публику, для которой, чем пикантней и откровенней изображение, тем оно выигрышнее».
2. «Приход белого» от SONY’S DUTCH (SONY’S DUTCH “WHITE IS COMING” PSP)
Трудно спорить об этой рекламной кампании и ее многочисленных версиях. Европейская женщина, схватив темнокожую даму за волосы, демонстрирует свою власть над ней, о чем свидетельствует заголовок – «Приход белого» – такой была задумка голландского отделения Sony?
«Для региональных подразделений мировых брендов и их рекламных агентств важно быть уверенными, что пиар ходы полностью соответствуют информации о компании в настоящее время. Это важно особенно сегодня, когда печатная реклама, однажды появившись в маленькой далекой стране, быстро становится вирусной», – говорит Уэллс (Wells).
Даже если бы в рекламе все было наоборот: темнокожая женщина доминировала над белой, это не остановило бы вирусный потенциал постера, набираемый за счет глобального медиа-безумия. Хотя заголовок очевидно дает понять, что «черное» и «белое» – это лишь две разные цветовые версии одного и того же карманного игрового устройства PSP, все же в этом легко усомниться.
Реклама оскорбила множество блогеров, зрителей, сенатора Калифорнии Леланда Йи (Leland Yee), президента Сан-Хосе и главу NAACP Рика Коллендера (Rick Callendar), поэтому Sony полностью отозвала эту кампанию и выразила свои извинения.
3. «Связанные с кляпом во рту» от FORD MOTORS (FORD MOTOR CO.’S “BOUND & GAGGED”)
Мотивы сексуального насилия в отношении женщин, как средство рекламы, не ново: это шокирует зрителя и привлекает внимание к бренду. Впрочем, это касается не только женщин.
Ford Motors для рекламы автомобиля Ford Fido использовал мультяшные карикатуры, в том числе Пэрис Хилтон (Paris Hilton) и Семейство Кардашян (Kardashians). Водитель авто с ухмылкой на лице, размахивающий знаком «Мир», внешне очень напоминает бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), который на момент выхода проекта обвинялся в сексуальных домогательствах.
Представители Ford извинились за столь неоднозначный ход, утверждая, что автопром не собирался делать пародию на конкретных лиц. Трудно поверить, но неужели кто-то считает подобные насмешки хорошей идеей продвижения?
«Можно заметить, что во многих рекламных кампаниях изображается поп-культура и последние горячие события шоу-бизнеса и эстрады», – говорит Сандлер (Sandler). «Крупные западные бренды типа Ford очень консервативны в плане разработки рекламных материалов, поэтому меня удивило их решение позволить себе маркетинг такого рода. Если это на самом деле была пародия, что недопустимо, а кто-то из маркетинга Ford выложил бы эту рекламу в интернете, то мировая сеть могла взорваться от возмущения. Это ужасно, когда такие вещи происходят, потому что у потребителей нет времени разбираться в сути произошедшего, они реагируют мгновенно».
4. «Угольные пончики» в Таиланде от DUNKIN’ (DUNKIN’ DONUTS THAILAND’S “CHARCOAL”)
По данным Human Rights Watch, эта странная тайская реклама «Угольных пончиков» вызвала бурю негодования по всему миру из-за образа темнокожей дамы в ней. В то время как главный исполнительный директор тайского отделения Dunkin 'Donuts Надим Салхани (Nadim Salhani), посчитав «забавным» использовать в рекламе образ прошлого, обвинил американцев в паранойе, директор по рекламе Карен Раскоп (Karen Raskopf) опубликовал официальное извинение и объявил, что Dunkin’s отзовет телевизионный ролик.
Суть промо в том, что юная азиатская модель, откусив «угольный пончик», превращается в темнокожую леди из 50-х с прической в виде улья.
В целом этот стиль напоминает американские стереотипы о внешнем виде темнокожих людей 19 — начала 20 веков, которые в настоящее время считаются оскорбительным символом расистской эпохи, по наблюдениям Huffington Post.
Вместо заключения
Маркетологи, для которых оскорбительная реклама — любимый способ усилить вирусный эффект рекламной кампании, оправдывают себя пословицей: «Нет такого понятия, как плохая реклама».
Но так ли оно на самом деле?
«Реклама, подобная этой, просто глупа», – говорит профессор VCU Brandcenter Келли Окиф (Kelly O’Keefe). Проблема вирусной рекламы в том, что из-за шквала внимания она быстро начинает утомлять, оставляя у потребителя неприятный осадок по сравнению с яркими первыми впечатлениями. Помните, что великие бренды строятся не на дешевых провокациях и вульгарном юморе, а их целевая аудитория не состоит из одних маргиналов.
Высоких вам конверсий!
По материалам: contently.com