Всех людей можно разделить на две категории: тех, кто даже из негативных событий старается извлекать что-то полезное и светлое, и тех, кто привык постоянно жаловаться, обвиняя во всех неудачах окружающих.
Оптимисты и пессимисты. Легко и понятно.
Быть оптимистом трудно, но почетно, а вот слыть пессимистом не так уж и приятно. Поэтому последние, встретив подобную критику в свой адрес, не кивают головой в знак согласия, а заявляют, что они вовсе не пессимисты, но реалисты. Это приводит в некое замешательство.
Плюсы и минусы пессимизма
Если задуматься, то станет понятно, что никаких реалистов не существует. Одни и те же явления можно воспринимать по-разному и относиться к ним различно. У каждого своя реальность, каждый видит мир таким, каким он привык его видеть. Сделать вывод о том, кто оптимист, а кто пессимист легко: достаточно обратить внимание на поведение человека, ведь наши действия вторят нашему мышлению.
Пессимизм — это болезнь, и нет такой болезни, которая приносила бы пользу. Пессимизм убеждает нас не следовать нашей мечте. Пессимизм парализует наши действия.
В то же время успешные инвесторы именно благодаря пессимизму не вкладывают ресурсы в потенциально провальные проекты и тем самым сохраняют свои средства. И несмотря на то, что в традиции нашего общества сохранилась привычка восхвалять оптимизм и прославлять оптимистичных людей, увы, только по причине излишней самонадеянности и веры в благополучный исход известный американский бизнесмен Бернард Мейдофф, построивший крупнейшую в истории финансовую пирамиду, угодил за решетку.
Шкала веры. Слева — пессимисты: скупые люди, проницательные инвесторы.
Справа — оптимисты: азартные игроки, мечтатели.
Если обратить внимание на истории успеха известных предпринимателей и проанализировать факторы, приведшие их к подобному взлету, можно заметить, что именно пессимизм и является тем самым условием, который отличает успешных людей от... невероятно успешных. И именно пессимизм можно назвать тем ключевым ингредиентом в формуле, которая способна привести к инновации.
Третий компонент
И все же ни оптимизм, ни пессимизм не являются достаточными основаниями для подведения итога в рассматриваемом вопросе. Нужен еще один компонент, и этот компонент — доверчивость.
Разница между понятиями доверчивость и оптимизм, скептицизм и пессимизм трудно различимая, но в контексте рассматриваемой темы имеет принципиальное значение. Доверчивость воспринимается в нашей культуре как благодетель, а скептицизм как упрямство, однако, вот как их определяет словарь:
Доверчивость — готовность поверить во что-либо;
Скептицизм — критически-недоверчивое отношение к чему-либо, крайнее сомнение в чем-либо.
Если совместить оптимизм и пессимизм и доверчивость и скептицизм в одном графике, то можно получить четыре комбинации, в каждой из которых заложена своя вероятность достижения успеха.
К примеру, азартного игрока, который искренне верит в свою победу, можно назвать доверчивым оптимистом; большинство предпринимателей также можно отнести к этой категории.
Мнительный пессимист — это человек с «манией преследования». Во всем окружающем и окружающих людях он видит угрозу своей личности, при этом даже не надеясь на благополучный исход.
Люди, верящие в теорию заговора, пожалуй, самое худшее, что может быть: они охотно верят во всевозможные сказки, но при этом пессимистичны по своей натуре.
Конечно, люди из озвученных категорий тоже достигают успеха, но, пожалуй, самая удачная комбинация — это скептичный оптимист. Это те люди, которые обладают недюжинной верой в собственные силы, в возможность изменить мир к лучшему, но при этом трезво оценивают подконтрольные им проекты.
Доверчивые пессимисты: конспираторы, сплетники, плохие журналисты.
Пессимисты-скептики: жертвы обстоятельств, биржевые маклеры, люди, страдающие от депрессий.
Оптимисты-скептики: хорошие журналисты, хакеры, изобретатели.
Доверчивые оптимисты: жертвы мошенников, искатели приключений, предприниматели, монахи.
Как вы можете видеть, оптимистично настроенные, но склонные проверять факты на прочность люди, достигают гораздо большего, чем доверчивые оптимисты, хотя и тех, и других можно назвать успешными людьми.
Метафорически можно выразиться следующим образом: «Пока последние ждут попутного ветра, который приведет их корабль в движение, скептики задумаются над тем, нужны ли им вообще паруса».
Сила скептицизма
К сожалению, современный мир все еще недооценивает проницательность скептиков. К примеру, Стив Джобс (Steve Jobs), сооснователь легендарной Apple, запомнился всем как величайший в мире оптимист. Но наряду с этим он также был и невероятным скептиком. Ему постоянно что-то не нравилось в подготавливаемых прототипах техники, и он весьма критично относился к результатам труда своей команды. Одна из его любимых фраз: «Это недостаточно хорошо».
Джобса не так-то легко было убедить в чем-либо. И тем не менее он верил в наступление совершенного будущего — которое он, во многом, и приблизил.
Гарриет Табмен (Harriet Tubman), борец за права афроамериканцев в неблаговидный период американской истории, тоже пример величайшего оптимизма. Она родилась в рабстве, жила в тяжелейших условиях и получила травму головы, из-за которой у нее время от времени случались судороги, а ее муж вообще женился на другой женщине. И все же после того, как Гарриет спаслась от своих мучителей и бежала на Север, она вернулась на охваченные рабством земли, чтобы спасти людей. У нее была вера в лучшее будущее, и она всеми силами старалась приблизить его.
Но Табмен не была излишне доверчивой. Она всегда была настороже и постоянно носила заряженный пистолет. Гарриет никогда не предпринимала самонадеянных поступков, и именно такая черта характера и позволила ей спасти миллионы людей и войти в историю.
Заключение
Оптимисты-скептики верят в наилучший результат, но они не привыкли полагаться на слепую удачу. Пожалуй, это лучший образ мышления, который неизменно приведет вас к успеху. На самом деле, не имеет никакого значения, как вы видите стоящий перед вами стакан: наполовину пустым или полным. Может быть, вам вообще не нужен этот стакан?
Высоких вам конверсий!
По материалам contently.com, Image source: Richard Pardon | Photogra