В разработке веб-интерфейсов существует тенденция избавляться от стандартного меню. И в самом деле, зачем заботиться о навигации, если есть строка поиска? Успех Google и Amazon показывает, что люди активно пользуются поисковыми запросами даже на мобильных телефонах, где печать утомительна и нередко сопровождается ошибками, не говоря уже о стационарном компьютере или laptop.
Однако, как показывает практика и исследования вопроса, одного поиска недостаточно.
Ваши клиенты знают, что искать?
Для формулировки правильного запроса пользователи должны хорошо знать, что они ищут. Иногда это легко, например, человек ищет ближайший супермаркет. Но когда требуется купить духовку или газонокосилку, особенно если вы в них ничего не понимаете, возникает вопрос: какие характеристики товара указать и какие ключевые слова использовать в запросе?
Страницы категорий часто встроены в общую архитектуру сайта и помогают быстрее сориентироваться в товарах и их характеристиках. Например, зайдя в интернет-магазин Ulmart.ru в поисках чайника, мы узнаем, что бывают чайники-самовары, чайники-термосы, электрочайники, а также электрочайники с терморегулятором.
Кроме того, модели отличаются цветом, материалом корпуса, объемом, мощностью, типом нагревательного элемента, типом внутреннего покрытия нагревательного элемента, наличием или отсутствием подсветки, ЖК-дисплея, таймера, системы самоочистки, светового индикатора, возможностью выбора режима работы и т. д.
Даже если вы впервые выбираете этот предмет обихода, то благодаря настолько расширенному и удобному поиску легко получите полное представление о важных деталях.
Дополнительно вы можете отсортировать товары по бренду, цене и по наличию их в магазинах.
На странице категории чайников показаны все их виды, а фильтры, расположенные слева, позволяют максимально точно подобрать нужную вам модель. Фильтры преобразуют поиск в навигацию и решают проблему незнакомой поисковой области. Система характеристик позволяет получить исчерпывающую информацию о товаре.
Поиск требует дополнительных усилий
Даже если область поиска знакома пользователю, то ему все равно необходимо придумать словоформу, релевантную цели запроса.
Навигация по сайту экономит время, предлагая узнаваемые характеристики продукта. Это одно из свойств UI-дизайна. Если бы в примере с чайниками поиск был единственным инструментом, вам пришлось бы сверять собственные запросы с тем, что есть на сайте.
Перевод пользовательской цели в поисковый запрос является сложной задачей и создает дополнительную нагрузку в отличие от простого выбора ссылок на странице.
Возьмем за пример ресурс Megogo.net. Допустим, вы собрались посмотреть смешной фильм с 14-летним подростком, который не понимает тонкостей словесного юмора, а предпочитает эксцентрическую комедию положений.
В разделе комедий на сайте нелегко выяснить, какой фильм подходит под ваши требования. В этом случае у вас 2 варианта: пересматривать каждую аннотацию или ввести в поисковую строку соответствующие условия. Может быть, «комедия положений PG-13» (статус от 13 лет) или «комедия PG-13 с Джимом Кэрри»? Чудовищно неудобно!
Согласитесь, такая задача сложнее выбора чайника на сайте Ulmart. Сегодня Megogo представляет несколько категорий фильмов, в том числе семейное кино, куда входят фильмы разрешенные к просмотру с детьми и подростками. Но внутри этого жанра нет четких критериев, что осложняет выбор. Дополнительные фильтры обеспечили бы более легкий поиск с множеством критериев.
Поиск имеет более высокую «стоимость взаимодействия» с пользователем
Поиск является более трудоемким процессом, так как пользователь должен не только придумать запрос, но и набрать его в поисковой строке. Ввод данных относится к «высокой стоимости взаимодействия».
Даже на полноценной клавиатуре распространены ошибки при вводе, на исправление которых тратится время, не говоря уже о мобильных устройствах. Существуют, правда, автоматические подсказки, но они оправдывают себя, если запрос популярный. Таким образом, поиск выходит «дороже» хорошей навигации по ресурсу.
Поиск по сайту часто работает некорректно
Даже работоспособная строка поиска часто выдает нерелевантные результаты. Чем крупнее поисковый механизм, тем сложнее его алгоритмы, тем больше база данных и выше вероятность релевантной выдачи по запросу, даже если пользователь ввел не все ключевые слова и не очень хорошо ориентируется в определенной области.
Однако здесь речь идет о крупных поисковых машинах. Тематические сайты, как правило, не могут позволить себе внедрить сложную систему, потому увеличивается процент некорректной выдачи. Например, упомянутый уже киносайт Megogo на запрос «комедия для просмотра с подростками» не нашел соответствий и выдал искаженные результаты.
Кроме того, довольно большой процент людей делает ошибки или опечатки в поисковых запросах и системы тематических сайтов в большинстве случаев не умеют на них реагировать.
Если в строке поиска Megogo ввести «jim carey», вы получите не только совершенно нерелевантные результаты, но и, что самое интересное, те же самые рекомендации, которые были получены по предыдущему запросу «комедия для просмотра с подростками». В то же время поисковая система Яндекс выдает корректную информацию об актере независимо от регистра.
Пользователи имеют слабые навыки в поиске
Якоб Нильсен (Jakob Nielsen) назвал поисковые навыки пользователей некомпетентными. Действительно, у людей нет полного понимания, как работает такая система на сайте. Они избалованы гигантами вроде Google и ожидают, что подобная технология есть на каждом ресурсе.
Например, человек вводит в интернет-магазине запрос «модные комфортные туфли размера 7.5 на низком черном каблуке», а потом удивляется полученным результатам. Некоторые сайты пытаются сделать парсинг строки поиска. Но в большинстве случаев технология работает некорректно, как у Zappos.
Выше показана страница результатов по запросу «модные комфортные туфли для женщин размера 7.5 на низком черном каблуке». Как мы видим, многие варианты не соответствуют запросу, например, стельки для обуви.
Впрочем, лучше получить хоть какие-то результаты. Бывает и хуже: на запрос «дворники camry» сайт Autozone ответил подозрительным молчанием.
Вместо заключения
Поиск на сайте, безусловно, важен. Если вы знаете, что хотите найти, и правильно сформулируете запрос, то можете сэкономить время. Однако навигация выполняет наиболее важные функции: наглядно показывает, что есть на ресурсе, способствует лучшей ориентации пользователя и пониманию поискового пространства.
Категории меню быстрее и легче воспринимаются людьми. Кроме того, навигация избавляет от ошибок и некорректных результатов поиска, что неимоверно важно для ваших показателей.
Высоких вам конверсий!
По материалам nngroup.com, image source: C.Koch