Во время одного из своих наиболее успешных выступлений популярный западный автор и бренд-консультант Дебби Миллман (Debbie Millman) подчеркнула:
«Умышленно занижая запросы, вы доказываете, что действительно не заслуживаете ничего большего. Посвящайте время любимому делу до тех пор, пока не достигните желаемых результатов. Представьте, что границ не существует».
Этот совет отражает передовые психологические наработки Стэндфордского психолога Кэрол Двек (Carol Dweck). Ее книга под названием «Мировоззрение: Новая психология успеха» («Mindset: The New Psychology of Success») взывает к сознательной и подсознательной силе вашей веры в себя и показывает, как малейшее изменение в этом плане может повлиять практически на все аспекты вашей жизни.
Одно из основных человеческих убеждений, обнаруженное Двек, касается восприятия и поведенческих привычек, которые люди принимают за проявление собственной индивидуальности. Согласно «фиксированному мировоззрению», наш характер, интеллект и творческие способности статичны и не могут подвергаться каким-либо изменениям, а признание успеха зависит только от разницы между уровнем наших возможностей и общепринятым стандартом; стремление к успеху и избежание провала всеми доступными методами здесь становится способом самоутверждения.
Что же касается «прогрессивного мышления», то оно основывается на преодолении трудностей и трактует каждую неудачу как возможность для дальнейшего развития и улучшения текущих навыков. Эти два типа восприятия проявляются в самом раннем возрасте и во многом определяют поведение, отношение к успехам и провалам (как личным, так и карьерным).
Два мировоззрения
Фиксированное восприятие — идея о статичности интеллекта. Это заставляет человека уклоняться от выполнения сложных задач, сдаваться при виде малейших препятствий и сомневаться в собственных силах. С таким настроем вы попросту игнорируете любую конструктивную критику в свой адрес и тяжело переносите успех людей из вашего окружения. В результате вам не удается в полной мере раскрыть свой потенциал, а взгляды на мир обретают окраску фатализма.
Прогрессивное мышление основано на развитии интеллектуальных способностей и побуждает человека к активному обучению. Оно мотивирует вас на выполнение задач вопреки любым препятствиям, и показывает, что все приложенные усилия необходимы для достижения мастерства. Такое мировоззрение учит извлекать пользу из критики и искать вдохновение в успехах окружающих. В итоге все это позволяет достичь поставленных целей, превзойти их и укрепить силу воли.
Преимущества «мышления роста», обнаруженные Двек за 20 лет исследовательской работы со взрослыми и детьми, оказались просто поразительными. Она пишет:
«Мои многолетние исследования показали, что принимаемое человеком мировоззрение оказывает серьезное влияние на его дальнейшую жизнь. Оно может определить ваши человеческие качества и повлиять на личные достижения. Но как это происходит? Каким образом простая вера в себя может перевернуть отношение к жизни и, как следствие, саму жизнь?
Полагая, что все ваши качества неизменны, вы создаете для себя необходимость в регулярном самоутверждении. Если вы обладаете определенными личностными качествами, характером и уровнем интеллекта, вам лучше продемонстрировать их во всей красе. В противном случае вы столкнетесь со многими трудностями.
[...]
Я видела так много людей, нуждающихся в самоутверждении — в школе, на карьерном фронте и в сфере отношений. Каждая ситуация требует проявления интеллектуальных способностей, индивидуальности и характера. Каждая ситуация оценивается: Я добьюсь успеха или потерплю неудачу? Умно я буду выглядеть или глупо? Меня примут или откажут? Я буду чувствовать себя как победитель или как неудачник?
Существует и другое мировоззрение, согласно которому вам вовсе не нужно постоянно завышать свои реальные возможности. В нем все ваши качества являются лишь отправной точкой для дальнейшего развития. «Мышление роста» основано на вере в то, что данные вам навыки можно совершенствовать, приложив усилия. Хотя первоначальные таланты людей, их способности, интересы и темпераменты могут существенно отличаться — любой человек способен измениться и развиться путем проб и ошибок.
Верят ли сторонники такого мышления в то, что при наличии должной мотивации и образования кто угодно может стать следующим Эйнштейном или Бетховеном? Нет, но они верят, что истинный человеческий потенциал неизвестен (и неизмерим); так что предугадать последствия многолетнего труда, страстного отношения к своему делу и регулярных тренировок невозможно».
По мнению Двек, ключевым фактором эффективности «развивающего мышления» является то, что здесь жажда к самоутверждению замещается страстью к обучению. Оно убеждает вас в том, что базовые человеческие качества вроде интеллекта, креативности или любви могут совершенствоваться за счет усилий и осознанной практики. Люди с таким восприятием не переживают по поводу своих провалов, поскольку на самом деле такие ситуации они считают поучительными. Двек пишет:
«Зачем тратить время на постоянное подтверждение своих талантов, если вы можете заниматься саморазвитием? Зачем скрывать недостатки, которые можно устранить? Зачем искать друзей и партнеров для поддержания самооценки вместо тех, кто мотивировал бы вас к развитию? Зачем искать верный и проверенный метод вместо того, чтобы испытать все на собственном опыте и через это стать лучше? Подобное поведение характерно для развивающего мышления, даже (или особенно) когда обстоятельства складываются не лучшим образом. Поэтому такое мировоззрение позволяет людям наслаждаться жизнью в самые трудные времена».
Эта идея, конечно же, не нова и уже используется во многих книгах по самомотивации. Но работа Двек отличается от них, поскольку основывается на исследовании прогрессивного мышления, определяет особенности указанных типов мышления и объясняет, каким образом они могут быть перепрограммированы.
Кэрол и ее команда выяснили, что люди с фиксированным мышлением воспринимают любые риски и усилия как потенциальное подтверждение своей некомпетентности в чем-либо. Но взаимосвязь между мышлением и усилиями — это улица с двухсторонним движением:
«Дело не в том, что некоторым людям повезло осознать ценность саморазвития и важность усилий. Наше исследование показало, что это обусловлено непосредственно развивающим образом мышления. Когда мы учим людей такому мировоззрению, приоритетным остается развитие, но идеи о самосовершенствовании и усилиях следуют рядом.
Как только вы начнете понимать фиксированный и развивающий типы мышления, вы увидите, как один из них связан с другим. Вы осознаете, что вера в неизменность своих качеств может повлечь за собой множество позитивных мыслей и действий, а убежденность в дальнейшем совершенствовании навыков не всегда приводит к хорошим последствиям.
Эти мировоззрения изменяют стремления людей и их отношение к успеху, изменяют значение и влияние провалов, корректируют смысл усилий».
Двек ссылается на опрос, в рамках которого 143 творческих работника согласились с тем, что первостепенным фактором успеха в творчестве является стойкость, характерная для развивающего мышления. Она пишет:
«Погружаясь в то или иное восприятие, вы попадаете в совершенно другой мир. В мире фиксированных качеств успех заключается в постоянном самоутверждении, а в мире совершенствования навыков определяющим остается стремление к новым познаниям и развитию.
В одном мире неудачей называют поражения, будь то плохая оценка, проигрыш на турнире или увольнение. В другом мире неудачей считается отсутствие развития, ведь без стремления к выполнению поставленных задач вы не раскрываете свой потенциал.
В одном мире усилие воспринимается как нечто плохое и ставит под сомнение ваш ум или талант, а в другом — подтверждает наличие этих качеств».
Но самое значимое исследование Двек объясняет, когда именно зарождаются данные типы мышления. Оказывается, они формируются в очень раннем возрасте.
В одном эксперименте Двек и ее коллеги предложили четырехлетним детям выбрать: переделать ли легкий пазл или взяться за более сложный. И даже эти дети соответствовали особенностям каждого из типов мышления — ребята с фиксированным восприятием выполнили более простую задачу и подтвердили свои умения, а обладатели развивающего мировоззрения пытались понять, зачем выполнять одно и то же действие повторно, если больше оно ничему не учит.
Иными словами, фиксировано настроенные дети хотели достичь успеха, чтобы показаться умными, а детишки с развивающим настроем пытались проверить себя и улучшить умственные способности.
Двек цитирует слова семиклассницы, уловившей разницу между типами мышления:
«Я думаю, что над своими умственными способностями нужно работать...это не то, что вам просто дано. Большинство детей, будучи неуверенными в своем ответе, не поднимают руку, чтобы разобраться в вопросе. А вот я всегда подымаю руку и понимаю, что при неверном ответе мою ошибку исправит учитель. Иногда я просто спрашиваю, как решается та или иная задача, говорю, что я чего-то не поняла, и прошу о помощи. И все эти простые действия уже позволяют мне повысить мой интеллект».
Все начало развиваться еще интереснее, когда Двек привела людей в лабораторию изучения мозговой активности Колумбийского университета. Она решила узнать, что происходит с мозговой деятельностью участников эксперимента, пока те отвечают на сложные вопросы и получают оценки за свои старания. Двек удалось выяснить, что люди с фиксированным мышлением были заинтересованы в отклике, отражающем только их текущие умения, а информацию, полезную для дальнейшего развития, они отсеивали. Их даже не интересовали правильные ответы на вопросы, ведь совершая ошибку, они мгновенно зачисляли свой проступок в категорию провалов и не желали к нему возвращаться.
Участники с развивающим мышлением, напротив, были очень заинтересованы в информации, способствующей их саморазвитию, независимо от того, совершили они ошибку или нет. Иными словами, их приоритетной целью было обучение.
Эти данные особенно полезны для образовательной сферы, ведь они демонстрируют ценность интеллекта в нашей культуре. В другом исследовании, в котором приняли участие сотни студентов, Двек и ее коллеги предложили каждому испытуемому решить несколько сложных задач из невербального IQ-теста, а затем похвалили участников за старания.
Было использовано два вида похвалы: некоторым студентам говорили нечто вроде «Вау, вы набрали Х верных ответов. Это действительно хороший результат. Наверно, вы в этом разбираетесь», а другим «Вау, вы набрали Х верных ответов. Это действительно хороший результат. Наверняка, вам это нелегко далось». Таким образом, кого-то из студентов похвалили за умение, а кого-то — за приложенные усилия. И результаты оказались еще более неожиданными:
«Похвала с акцентом на умения подтолкнула студентов к фиксированному образу мышления и они проявили все его признаки: когда мы предложили им выбор, они отказались от выполнения новой задачи, не желая обучаться. На самом деле они не хотели делать ничего, что могло бы продемонстрировать их недостатки или поставить под сомнения талант.
[...]
А вот когда студенты получили похвалу за усилия, 90% из них пожелали выполнить еще одну развивающую задачу».
Но все-таки самое интересное произошло немного позже, когда студентам предложили более сложные задачи. Неожиданно подростки, которых похвалили за умения, начали сомневаться в своих умственных способностях. По мнению Двек:
«Если успех для них является способом самоутверждения, то его отсутствие заставляет чувствовать себя неполноценными».
Студенты, получившие похвалу за усилия, восприняли новую задачу как очередной повод к развитию и не побоялись проявить себя с худшей стороны. Вероятно, наиболее важным фактором здесь является влияние типов мышления на уровень получаемого удовольствия — в первом раунде все радовались легким вопросам, но по мере усложнения задач студенты, получившие похвалу за умения, забывали о веселье, а вот поклонникам саморазвития новые задания приносили подлинное удовольствие. К слову, студенты с прогрессивным мышлением также гораздо эффективнее справлялись со всеми поставленными задачами, в то время как подростки с фиксированным восприятием показывали худшие результаты.
Все становилось лучше — или хуже, в зависимости от дальнейшего взгляда на ситуацию: наиболее тревожный факт был обнаружен после решения IQ вопросов, когда студентов попросили описать сверстникам полученный опыт и рассказать о своих успехах. К большому сожалению для Двек, самым ужасным побочным эффектом фиксированного мышления оказалась склонность к обману. 40% ребят, которых похвалили за их умения, умышленно завышали свои результаты, чтобы казаться более успешными. Она утверждает:
«При фиксированном восприятии своих недостатков стыдятся, особенно когда те проявляются у талантливых личностей, поэтому участники эксперимента предпочли умолчать о них. Но более тревожным фактом является то, что похвалив способности обыкновенного подростка, мы можем запросто превратить его в обманщика».
В этом и заключается основное отличие двух типов мышления — у людей с развивающим взглядом на жизнь личный успех достигается только тяжелой работой над собой, а представителям фиксированного мировоззрения для этого нужно лишь подтвердить свое превосходство. Последние воспринимают неудачу как приговор или признак неполноценности. А вот первые видят в своих проступках лишь мотивирующую информацию — своего рода сигнал к пробуждению.
И все же, как ни крути, наиболее серьезное применение эти исследования обретают не в деловой или образовательной отрасли, а в любовной. Двек обнаружила, что люди демонстрировали двойственность своих предпочтений даже в личных отношениях: в случае с фиксированным мышлением идеальным для них партнером является человек, всячески расхваливающий их таланты, а вот мышление роста нуждается в партнере, который бы способствовал развитию своей второй половинки. Как оказалось, фиксированное восприятие лежит в основе все наших негативных представлений об «истинной любви». Двек пишет:
«Мышление роста подсказывает, что все эти вещи могут быть откорректированы. Вы, ваш партнер и отношения — все это может быть подвергнуто изменениям. Но в фиксированном мышлении идеал представляет собой моментальную, безупречную и вечную совместимость. Словно она была предначертана.
[...]
Одна из проблем заключается в том, что люди с фиксированным мышлением по умолчанию рассчитывают на хороший исход в каждой ситуации. Они не хотят взаимодействовать с партнером для самосовершенствования и решения проблем. Они желают, чтобы все их невзгоды магическим образом устранила любовь, как это случилось со Спящей Красавицей, пробудившейся от смертельного сна благодаря поцелую принца».
Но наиболее удручающим заблуждением о взаимоотношениях являются мысли о том, что работа над ними заключается в решении каких-то ужасных проблем и что любое несоответствие мнений здесь воспринимается как недостаток со стороны партнера. Двек предлагает проверить это на реальных условиях:
«Без неудач не бывает больших достижений, точно так же прекрасные отношения нельзя создать без конфликтов и проблем.
Когда люди с фиксированным мышлением рассказывают о своих неурядицах, они определяют виноватых. Иногда они винят себя, но в большинстве случаев — своего партнера. И обвинение они превращают в недостаток его характера. Но это еще не все. Обвиняя в проблеме своего партнера, они злятся на него и чувствуют к нему отвращение.
В итоге такие люди считают, что, поскольку проблема возникла из-за постоянных качеств партнера, ее невозможно устранить. И как только обладатели фиксированного мышления видят подобные «недостатки» в своих вторых половинах, они проецируют вызванные эмоции на отношения в целом».
Что касается людей с мышлением роста, то своих партнеров они принимают со всеми их недостатками, без каких-либо претензий и считают такие отношения совершенно нормальными. Для них конфликты — это всего лишь проблемы в общении, которые не касаются личности партнера или его характера. Данная тенденция справедлива не только для романтической или дружеской связи, но и для отношений с родителями. Двек пришла к таким выводам:
«Когда люди только вступают в отношения с другим человеком, им сложно искать точки соприкосновения. В хороших отношениях оба партнера учатся этому и постепенно переводят свою связь на более глубокий уровень. Но чтобы это произошло, они должны мыслить в одном направлении. И как только атмосфера доверия будет сформирована, партнеры обретут больший интерес к взаимному развитию».
Подводя итог, можно сказать, что мировоззрение — это процесс, позволяющий анализировать происходящие события. В фиксированном мышлении этот процесс запускается внутренним монологом из суждений и оценок, а вся информация используется только в качестве аргументов в пользу того или иного утверждения. В мышлении роста внутренний монолог, напротив, не участвует в суждении, а лишь вызывает жажду к обучению и постоянному поиску полезного опыта.
Высоких вам конверсий!
По материалам: brainpickings.org, Image source: irinads14