Мы все очень заняты. И у каждого иногда случаются периоды, когда работы становится так много, что она накапливается, и ей не видно ни края, ни конца. Дополнительные заказы, неожиданные встречи, руководство сторонним проектом… Но вот что странно: чем больше у нас работы, тем меньше хочется ее выполнять.
Вы когда-нибудь замечали, что из состояния «очень занят» довольно легко перейти в режим «настолько занят, что не могу ничего делать»? В ответ на чрезмерную загруженность мозг реагирует паникой — осознание всего объема предстоящей работы буквально парализует его, и мы вообще отказываемся что-либо предпринимать.
Никто не хочет, чтобы его считали ненадежным человеком, который в самый ответственный момент слишком расслабился и все испортил. Но как назло, с приближением дедлайна приходит какой-то ступор, и ситуация затягивается до самого конца. С чем связаны эти «пробелы» в работе, и реально ли положить конец приступам лени? Поговорим об этом в сегодняшнем посте.
Лень — враг?
Традиционно осуждаемая обществом как признак безвольного характера, в психологии лень — это прежде всего отсутствие мотивации. Нежелание выполнять поставленные задачи может быть связано с разными факторами, но часто причиной оказывается банальная потребность в отдыхе.
Безусловно, лень бывает и от отсутствия интереса к деятельности, и от порочной привычки проводить свое время в праздности, но изначально лень — это естественный защитный механизм, который предохраняет нашу психику от переутомления, вынуждая нас снижать активность — умственную или физическую.
Однако, не только интенсивная деятельность может стать причиной приступа лени. Психологам уже давно известно понятие «оптимума мотивации»: еще в 1908 году в эксперименте с мышами, а потом и с людьми, ученые Йеркс и Додсон (Yerkes and Dodson) установили, что для достижения успеха нам необходим умеренный, или оптимальный уровень мотивации, и что ее избыток так же губителен для дела, как и недостаток.
Иными словами, если нагрузка и ответственность за выполнение задачи слишком высока (скажем, 9-10 баллов из 10), то вместо мобилизации всех сил вы чувствуете такое напряжение и стресс, что о продуктивной и спокойной работе не может быть и речи.
4 способа вернуться обратно в работу
Очевидно, что длительное нахождение в бездеятельном состоянии чревато разными неприятными последствиями. Но хуже всего из них то, что поддавшись навалившемуся на вас приступу лени, вы рискуете попасть в ловушку низкой мотивации: избегая работы, которая должна быть сделана, вы полдня играете в видеоигры или смотрите сериалы, расстраиваетесь из-за этого и оставшуюся половину дня проводите точно так же.
Круговорот лени в работе
Подвох заключается в том, что незавершенные дела предыдущего дня прибавляются к задачам сегодняшним, а это еще больше отбивает всякое желание за них браться — и так по кругу, вырабатывая у вас стойкую неприязнь к работе и грызущее чувство вины. СТОП! Пора разорвать этот замкнутый круг. И неплохо было бы осознать, что вы в нем находитесь, до того, как положение станет критическим.
Вообще, план действий лучше готовить заранее — когда придет время бороться с «параличом», вы меньше всего захотите что-то придумывать. Поэтому предлагаем вам 4 способа, как справиться с непреодолимой ленью и снова вернуться в работу. Надеемся, они вам помогут в сложную минуту, подарив активность и желание действовать.
1. Выберите только одну вещь и закончите ее
Каждому из нас знакомо то приятное чувство, когда дело сделано и можно пойти отдохнуть. Воспоминание об этом ощущении может зарядить вас позитивом и помочь справиться с наплывом задач. Если глаза разбегаются, а руки не знают, за что хвататься — выберите только одно дело и сосредоточьте на нем все ваше внимание.
Не распыляйте энергию понапрасну, лишь ухудшая положение ненужным стрессом. Пусть ваши усилия покажутся несущественными, однако, сделав хотя бы что-то, вы испытаете большое удовлетворение и снова обретете веру в себя.
Вообще, когда на вас наваливается масса дел, всегда непросто понять, откуда начать. Лучшим решением здесь будет записать на листке бумаги или на доске все, что вам нужно сделать: увидев полный список, определить порядок действий станет намного легче. Вот что думает по этому поводу писатель Скотт Беркан (Scott Berkun), автор множества удивительных книг:
«Составление списка — это самый быстрый способ найти выход из затруднительной ситуации... Записывание чего-либо придает вам сил. Когда вы видите свои мысли на бумаге, вы можете перемещать их, сравнивать, комбинировать или группировать в зависимости от ваших целей».
Скотт любит работать со списками, так как они помогают ему разделять каждую большую задачу на несколько маленьких, более простых и решаемых. Вы можете распланировать свою работу по дням в ежедневнике, чтобы новый день посвящать выполнению только одного дела. Постепенно, шаг за шагом, из вашего списка начнут исчезать казавшиеся до этого неподъемными задачи. Так было лишь потому, что вы хотели их решить все сразу.
Полезно будет начать с какого-нибудь незначительного вопроса или задания. Например, ответить на письмо клиенту или отправить пару счетов — то есть сделать самое простое из всего возможного. Такие пустяковые дела, которые вы обычно откладываете на потом, в минуту паники и стресса лучше всего помогают собраться с мыслями и включиться в работу.
Используйте любой повод, чтобы похвалить себя даже за маленький успех. Часто причиной отчаяния и страха становится наша неуверенность в собственных силах, которая нарастает вместе с количеством предстоящей работы.
2. Расставьте приоритеты
Когда вы погребены под грузом проблем, нет ничего более спасительного, чем правильно расставить приоритеты. Определившись с наиболее важными делами, вы избавите себя от необходимости решать то, что до этого только казалось важным.
Участие в группе по интересам, бесплатная помощь другу или встреча с людьми, которые хотят немного вас «поэксплуатировать» — все это может подождать. Когда на кону стоит ответственная работа и ваша репутация, придется отложить все сторонние проекты, дополнительные интересы и личные дела.
Вы можете подумать, что такое поведение выглядит эгоистично, и это еще больше заставит вас нервничать. Но намного сложнее в такой ситуации — сознательно отказаться от части задач и огранить себя только тем, что действительно нужно сделать. Сбросив с плеч второстепенные дела, вы обнаружите, что все не так уж и плохо. А мысль о том, что подобные ограничения — только временная мера, поможет вам сохранить присутствие духа.
Для того, чтобы выделить главное, писатель Гэри Келлер (Gary Keller) советует задать себе простой вопрос:
«Что из моего списка дел является настолько важным или сложным, что все остальное по сравнению с ним кажется легким и незначительным?»
Также предлагаем вашему вниманию матрицу приоритетов Стивена Кови (Stephen Covey), которую он опубликовал в своей книге «7 привычек успешных людей» (The 7 Habits of Highly Effective People):
В этой матрице все задачи разделены на четыре категории:
1. Важные и срочные:
- авралы и дедлайны
- кризисные проекты
- неотложные встречи
- экстренные ситуации
- последние приготовления
2. Важные и несрочные:
- построение отношений
- личное развитие
- профессиональные тренинги
- физические упражнения и здоровье
- подготовка и планирование
3. Неважные и срочные:
- письма и телефонные звонки
- внештатные ситуации
- публичная деятельность
- встречи и собрания
4. Неважные и не срочные:
- быт
- некоторые телефонные звонки
- чтение и просмотр телепередач
- развлечения и досуг
Дополните эту или создайте собственную матрицу приоритетов: она поможет вам не растеряться в кризисной ситуации. Имея перед глазами такую таблицу, часть срочной, но неважной работы вы сможете делегировать своим коллегам или помощникам, чтобы по возможности освободить свое время для решения более насущных задач.
3. Делайте маленькие шаги
Подпись: «Думайте о многом, начинайте с малого»
Мы уже писали о том, что начинать с небольших дел полезно хотя бы потому, что они легко выполнимы и приносят уверенность в своих силах. Удовлетворение, которое вы испытываете от завершения задачи — это все, что вам нужно в начале длинного пути. Не нужно требовать от себя сразу многого: страх от осознания величины предстоящей работы парализует все желание ее выполнять.
Когда вы уже находитесь в состоянии внутреннего ступора, сложно переубедить себя и перестать лениться: ложное чувство безысходности и провала имеет свойство расти с откладыванием проблем. Однако, даже пустяковое дело — лучше, чем ничего. Вместо того, чтобы вечером грызть себя за бесцельно проведенное время, вы сможете похвалить себя за малый успех и уже на следующий день проснуться с готовностью к решительным действиям.
Например, если вам нужно написать статью или письмо, просто создайте новый документ и сохраните его на компьютере. Пусть в нем будет только название и ничего больше: но он существует, а значит — дело начато. Или когда вы работаете над масштабным проектом и до его завершения еще очень далеко, разбейте работу на несколько маленьких этапов, чтобы увидеть результаты своего труда как можно быстрее.
Иногда между вами и вашей задачей лежит целая пропасть из страха и неопределенности — перекиньте мост через эту пропасть, помогите себе увидеть, что все не так уж и плохо: дорога возникает под ногами идущего.
4. Заботьтесь о своем здоровье
В матрице выше физические упражнения и здоровье оказались в категории важных, но не очень срочных занятий. Обычно так и происходит: когда мы перегружены работой, нам не до прогулок или утренней зарядки — лишь бы побыстрее закончить дела. Однако, такие вещи как сон или регулярное питание не только не могут быть временно упразднены, как например, общение с друзьями или работа над сторонними проектами: они напрямую влияют на вашу работоспособность.
Поставьте свое здоровье на первое место в списке приоритетов, особенно в ситуации кризиса.
Напряженная деятельность — не повод лишать себя полноценного питания или сна. Ваш мозг, как и организм в целом, для эффективного функционирования нуждается в качественном отдыхе: если вы забудете об этом, вы навредите как себе, так и своей работе. Физический дискомфорт, голод и усталость замедляют и ухудшают все внутренние процессы, и те часы, которые вы потратите на работу вместо сна, вряд ли окажутся продуктивными.
Как только вы чувствуете, что стали лениться больше обычного, отложите все в сторону и займитесь собой. Разомните тело, выйдите на пробежку или просто поспите — это поможет вам переключиться, а после — с новыми силами вернуться к работе.
Если вам не хватает времени на готовку (особенно не хочется отвлекаться, когда вернулось желание работать), позаботьтесь заранее, чтобы у вас дома всегда были продукты быстрого приготовления, а также полезная еда: свежие фрукты или йогурт — отличная возможность перекусить, не отрываясь от дел.
Бодрое заключение
В следующий раз, когда вы снова обнаружите себя часами играющим в видеоигры или зависающим перед телевизором в то время, как вам надо работать, помните: это случается с каждым. Иногда мы все ощущаем себя ленивыми, и корим себя за это.
Лучшее, что вы можете предпринять — это выполнить всего лишь одно маленькое действие, чтобы увидеть, как уверенность в своих силах и жажда деятельности возвращаются к вам. Пусть это будет сущая ерунда, но так вы покажете себе — вы не бездельник и лентяй, а просто слишком нервничаете из-за навалившихся проблем.
Все великие дела начинались с малого. Когда перед вами большая и важная цель, вы как будто идете по краю обрыва, и самое главное — не смотреть вниз (то есть не думать о том, сколько еще предстоит сделать). Просто идите вперед, выполняйте текущие задачи, и однажды, незаметно для себя вы обнаружите, что путь пройден, дело выполнено, и вы отлично с ним справились.
Высоких вам конверсий!
По материалам blog.pickcrew.com, image source James Godman