В рамках данного поста предлагаем вам обзор книги «Жесткий директ-маркетинг» Дэна Кеннеди (Dan S. Kennedy) — одного из наиболее востребованных и высокооплачиваемых специалистов по директ-маркетингу Соединенных Штатов. Дэн консультирует бизнесменов по директ-маркетингу и копирайтингу, а гонорары этого «скрытого гения» составляют от 50 до 200 000 долларов плюс роялти.
В своей книге Дэн подробно объясняет, почему большинство бизнесов тратят огромные деньги на маркетинг и рекламу впустую — и как этого избежать. «Жесткий директ-маркетинг» в основном пригодится владельцам offline-бизнесов: магазинов, ресторанов, частных кабинетов, так как в книге разобраны кейсы из практики наиболее успешных клиентов автора, ставших, как и он, профессионалами директ-маркетинга.
Но, переосмыслив примеры и сконцентрировавшись на универсальных советах, вы с успехом сможете применить рекомендации Дэна Кеннеди в любой сфере бизнеса.
Реклама и маркетинг, какими мы их знаем, неэффективны
Этот спорный тезис доказывается автором очень просто — многие предприниматели малого и среднего бизнеса, при разработке своих маркетинговых кампаний, сознательно или неосознанно пытаются подражать гигантам рынка. В этом кроется главная ошибка — у мировых брендов и многомиллионных корпораций могут быть совершенно другие цели и ожидания при запуске рекламы.
Если, например, Coca-Cola может потратить сотню-другую миллионов долларов, только чтобы «успокоить» акционеров, совет директоров или укрепить бренд, то главной задачей малого и среднего бизнеса является крайне простая вещь — продать как можно больше за минимальное время.
Словом, целью любого предпринимателя при запуске рекламы должна стать максимальная отдача от каждого потраченного рубля. Дэн Кеннеди советует на этом этапе вообще не заниматься построением бренда. Если в процессе у вашего бизнеса появится узнаваемое лицо — отлично, но вы не должны платить за это.
Для радикальной переориентации вашего маркетинга и быстрого роста продаж Дэн советует строго следовать десяти «железным правилам», которые мы рассмотрим ниже.
Правило 1. Всегда должно быть предложение (предложения).
Если коротко, то главная задача здесь — грамотно «закрыть» продажу. То есть, донести до клиента, что именно он получит. Чем предложение интереснее и заманчивее — тем лучше. Но железное правило неуклонно — рекламный текст без предложения не годится никуда.
Просмотрите раздел объявлений в любой газете — или даже блок с контекстной рекламой в поисковике — и увидите, что большинство рекламодателей размещает только информацию о своей деятельности, название, телефон, срок работы на рынке (в лучшем случае) и прочее. Никакого прямого предложения клиентам от таких бизнесов не поступает.
Правило 2. Должна быть причина, побуждающая клиента ответить немедленно.
Если в вашей рекламе есть предложение — значит, вы сделали только первый шаг. Следующий этап — сделать оффер мотивирующим к немедленной реакции.
Предложение должно встряхнуть клиента и мгновенно направить к целевому действию. Вялым оффером такого эффекта не добиться.
Правило 3. Должны быть ясные инструкции, как отвечать.
Здесь все относительно понятно — любой маркетинговый инструмент должен представлять собой узкую тропу, огороженную по краям высоким забором. Дайте клиенту четкие инструкции к действию (как получить предложение) и уберите все лишнее.
Правило 4. Все должно отслеживаться и измеряться.
Каждая маркетинговая активность должна тщательно измеряться и отслеживаться. Какая из рекламных кампаний показала больший ROI? Какая кампания привела лиды с более продолжительным жизненным циклом и пожизненной ценностью? Почему так произошло и как повысить результат?
Словом — то, что мы всегда говорим. Тесты, тесты и еще раз тесты — разумеется, основанные на аналитике.
Правило 5. Любое строительство бренда должно быть сопутствующим эффектом, за него вы не платите.
Процитируем самого Дэна:
«Многие виды рекламы прямого отклика, направленной на генерацию лидов и подталкивающей выбранного потенциального клиента выступить вперед, объявить о себе и запросить дальнейшую информацию, гораздо лучше работают «голыми», без упоминания брендов и использования логотипов, чем с называнием компаний и марок.
Создание брендов в традиционном понимании уместно для гигантских корпораций с супербюджетами, ведущих войну за место на полках супермаркетов и за узнаваемость у потребителей. Если вы исполнительный директор Heinz, Coors или подобного монстра, играющий на чужие фишки, то, конечно же, стройте бренды. Резвитесь. Но если вы предприниматель, вкладывающий свои деньги, забудьте о брендах. Сосредоточьтесь на откликах и продажах. Если попутно у вас родится узнаваемый бренд — отлично. Но не тратьте ни цента исключительно на это. Нельзя, чтобы попытки выстроить бренд мешали успешному контакту с клиентом».
Правило 6. Клиентов нужно неотступно сопровождать.
Дабы не допускать расточительства, настройте для каждого своего проекта цепочку запланированных шагов. Продумайте весь процесс сопровождения клиентов — от получения листовки у метро или клика по объявлению в Google до звонка, продажи и доставки. Проинструктируйте всех членов команды, как-либо взаимодействующих с клиентами.
Например, во многих компаниях малого бизнеса на телефон сажают новичков, дабы те быстро вошли в курс дела. Но подумайте, так ли хороша эта практика, если неопытный переговорщик стабильно «сливает» огромное количество потенциальных клиентов?
Правило 7. Должен быть убедительный продающий текст, а не расплывчатые гиперболы.
Понятный совет от Дэна Кеннеди. Ваш продающий текст должен быстро цеплять внимание, обращаться к проблеме, «боли» читателя и предлагать понятное решение. Здесь Дэн рекомендует ни в коем случае не «мямлить», а скорее «вышибать ногой дверь».
Правило 8. В целом все должно быть похоже на рекламу «товары — почтой».
Приведем выдержку из книги:
«Едва ли не самый знаменитый деятель рекламной индустрии Дэвид Огилви, создатель одного из крупнейших агентств на Мэдисон-авеню, признавал, что только авторы рекламы прямого отклика действуют осознанно, а его люди стреляют вслепую. Ну и кому стоит подражать?
Любая и всякая реклама любого бизнеса должна подражать рекламе товаров почтой. Соберите подшивку газетных и журнальных реклам почтовой торговли форматом в страницу, призывающих что-то купить или по крайней мере запросить бесплатные сведения либо содержащих скидочный купон или телефонный номер для бесплатного звонка.
Всякий раз, составляя или согласуя рекламу своего продукта — макеты, листовки, продающие письма или веб-сайты, — вынимайте эту подшивку и сравнивайте. Лучше, если ваша реклама будет похожей на ту».
Правило 9. Главное — результат, и точка.
Помните — в бизнесе важны не мнения ваших друзей, коллег или родственников. В бизнесе важны даже не ваши эстетические представления, особые взгляды на мир и т .д. Единственные голоса, которые имеют значение — голоса клиентов. А клиенты голосуют рублем.
Словом, хорошо в бизнесе только то, что хорошо продает. Остальное — сотрясение воздуха.
Правило 10. Нужно жестко и непреклонно держать бизнес на строгой директ-маркетинговой диете по меньшей мере полгода.
Если какая-либо идея не вписывается в предшествующие 9 правил — ей заказан вход в вашу стратегию. Как минимум, первые полгода. Дэн Кеннеди, как и многие «звезды» бизнеса, любит нарушать правила. Более того, он призывает читателей книги «ломать» его же систему — с одним уточнением. Чтобы строить эффективный бизнес, обходя при этом правила, пригодные «для большинства», нужно знать эти правила назубок.
В противном случае вы будете не «бунтарем» от бизнеса, не новым Ричардом Брэнсоном, а просто предпринимателем, не понимающим, что происходит вокруг. Следуйте описанным выше правилам хотя бы первое время, дабы поставить свой маркетинг на новые (более эффективные) рельсы и освоиться. А потом — можете поступать, как считаете нужным.
Во второй части книги содержится несколько развернутых кейсов, написанных бывшими учениками Дэна Кеннеди. Эти предприниматели с успехом применили его систему, стали лучшими в своем деле — и пошли дальше, за границы правил и структур.
Чтобы узнать, как они это сделали — читайте «Жесткий директ-маркетинг».
Высоких вам конверсий!
По материалам: «Жесткий директ-маркетинг» издательства «Альпина Паблишер»
Image source: Martin