«Автосигнализация — это адское попурри звуков; просто какая-то игрушка сатаны»
New York Times.
Немногим позже 10-ти часов вечера буднего дня, в августе 2005 года, в Сими-Вэлли, штат Калифорния, сработала автосигнализация. В течение почти 45 минут она гремела на всю округу, провоцируя лай собак и крик соседей. В радиусе одной мили был слышен ее неустанный рев в 100 децибел: «ИУУ-ИУУ-ИУУ!», будто эта белая Toyota Camry получила шанс провести отличную ночь и пользуется им в отсутствие владельца, которого нигде не было видно.
Спасти уставших жителей окрестностей — и себя, решив, что он услышал все, и даже больше — от обезумевшей сирены принял решение 48-летний Дэвид Оуэн Рай (David Owen Rye). Он спустился по лестнице, в пижаме, но настроенный решительно, остановился перед автомобилем и трижды выстрелил в упор, глядя прямо в его мигающие фары.
Несмотря на то, что действия Дэвида несли неоспоримо криминальный характер (он был задержан за вандализм уже через три минуты после происшествия), соседи были ему благодарны и признали его местным героем. И действительно, кто из нас не мечтал хоть однажды заткнуть орущую в ночи сирену? К тому же, автосигнализация не только раздражает, она еще и абсолютно бесполезна: не снижает уровень преступности и не сдерживает воров — она просто производит негативное влияние на общество.
Так почему же, несмотря на ее абсолютную непригодность, эта технология все еще существует?
Появление на свет первых звуковых сигнализаций
Первые сигнализации использовались в тюрьмах для отслеживания попыток выбраться из камеры, после чего достаточно быстро перешли в массовое производство — в автомобильную промышленность. Они были изобретены в 1913 году, и тогда они представляли собой нечто иное, чем то, что есть сейчас. Вот как их описывала Популярная Механика:
«Покидая автомобиль, владелец активирует тревожную сигнализацию. Устройство призвано издавать громкий звук, если кто-то пытается завести машину, не отключив защитный механизм. Изобретатель говорит, что устройство испугает вора и привлечёт внимание находящихся рядом людей».
В 1918 году два портлендца, Сент-Джордж Эванс (St. George Evans) и Эдвард Биркенбюэль (Edward Birkenbuel), получили первый патент на полностью электрическое устройство защиты автомобиля, работающее по следующему принципу: после запуска двигатель будет блокироваться, а сигнализация — работать до полного разряда аккумулятора.
Сейчас на самом базовом уровне механизмы защиты автомобиля состоят из трех компонентов: датчики, сирены и блок управления. Взаимодействуют между собой они следующим образом: датчики (движений, ударов и давления) подключены к разным частям транспортного средства и предназначены для его блокировки, когда злоумышленник пытается проникнуть в автомобиль. Когда один из датчиков срабатывает, он отправляет сигнал в блок управления, и тот, в свою очередь, активирует сирену, чтобы отпугнуть вора и привлечь внимание людей.
Теоретически датчики должны откликаться на толчки внутри автомобиля, которые могут быть последствием проникновения угонщика или вора, но вместо этого они реагируют на порывы ветра и на дворовых кошек. В этом и заключается главный промах всех этих устройств: они скорее нарушают спокойствие, чем защищают: 99% сигналов вызываются не кражами.
В исследовании Columbia Journal, озаглавленном «Переосмысление регулирования автомобильных сигналов и производимых ими шумов», рассматривалось шумовое загрязнение окружающей среды. По оценкам исследователей, 95-99% всех автомобильных «криков о помощи» в Нью-Йорке были ложными и вызывались колебаниями от попутного транспорта и сбоями в электросистеме автомобиля. Кроме того, опрос населения показал, что 95% жителей игнорируют сирены сигнализации, если слышат их на улице. Зато 59% опрошенных отметили, что видят в этих звуках еще один источник нарушения спокойствия.
В New York Times упоминалась еще более неприятная сторона ситуации: известны случаи, когда воры пользовались равнодушием привыкших к вою сирен прохожих, и безбоязненно совершали кражи. Громкие звуки были только на руку, поскольку заглушали шум взлома.
Воры знают, что делают
В то время как на улицах кричат сигнализации, количество угонов в США только растет. Каждые 44 секунды в Америке совершается кража очередного автомобиля, и 80% от таких преступлений — дело рук опытных техников, для которых отключение звуковой системы безопасности не является сложной задачей. Знающий человек отключает большинство из них за 10 секунд. С чуть более сложными системами, стоимостью выше $1000, можно управиться менее чем за 5 минут.
Не важно, используете ли вы заводскую систему безопасности или устанавливаете новую: для некоторых людей нет машин, которые они не могут разблокировать без лишнего шума.
Из письма водителя эвакуатора в San Jose Mercury News:
«Я могу открыть любой автомобиль. Даже если предусмотрена звуковая тревога, после ее отключения мне нужно около 15 секунд, чтобы отключить оставшиеся защитные системы. Мои клиенты и полицейские поражаются тому, с какой скоростью я это делаю... В общем, эти технологии довольно бесполезны, если вам «повезло» иметь дело с профессионалом.»
Для мелких воришек задача еще более проста: они просто разбивают стекло под звук сирены и скрываются с украденными вещами.
Социально-экономические издержки сигнализации
Аарон Фридман (Aaron Friedman), житель Нью-Йорка, совместно с антишумовой коалицией TransAlt решил, что он наслушался, и заявил: автосигнализации не только бесполезны, но и имеют негативное влияние на здоровье людей и финансовую сферу. Чтобы продемонстрировать утверждение, он привел формулу:
где V — стоимость одной минуты среднего жителя Нью-Йорка (рассчитывается исходя из усредненного дохода на душу населения); APF (Aggravation Persistence Factor) — ущерб, приносимый шумом вне времени (нарушение сна, снижение концентрации и производительности); N — уровень шума; NDI (Noise Depreciation Index) — максимальный допустимый для городского жителя уровень шума.
По расчетам Фридмана, прямой и косвенный ущерб одной автосигнализации в среднем эквивалентен $100-120 в год.
Сильные звуки автомобильных сирен вызывают повышение артериального давления и опасны для больных с гипертонией. Некоторые исследования подтвердили связи между тревожными сигнализациями и желудочно-кишечными заболеваниями, а также психологическими проблемами и нарушениями развития плода. Что немаловажно, сила этого звука зачастую превышает 125 децибел — это громче, чем рок-концерт в самых взрывных его частях.
Бесполезные и популярные
Сегодня звуковые «пассивные сигнализации» являются лишь одним из десятков вариантов обеспечения безопасности автомобиля. Одна из самых эффективных альтернатив — пассивный иммобилайзер — система, управляемая водителем через брелок. Ключ-брелок оснащен чипом, блокирующим двигатель, без которого украсть машину можно только буксиром.
Внедрение иммобилайзеров стало успехом компании Ford, когда после начала продаж новой модели Mustang кражи сократились на 77%, а страховые выплаты — в три раза. Таким же образом, средние потери от воровства упали с $14148 до $5429 в год благодаря системам безопасности, встроенным Nissan в автомобили новой линии Maxima.
Тихие сигналы, которые оповещают водителя, а не всю окрестность, становятся все более дешевыми и доступными.
Несмотря на это, старомодные автосигнализации — все еще самый распространенный тип защиты личного автомобиля. Они долго еще будут «разъедать» наши души, выполняя практически бесполезную функцию.
Высоких вам конверсий!
По материалам priceonomics.com