UX (user experience, опыт взаимодействия — восприятие человеком функциональных и эмоциональных характеристик продукта/услуги в процессе их использования) является предметом пристального изучения маркетологов, поскольку во многом определяет успех всего бизнеса.
По мере необходимости, конкретные идеи, касающиеся UX, могут прорабатываться в течение всего жизненного цикла проекта. Зачастую (особенно при работе с консалтинговыми компаниями), это делается еще на этапе составления маркетингового плана, до начала реальной работы с клиентами. При этом, поскольку сам по себе UX очень многогранен, документы по нему тоже принимают самые разнообразные формы: от официальных отчетов и презентаций до простых подборок скриншотов со смартфона.
Какие разработки в сфере UX используются чаще всего?
Наиболее популярным инструментом UX-специалистов можно назвать шаблоны и прототипы веб-страниц, на основе которых затем проводятся тесты юзабилити и создаются макеты сайтов. Они могут иметь разную степень детализации, в зависимости от конкретной задачи, но в целом пока остаются самой востребованной методикой:
Этот факт подтверждается недавним опросом от Nielsen Norman Group, в котором приняли участие 86 экспертов по UX. Целью опроса было выяснить, какие документы они готовят чаще всего и для какой аудитории. По каждому формату нужно было выбирать из нескольких вариантов ответов — от «часто» до «никогда». Результаты представлены в виде диаграммы:
Самыми популярными в итоге оказались классические типы UX-разработок — шаблоны и прототипы сайтов, блок-схемы, анализ юзабилити. Впрочем, и относительно новые форматы, такие как гайды по стилям и библиотеки шаблонов, набрали довольно много голосов — более 60%.
Интересен и тот факт, что 83% респондентов придерживаются в своей работе принципов Agile-среды (гибкий подход к менеджменту, подразумевающий сокращение ненужной документации и формализации в пользу прямого общения и взаимодействия). Соответственно, документация, касающаяся UX, не рассматривается сторонниками Agile как лишняя.
Для разных аудиторий — разные форматы
В ходе своего исследования Nielsen Norman Group также выяснили, какие типы UX-методик наиболее востребованы той или иной аудиторией. Для каждого случая респондентам предлагалось назвать 4 самых часто используемых формата.
1. Собственное руководство
На диаграмме ниже видно, что при общении с руководством и собственниками компании респонденты чаще всего пользовались интерактивными прототипами сайтов и отчетами по юзабилити. В пятерку лидеров также попали карты путешествия клиента (Customers journey map), анализ конкурентов, статичные шаблоны:
Интерактивные прототипы наиболее наглядны, поэтому являются мощным инструментом для демонстрации будущего пользовательского опыта. Отчеты по юзабилити и другая аналитическая информация тоже может быть интересна руководству, поскольку помогает оценить эффективность тех или иных рекомендаций по улучшению UX.
Важная деталь: только 25% экспертов, участвовавших в опросе, назвали высокодетализированные макеты сайтов в числе полезных инструментов для обоснования своих идей у руководства.
2. Внешние клиенты
Однако при работе с внешними клиентами, наоборот, высокодетализированные макеты стали одним из наиболее часто выбираемых форматов — их назвали 47% респондентов. Более популярными оказались только интерактивные прототипы (67%). Это говорит о том, что при работе с внешними клиентами, которые, возможно, не имеют достаточного опыта работы с документацией по UX, приоритет отдается визуальной составляющей.
Этой аудитории важно продемонстрировать функциональность, информационную архитектуру и дизайн на примере красивого, подробного и реалистичного макета:
3. Разработчики и инженеры
Что касается обмена идеями с разработчиками (как в плане сотрудничества, так и для предоставления спецификаций для реализации проекта), опять же, интерактивные прототипы были выбраны как наиболее эффективный формат.
Однако помимо него у инженеров пользуются спросом некоторые специфичные форматы: блок-схемы, карты сайта, библиотеки стилей и шаблонов. Ничего удивительного, ведь эти форматы сосредоточены на структурных деталях и технической стороне взаимодействия пользователя с продуктом:
Выводы
Исследование Nielsen Norman Group показало, что интерактивные прототипы — это наиболее популярный формат в области UX, причем для самых разных аудиторий. Специалисты единогласно назвали его самым эффективным инструментом для того, чтобы убедить людей двигаться по намеченному плану.
Хотя более 71% респондентов используют также статичные, не интерактивные шаблоны, ни для одной из аудиторий этот формат не попал в список популярных. Это говорит о том, что статичные шаблоны UX-специалисты используют для собственных нужд — как вспомогательный инструмент в процессе проектирования или тестирования, при этом редко демонстрируя их другим.
Интерактивные прототипы (с разным уровнем визуальной и функциональной детализации) лучше подходят для того, чтобы продемонстрировать пользовательский опыт, чем абстрактные блок-схемы, диаграммы, карты сайта и т. д. Однако для внутренней профессиональной «кухни» схемы и статичные шаблоны по-прежнему очень важны.
В то же время, отчеты по юзабилити являются одним из главных компонентов для всех, кроме разработчиков. Возможно, это означает, что специалистам по UX важно прежде всего донести до разработчиков технические детали.
На этой диаграмме выведены пять самых эффективных форматов для каждого из трех типов аудитории, а также показаны области совпадения интересов. Хотя все эти инструменты должны присутствовать в арсенале каждого UX-проектировщика, применять их стоит с учетом особенности целевой аудитории.
Высоких вам конверсий!
По материалам nngroup.com, image source Ales87