Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Когнитивная психология: Почему мы верим заблуждениям?

Когнитивная психология: Почему мы верим заблуждениям?

Когнитивная психология: Почему мы верим заблуждениям

Бред и ложь — совершенно разные вещи, считает философ Гарри Франкфурт (Harry Frankfurt). В своей знаковой книге 2005 года «В бреду» (On Bullshit) он пишет:

«Говорящий ложь всегда знает, что он лжет. Когда же озвучивается бред, то оратора совершенно не заботит достоверность информации. Например, если бы я прямо сейчас сказал вам — я лучше напечатаю эту статью на машинке, чем на ноутбуке — это была бы ложь. Если же я скажу, что «некоторые детали моего компьютера сделаны в Тайланде» — это бред, потому что я не проверял это заранее, и меня ни капли не интересует, где на самом деле произвели эти детали».

Наши дни — золотой век бреда. Интернет погряз в непроверенной и недостоверной информации. Наиболее распространенные бредовые заявления ежедневно делаются в мире альтернативной медицины, спиритизма и прочей мистики. Обратитесь к этой теме, и вы найдете кучу утверждений, которые адепты этих направлений произносят, абсолютно не беспокоясь о том, насколько они истинны, вводя при этом в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру.

Можно ли измерить склонность верить заблуждениям?

В недавнем исследовании «Оценка и принятие решений» группа энтузиастов под руководством Гордона Пенникука (Gordon Pennycook), студента факультета психологии Университета Ватерлоо, занялась изучением самого распространенного бреда — псевдодостоверных или внешне убедительных, но ни чем при этом не подтвержденных заявлений. Псевдоистинный бред сегодня можно увидеть везде, где это возможно, особенно в местах, куда редко заходят рационально мыслящие люди.

В течение 4-х последовательных исследований Пенникук и его коллеги опросили сотни студентов, а также работников Amazon Mechanical Turk. При этом они оценивали разнообразные бредовые заявления по шкале убедительности от 1 до 5, где 1 — совершенно не внушающие доверия, а 5 — кажущиеся полностью достоверными.

Некоторые из утверждений были взяты с wisdomofchopra.com, юмористического вебсайта, который случайным образом генерирует убедительно звучащие, но при этом абсолютно бессмысленные утверждения в стиле высказываний жутко популярного, но не слишком следящем за истинностью своих высказываний, духовного гуру Дипака Чопры. Фраза «Отдельная часть — основа для потрясающих действий» — отличный пример его изречений. Еще часть фраз была отобрана из наиболее невнятных твитов самого Чопры, и среди всего этого также было несколько утверждений, достоверных хотя бы частично. Например, «Вода камень точит».

Исследователи представили результаты в виде шкалы восприимчивости к бреду (ШВБ), которая отражает склонность индивидуума верить во всяческую нелепицу — чем более истинным респондент считает очередное бессмысленное утверждение, тем выше его ШВБ. Параллельно ребята собрали информацию об умственных способностях опрошенных (с помощью небольших тестов, оценивающих математические и вербальные навыки), их вере в паранормальные события, отношении к религии и некоторые другие характеристики.

Изучив результаты, Пенникук и его коллеги пришли к выводу, что чем больше люди восприимчивы к бреду, тем менее они отзывчивы и хуже развиты умственно (низкий уровень интеллекта, слабо развитые мыслительные процессы, вербальные и математические навыки). Им не свойственно ставить под сомнение любую информацию, попадающую в их поле зрения. Видя утверждение вроде: «Каждый из нас несет в себе высшее блаженство», они думают — оо, это же невероятно глубокомысленно! Тогда как более скептично настроенные товарищи просто скажут: «Что за бред?».

Ситуация усугубляется, когда псевдоинтеллектуальный бред пересекается с верой в опасные медицинские или научные заблуждения. Логично, что тот, кто верит в «мудрость» Чопры, скорее всего, поверит и в информацию на вирусном вебсайте, пропагандирующем лечение болезни Альцгеймера кокосовым маслом. И не потрудится проверить достоверность этого «метода».

quote
Хуже всего, когда псевдоинтеллектуальный бред пересекается с верой в опасные медицинские или научные заблуждения
 

Как уберечься от опасных заблуждений?

Пенникук считает, что пока неясно, как убедить людей перестать верить в псевдоистинный бред:

«Обычно я двумя руками за критическое мышление, но дело не только в нем. Мы не можем значительно повысить наши умственные способности (разве? — прим. ред.), но нам по силам внимательнее относиться к информации, поступающей к нам ежедневно. Учитывая масштабы и качество информационного потока, необходимо быть крайне аккуратным, особенно, когда дело доходит до вопросов здоровья и хорошего самочувствия.

Кратчайший путь уберечь людей от опасной доверчивости — убедить их перейти от молниеносных необдуманных выводов к более взвешенным. Что, если у всех нас появится привычка хотя бы на секунду задумываться над призывами и изречениями всех этих «мыслителей» и задавать себе вопрос: «Как бы я мог опровергнуть это?»

В 2016 году стоит начать относиться к предлагаемой информации осторожно, с большей долей скепсиса. Иногда это может быть жизненно важно. Да и просто развивает критическое мышление.

Высоких вам конверсий!

По материалам nymag.comimage source benheine 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний