Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Как Микки Мауса пытались сделать достоянием общественности?

Как Микки Мауса пытались сделать достоянием общественности?

Как Микки Мауса пытались сделать достоянием общественности

По словам одного из специалистов по защите авторских прав, Микки Маус «чертовски влиятельный парень». В свои 87 лет этот обаятельный грызун в красных штанах и гигантских желтых ботинках добился того, чего не удавалось еще ни одному анимационному персонажу: он был удостоен премии «Оскар». Многочисленные клубы и тематические парки Микки Мауса существуют во многих уголках мира, а бесчисленные сувениры и атрибутику с изображением этого персонажа можно встретить повсеместно. Узнаваемость такого бренда, как «Микки Маус» составляет 97% — в этом он опередил самого Санта Клауса. За эти заслуги журнал Forbes удостоил его звания «самый богатый вымышленный герой». Данный мультперсонаж ежегодно приносит компании Disney доход в размере 5,8 миллиардов долларов.

Для компании Disney Микки Маус является не только отличным источником дохода, но также ценной интеллектуальной собственностью, которую постоянно необходимо защищать от посягательств. Для Disney нет ничего важнее, чем «благополучие» своего ценнейшего мультяшного героя. Каждый раз, когда авторские права Микки истекают, Disney тратит миллионы долларов на их продление.

В эпоху интернета, когда огромные объемы материалов находятся в свободном доступе, вопрос авторских прав, которые так рьяно защищает руководство Disney, становится как нельзя более актуальным. Что важнее: сохранить статус всеобщего достояния или отстаивать свои частные интересы?

История создания Микки Мауса

История создания Микки Мауса

Дебютом Микки Мауса принято считать его появление в мультфильме «Пароходик Вилли» в 1928 году. Три с половиной года спустя основателю известной мультипликационной студии в Лос-Анджелесе Уолту Диснею поступило предложение от продюссера Чарльза Минца: Universal Studio требовался мультипликационный персонаж.

Дисней, чье имя в мире анимации было в то время неизвестно, с радостью принялся за эту работу. В начале 1927 года 26-летний Уолт совместно со своим главным аниматором Абом Айверксом создал кролика Освальда. Персонаж получился очень забавным и Минц подписал контракт с Universal. Кролик Освальд завоевал большой успех, а у студии Уолта Диснея появилось 20 новых сотрудников.

В 1928 году на пике популярности кролика Освадьда, Минц начал вести дела за спиной у Диснея. Продюссер переманил к себе почти всю команду аниматоров и перезаключил контракт с Universal. Как только контракт Диснея с Минцем истек, он обнаружил, что не имеет никаких авторских прав на созданного им персонажа и, к тому же, лишился команды.

«После этих событий, Дисней все время твердил, что никогда в жизни больше не будет работать на кого-либо», — вспоминает его жена Лиллиан. — «Он хотел быть сам себе начальником».

Несколько месяцев спустя Дисней и Аб Айверкс, единственный оставшийся из предыдущей команды мультипликаторов, объединились для совместной работы. По словам самого создателя, Микки Маус стал настоящим «плодом отчаяния»:

«Чтобы удержаться на плаву, нам нужно было срочно придумать нового персонажа. Мы перебирали в уме всех животных, которые могли бы стать героями мультфильмов нашего времени. Все хорошие варианты — привлекательные «мультяшки», которых легко нарисовать — казалось, были заняты другими анимационными компаниями. Наконец, мы решили нарисовать мышь. Это и был Микки».

18 нояря 1928 года состоялся официальный дебют Микки Мауса в мультфильме «Паровозик Вилли». Через 5 лет он стал настоящей «мультяшной» эмблемой Голливуда. Микки приносил доход около 1 миллиона долларов в год, был номинирован на премию «Оскар», а также вдохновлял детей по всему миру.

quote
Микки Маус стал настоящей «мультяшной» эмблемой Голливуда, принося своим создателям около 1 миллиона долларов в год
 

Наученный горьким опытом, Дисней «вцепился» в Микки Мауса мертвой хваткой. Однако Микки суждено было побороться с желанием публики сделать его всеобщим достоянием.

Как Микки уклонялся от закона о защите авторских прав

Как Микки уклонялся от закона о защите авторских прав

Закон о защите авторских прав был принят в США задолго до появления Микки Мауса. Первый из таких законодательных актов был принят в 1790 году и предусматривал сохранение авторских прав на срок до 28 лет (14 лет плюс дополнительные 14 в случае, если автор творения не умер). В 1831 году этот срок был продлен до 42 лет, а в 1909 — до 56 лет. Как поясняет издание Art Law Journal: «Лишь немногим работам нужен был такой продолжительный срок защиты авторских прав».

Как уже было сказано выше, Микки Маус появился на экранах в 1928 году, и на тот момент в стране действовал закон от 1909 года, предусматривающий сохранение авторских прав на срок до 56 лет. Согласно этому закону, авторские права Уолта Диснея прекращались в 1984 году.

С приближением этой даты сотрудники компании Disney начали заметно нервничать. На тот момент Микки Маус приносил руководству миллиарды долларов дохода в год. Потеря авторских прав на персонажа стала бы серьезным финансовым крахом. Уолт Дисней в тайне ото всех начал писать обращения в Конгресс с просьбой о пересмотре действующего законодательства.

Таблица, представленная ниже, наглядно демонстрирует изменения в законе об авторских правах, которых умудрились добиться сотрудники компании Disney:

Как Микки уклонялся от закона о защите авторских прав

Попытки Диснея, а также старания других международных корпораций с истекающими сроками защиты авторских прав, казались безнадежными. В 1976 году (за 8 лет до истечения срока защиты авторских прав Микки Мауса) Конгресс решил привести закон о защите авторских прав в США к европейскому образцу. Согласно новым правилам срок защиты авторских прав продлевался до 75 лет. Все работы, созданные до 1922 года в один миг стали достоянием общественности, а творения, созданные после 1922 года (включая Микки Мауса) могли не беспокоиться об авторских правах. Таким образом, срок действия защиты об авторских правах на Микки Мауса действовал до 2003 года.

В середине 1990-х годов Уолт Дисней опять почувствовал нависшую над ним угрозу. В 2003 году истекал срок защиты авторских прав Микки Мауса, в 2005 — Плуто, в 2007 — Гуфи, а в 2009 — Дональда Дака. Вся эта «банда» знаменитых персонажей стоила миллиарды долларов, поэтому Дисней опять начал писать обращения в Конгресс.

В 1997 году был издан «Закон о продлении срока охраны авторских прав». Теперь авторские права сохранялись вплоть до 95 лет.

По некоторым данным, Комитет политических действий в компании Disney потратил $149 612 на многочисленные кампании по продвижению вышеуказанного закона.

Ниже представлена диаграмма, отображающая расход средств компании Disney на обращения в Конгресс с целью изменения законодательства о защите авторских прав:

Как Микки уклонялся от закона о защите авторских прав

«Обращения в Конгресс — это наше личное дело», заявил пресс-секретарь компании Disney в своем интервью с CNN. — «Мы не хотим это обсуждать».

Невозможно с уверенностью говорить о том, повлияли ли обращения Уолта Диснея на действующее законодательство, однако уж слишком подозрительным кажется тот факт, что все результаты получились в их пользу. Законопроекты о защите авторских прав без проблем были одобрены Сенатом и Палатой Представителей без единого публичного слушания, без согласования и общественной огласки.

27 октября 1998 года срок защиты авторских прав на Микки Мауса был продлен еще на 20 лет (до 2023 года). Сенатор Хэнк Браун был единственным конгрессменом, кто высказался против вышеупомянутых законов: «Компания Disney обращалась в Конгресс в течение 20 лет с единственной целью — уберечь свои доходы», — позднее заявлял сенатор. — «Я считаю все эти действия грубым нарушением закона, ведь не было не единого человека, который защищал бы интересы общественности в этой ситуации».

Молчаливые протесты

Молчаливые протесты

Очевидное влияние компании Disney на законодательные органы подвергли жестокой критике. В это время сам Уолт Дисней подавлял любые поводы, которые могли привести публику в ярость.

В начале 1970-х годов аниматор Дэн О’Нил опубликовал серию пошлых комиксов, в которых насмехался над Микки Маусом. Затем он собрал команду под названием «Воздушные пираты» (Air Pirates), чтобы переделать известного персонажа на свой лад.

«Когда я был маленьким, Микки Мауса использовали, чтобы внушить детям, что все будет хорошо», — рассказывал позднее один из сообщников О’Нила. — «Однако весь этот псевдо-счастливый мир — всего лишь подделка. «Воздушные пираты» созданы для того, чтобы продемонстрировать зрителям, что Микки не всегда побеждает».

Однако Микки все же выиграл. Дисней подал в суд на О’Нила и получил от него компенсацию в размере $200 000 за нарушение закона об авторских правах.

quote
В начале 70-х годов аниматор Дэн О’Нил опубликовал серию пошлых комиксов с Микки, за что выплатил Диснею $200 000
 

Ниже представлена страница из вышеупомянутого комикса:

комикса

«Весь мир считает меня очаровательным. Тогда почему Минни отказывается спать со мной? И Дейзи тоже? Почему меня никто не хочет?»

В 1979 году, спустя всего несколько лет после продления срока защиты авторских прав Микки Мауса, О’Нил сформировал «Освободительное движение мышки Микки» (Mouse Liberation Front). Он нанял несколько художников-мультипликаторов, которые были огорчены законом о продлении защиты авторских прав, и стал рассылать в издательства комиксов пошлые изображения Микки Мауса. Дисней пригрозил «освободителям» очередным судебным разбирательством, и О’Нил отказался от своей затеи.

Спустя несколько лет, во времена принятия очередного закона об авторских правах от 1998 года, интернет-издатель Эрик Элдред решил изменить ситуацию с продлением авторства. Элдред обратился в Конгресс с заявлением о том, что новые законы противоречат Конституции (там сказано, что авторское право должно иметь ограниченный срок)

В 2003 году его обращение дошло до Верховного суда. Но несмотря на широкую общественную поддержку, суд отклонил эту жалобу. Судья заявил, что в Конституции четко прописано, что авторские права созданы для того, чтобы способствовать развитию науки и искусства. Эти строки не являются препятствием для изменения закона и увеличения сроков защиты авторских прав.

Следует ли «освободить» Микки Мауса?

Микки Маус

Сегодня, Конгресс с легкостью снова может изменить закон об авторских правах (ведь срок защиты прав Диснея истекает в 2023 году). Но стоит ли делать это? Пойдет ли это на благо обществу или станет служить лишь защите частных интересов?

У сторонников продления срока защиты авторских прав есть три главных аргумента в пользу этого:

1. Авторские работы являются важным источником дохода не только для владельцев авторских прав, но и для США в целом.
2. Длительный срок защиты авторских прав способствует появлению новых произведений искусства.
3. Продолжительность жизни увеличилась, с тех пор как был принят первый закон о защите авторских прав, соответственно в настоящее время срок охраны авторства должен быть увеличен.

«Все эти аргументы являются в корне неверными до тех пор, пока не подкреплены статистическими данными», — сообщил по телефону специалист по авторским правам Деннис Каржала. — «Продление срока защиты авторских прав служит лишь личным интересам компаний. И кроме того, это наносит ущерб интересам общественности».

Форум 2007 года

Форум 2007 года, посвященный защите авторских прав

Но что специалисты подразумевают под ущербом? Почему людям стоит беспокоиться из-за продления срока сохранения авторских прав?

Исследования, проведенные профессором юридического факультета Иллинойсского Университета Полом Хердом, показали, что защита авторских прав сдерживает доступ общественности к творческим работам. Хелд просмотрел более 2000 книг на Amazon.com и выяснил, что работ, датируемых концом 1800-х, в свободном доступе больше, чем 1990-х. Он пришел к выводу: «Закон о защите авторских прав «сдавливает» книжный рынок с середины 20 века. Книги пылятся на полках, а не находятся в руках читающей публики».

«Копирайт коррелирует скорее с исчезновением авторских работ, нежели с их доступностью», — пишет Хелд. По сути, его исследование говорит о том, что из-за закона о защите авторских прав «книги пропадают из поля зрения». А как только срок охраны авторства истекает, они «возвращаются к жизни».

На диаграмме ниже отображено количество книг на сайте Amazon по десятилетиям:

Amazon

Создается ощущение, что все эти аргументы не распространяются на Микки Мауса. Закон о защите авторских прав не отрезал его от общества: Микки постоянно находится во внимании общественности, и множество людей наслаждаются им ежедневно.

Однако специалисты по-прежнему утверждают, что продление срока защиты авторских прав ограничивает свободу тем, кто создает произведения по мотивам других произведений. Более того, по заявлениям экспертов, это приводит лишь к обогащению некоторых компаний, а также снижает развитие конкуренции.

Компания Disney продолжает усердно бороться за изменение закона об авторских правах. Но в то же время множество их собственных фильмов — «Алиса в Стране Чудес», «Король Лев», «Алладин», «Красавица и Чудовище» — созданы по мотивам других произведений, опубликованных ранее (таблица ниже наглядно демонстрирует это):

Disney

Disney сумел извлечь выгоду из произведений, авторские права которых истекли за сроком давности. При этом, руководство не заплатило ни копейки.

В конечном счете, все это не имеет значения. Даже если срок действия защиты авторских прав Микки Мауса закончится в 2023 году, у компании Disney есть 19 торговых марок, связанных с именем этого известного персонажа (от телевизионных шоу до тематических парков и видеоигр). Данный факт поможет защитить его от использования широкой публикой.

В то время как закон о защите авторских прав охраняет произведение искусства от использования третьими лицами, торговая марка защищает слова, фразы и символы, используемые для идентификации источника этого продукта или услуги.

Согласно прецеденту 1979 года, торговая марка защищает персонажа до тех пор, пока он имеет так называемое «вторичное значение». Это означает, что персонаж неразрывно связан с создавшей его компанией: каждый раз когда человек видит его, он идентифицирует его с брендом. Адвокат по делам, связанным с авторскими правами Стефан Карлайл заявляет:

«Disney сделал Микки Мауса невероятно знаменитым, поэтому он стал исключительным символом всей компании. Нет никаких сомнений в том, что любой, кто увидит Микки Мауса (или даже просто его силуэт), сразу подумает о компании Disney».

К огорчению борцов за общественные права, можно смело заявить, что чем более влиятельным и узнаваемым становится интеллектуальная собственность компании, тем менее вероятно, что компания откажется от прав на обладание им.

Высоких вам конверсий!

По материалам: priceonomics.com, image source dolewhip  

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний