Закон Мерфи гласит: «Все, что может пойти не так, в конечном итоге пойдет не так». Для всех нас, чье существование в современном мире зависит от нашей работы, «не так» означает: «Все, что может быть автоматизировано — будет автоматизировано».
Система обмена навыков и умений на заработную плату у многих вызвала к жизни самоутешение, что они будут востребованы всегда. И тем не менее, как показывает время, наше стремление к эффективности ведет к постепенному устранению людей из всех задач, требующих повторяемости действий. Энергия и механизация вывели людей из полей в города с их фабриками, а в последние десятилетия усадили нас за мониторы в офисах. Инженеры признают, что их способности заменяются автоматизацией того, что было сутью их работы: мышления и изготовления вещей.
Автоматизация процесса Unicorn: кодируем дизайн на основе принципов Атомарного дизайна и Sketch
Автоматизируй это
Автоматизированное распространение программного обеспечения, самоподстраивающиеся коды и самособирающиеся роботы… Останется ли место человеку в будущем? Мы создали наше окружение и каждый объект взаимодействия за счет креативности и воображения. Творчество же не может быть автоматизировано, верно? Эта функция человечества якобы не может быть замещена. Однако разработчикам ПО все чаще приходит в голову любопытная мысль: могут ли автоматизированные процессы создавать то, что делают они? Возможна ли разработка будущего морального износа человека?
В статье нашего блога «Почему веб-дизайн мертв» смерть веб-дизайна объясняется эволюцией высококачественных шаблонов, усовершенствованием дизайнерских паттернов, всеобщей автоматизацией и развитием искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI). Делается вывод о том, что UX-дизайн все же продолжит существовать благодаря намеренной концептуализации и подходу к опыту как к единству нескольких вещей одновременно. С этим мнением можно согласиться, ибо трудно представить, что возможно автоматизировать процесс воображения того, что мы хотим пережить в пользовательском опыте.
Искусственный интеллект и дизайн
Обращаясь к теме автоматизации и искусственного разума, нужно взять в расчет два недавних примера, доказывающих движение навстречу определенному уровню автоматизации, делающему излишним одну из граней труда дизайнеров, а именно визуальную разметку (Visual Layout). Приятная глазу гармония структурных и опорных элементов, их размещение, размеры, расположение в пространстве, иерархия, контекст и палитра красок — все это вкупе издавна определяло способности дизайнера, чья цель деятельности заключается в удовлетворении человеческой потребности в эстетике.
Или все наоборот? Может быть, не мы создаем эстетику, но эволюция заставила нас копировать принципы природы: симметрию, пропорции, формы и цвета? Если так, то c помощью заранее определенных параметров AI может выучить все эти принципы и, подобно живому специалисту, исследовать возможности дизайна до тех пор, пока реакция пользователей не достигнет удовлетворительной точки.
Стартап из Сан-Франциско, The Grid, предлагает «веб-сайты, создающие сами себя»: управляемые с помощью AI разметки организовывают и меняют отображение контента, опираясь на анализ медиа. Они даже способны самостоятельно изменять цвета и шрифты. Таким образом, AI здесь принимает решения, обычно находящиеся во власти веб-дизайнера. Человек, однако, учится принимать решения, базируясь на цели, страсти, вовлеченности в дело и образовании. Платформа The Grid взяла на себя значительную долю дизайнерского труда, но главный ингредиент получаемого результата все еще принадлежит человеку: наслаждение и эмоции.
Гид по искусственному интеллекту для разработчиков
Страх быть невостребованным
В мае текущего года все главные призы конференции для программистов TechCrunch Disrupt New York 2016 Hackathon достались AlexaSite, программе, позволяющей обновлять дизайн сайта с помощью голосовых команд. Основное назначение данного продукта — содействие веб-дизайнерам, изменяющим разметку в соответствии с сиюминутным фидбеком во время встреч с клиентами. А что если речь идет не о профессиональном разговоре между дизайнерами? Что если любой человек, готовый посветить этому время, мог бы смотреть на шаблон и одновременно вносить корректировки?
Повторяющийся процесс не требовал бы технических умений, и вскоре результат удовлетворил бы эстетическую потребность пользователя. Как это произошло с множеством других отраслей, технологии демократизируют специальные навыки, уберут посредников и сделают возможным даже для непосвященных в профессию людей развить минимум экспертных знаний, необходимых для получения удовлетворяющего запросам итога.
В обоих вышеприведенных примерах AI и автоматизация демистифицировали процесс создания дизайна. Возможность обрести навык, приводящий от концепта до реального воплощения идеи, устраняет веб-дизайнера как охранителя и главного лица процесса. И вот тут-то мы и подходим к нашему началу: страху быть невостребованным.
Опора на представление о принятии решений как процессе, слишком сложном для алгоритмов, чтобы они могли забрать его у нас, создает границу безопасности, недоступную для автоматизации и подразумевающую дизайн, основанный на опыте, а это может быть обеспечено только с помощью комбинации коллективного труда, креативности, финансовых требований, корпоративной культуры, умений разработчиков и рыночных целей. AI и автоматизация не могут заменить все эти переменные разом — но каков предел их развития?
Оптимизация конверсии: почему машины никогда не заменят маркетологов?
Индивидуальный опыт
UX-дизайн, опирающийся на Business Intelligence (совокупность методов и инструментов, позволяющих переводить «сырую», необработанную информацию в форму, доступную для восприятия и обработки человеком), находится в зоне доступности для AI и автоматизации. Мы можем лишь предположить, что в границах нашего креативного синтеза будет оставаться проектирование взаимодействия (Interaction Design), в котором получаемая путем фидбека и валидации информация об архитектуре, структуре и циклах формирует развивающийся пользовательский опыт (User Experience).
В конце 90-х дизайнеры представляли себе создание органического пользовательского интерфейса (User Interface, UI), изменяющегося одновременно с растущими знаниями отдельных пользователей. Последние могли бы тогда наслаждаться уникальным, созданным именно «под них» опытом пользования продуктом, отвечающим их растущим возможностям. У этого продукта было бы нечто вроде ДНК, позволяющего ему меняться согласно параметрам эволюционной системы. Не к этому ли привела нас практика UX сегодня?
Многие разработчики в наши дни работают над проектами, направленными на дальнейшую автоматизацию, и, конечно, им не могут не приходить в голову вопросы о будущем, о том, какая часть информационной архитектуры, рабочих процессов и проектирования взаимодействия может быть автоматизирована для получения результатов, сравнимых с теми, что создаются на сегодняшний момент человеческими усилиями.
И снова возникает ассоциация с ДНК. Что если мы могли бы параметризовать процессы, UI-шаблоны и язык визуального общения, разработанные нами для определения пользовательского опыта? Дизайнерский цикл подразумевает исследование процессов и паттернов на многих его стадиях и приведение их к критерию удовлетворенности пользователя. В рамках этих процессов и шаблонов искусственный интеллект мог бы предлагать множество жизнеспособных вариантов в заданный отрезок времени. Затем он бы тестировал эти опции, регистрировал особенности пользовательского поведения и с помощью аналитики выделял бы наилучшую идею.
Плоды этого труда, передаваемые в форме макетов и технических спецификаций команде разработчиков, были бы полностью оптимизированы для внедрения в движки, обеспечивающие идеальные, точные UI-разметки и поведение. Контроль качества был бы в свою очередь также оптимизирован таким образом, что продукт должен был бы отвечать степени минимальной приемлемости, устраняя возможность человеческой ошибки. Такой ровный путь привнес бы в команды мир и гармонию, о которых раньше можно было только мечтать.
Подобные принципы автоматизации в UX-дизайне копировали бы то, что уже выполняют группы разработки ПО и IT-коллективы, при этом эффективность на выходе была бы лучше за счет автоматизации производственных процессов. Труд, основанный на повторяемости действий, и задачи высокой сложности, особенно подверженные влиянию человеческого фактора, разбиваются теперь на серию автоматизированных ступеней: от разработки через тестирование к запуску и реальное функционирование в руках клиентов. Все это подтверждает утверждение о том, что все, доступное для автоматизации, становится автоматизированным.
Умный UX: как проектировать для будущего?
Закономерный процесс
Как видим, отдельные роли профессионалов в сфере разработки ПО будут постепенно исчезать за их ненужностью, автоматизация сменит людей. Но так происходит во всех отраслях, и за примерами можно обратиться в прошлое, начиная от изобретения паровых двигателей до механизации конвейерных линий сборки. В каждом из этих случаев автоматизации не являлась действиями рабочих, она происходила с ними, с их трудом. Что касается автоматизации выпуска ПО, ирония заключается в том, что именно разработчики придумали ее. И, поскольку они сами создали образ того, что произойдет дальше, будет естественно, если они самоустранятся из этого цикла.
Можно предсказать, что, как только у нас появятся автоматические алгоритмические задачи для разработки программного обеспечения, появится свободное время для придумывания новых решений и опыта, что мы наблюдаем сегодня в появлении виртуальной реальности (VR, Virtual Reality) и распространении панорамного видео. Автоматизация будет способствовать освобождению времени для эвристических аспектов дизайна, последний станет развиваться в сторону создания опыта с большей социальной связанностью, более эффективной кооперацией и широкой креативностью.
Самое главное. Существует прагматическая мотивация для устранения тех задач дизайнеров, что поддаются алгоритмизации — скорость. Критерий, всегда стоящий во главе угла, когда речь заходит о конкурентной борьбе. Зачастую, стараясь быть самыми быстрыми на рынке, компании ускоряют процесс выполнения и жертвуют качеством. Из-за недостающей автоматизации мы достигаем ускоренного режима за счет устранения ключевых шагов, гарантирующих наилучший результат при создании качественного продукта.
Расточительство подобно греху. Попусту тратятся усилия, талант, рыночные возможности, инвестиции. Сама жизнь растрачивается из-за неэффективного производства.
Автоматизация может положить конец бессмысленному перетягиванию каната, на одном конце которого находится скорость, а на другом — качество, заставив оба вектора двигаться в одном и том же направлении. Получив задание восстановить японскую промышленность в послевоенный период, инженер и профессор Эдвард Деминг (W. Edwards Deming) предупреждал: «Исключите зависимость от массового контроля. Вместо этого сделайте качество результатом процесса изготовления».
Для современных организаций по разработке ПО, занятых постоянной гонкой за создание и выпуск нового продукта, слова Деминга могут стать своеобразным указующим знаком того, как построить процесс разработки, в котором автоматизация лишает необходимости существование контроля со стороны человека и делает реальным «встроенное» искусственным интеллектом качество, соответствующее заранее определенному набору параметров.
Как создатели ПО, мы не должны опасаться морального устаревания нашего труда. Нужно его приветствовать. Нам следует создавать для этого предпосылки. Мы должны желать свободы, привнесенной AI и автоматизации, чтобы быть способными направить наши умственные усилия и время на проектирование и разработку опыта будущего.
Высоких вам конверсий!
По материалам techcrunch.comimage source harnisch