Выбор названия для стартапа кому-то может показаться простым и веселым занятием, но для многих эта задача превращается в ад. Сталкиваясь с мучительным поиском подходящего варианта, некоторые обращаются с вопросом к друзьям и знакомым, другие — взывают к мнению большинства на тематических форумах. Взгляд со стороны иногда бывает полезен, однако это не самый лучший способ придумать название для своего «детища».
Предлагаем вам ознакомиться с основными методами выбора названия для стартапа, дабы избежать типичных промахов в данной ситуации.
20 основных причин провала стартапов
Как выбрать то, что подходит именно вам?
Никто не может знать на стадии запуска проекта, подойдет ли выбранное ему имя на все 100%. Некоторые компании готовы отстегнуть немаленькие суммы, чтобы подобрать идеальное название для своего начинания, однако вряд ли у типичного стартапера найдутся средства на то, чтобы нанять опытного профессионала по разработке бренда. Согласно Wakefield Research, эксперту в исследованиях известных брендов по целому ряду отраслей мировой экономики, 52% компаний изменили бы свое имя, если бы у них появилась такая возможность. Ситуация осложняется здесь тем, что довольно трудно найти название, которое уже кем-то не используется.
Чтобы успешно пройти этот квест и в итоге выбрать удачное наименование для вашего бизнеса, рекомендуем придерживаться следующих правил.
1. Первый шаг — составляем список
Составьте список всех достойных на ваш взгляд названий. Потом постепенно сокращайте количество вариантов, отметая менее привлекательные.
Различные сервисы в Интернете (wordstat.yandex.ru, adwords.google.ru, синонимайзер) предоставляют большие возможности по подбору ключевых слов и их синонимов, способных выразить идею вашего стартапа и привлечь потенциальных клиентов. Чтобы не застрять надолго на этом этапе, выбирайте те слова, которые вам подскажет интуиция. Каждое название будет иметь свои плюсы и минусы, казаться лучше или хуже в той или иной степени.
2. Ищем вдохновение среди конкурентов
Интуиция — это хорошо, но не лишним будет изучить успешных конкурентов в вашей нише и использовать их для вдохновения. Но это не означает, что нужно копировать чужие идеи. Наоборот, старайтесь обходить стороной слова, которые вызывают ассоциацию с другими компаниями. Также убедитесь, что название является доступным, то есть:
- вы можете получить юридические права использовать его;
- вы можете зарегистрировать соответствующее доменное имя.
Достаточно познавательно в этом плане изучить историю судебного разбирательства между канадским студентом Майком Роу и компанией Microsoft после того, как юноша решил использовать фонетические свойства слов для доменного имени своей бизнес-идеи, MikeRoweSoft.com. Microsoft расценил это как незаконное использование собственного товарного знака и потребовал выплаты компенсации. В конце концов, стороны заключили соглашение, по которому Майк Роу отказался от выбранного доменного имени в обмен на продукты и льготы Microsoft.
Почему интернет-магазинам не нужно копировать Amazon?
3. Проводим опрос ближайшего окружения
Не лишним будет услышать мнение друзей, родственников и знакомых в соцсетях о выбранном вами названии для стартапа, провести опрос и оценить полученные результаты. Подумайте о том, каким образом ваша целевая аудитория может идентифицировать себя с вашим продуктом, и посмотрите, какие слова используют ваши знакомые, чтобы описать ваш проект — в идеале, описания не должны отличаться.
Понятно, что в душе каждый начинающий предприниматель едва ли может справиться с нежеланием ждать или слушать критику. Ведь есть еще и поиск новых клиентов и инвесторов, и разработка и совершенствование нового продукта, и тысячи других неотложных дел, которые нужно было сделать еще вчера. Но правильно подобранное название способно вдохновить вас на решение других задач и сэкономить средства в будущем.
4. Каким должно быть название стартапа
Ваше название стартапа должно быть запоминающимся, универсальным и коротким. На это есть несколько причин.
Желательно, чтобы название западало людям прямо в душу (или хотя бы, чтобы они были в состоянии его вспомнить). Для того этого оно должно быть простым, но уникальным. Если имя бренда будет звучать, как и многие другие, люди вряд ли станут утруждать себя его запоминанием. Как вариант, можно сообщить окружающим название вашей компании в различных контекстах (при встрече с приятелем, на странице в соцсетях, в разговоре по телефону) и посмотреть, способны ли они вспомнить его несколько дней спустя.
Но если оригинальность так важна, почему название для стартапа должно одновременно стремиться к универсальности? Скажем, вы придумали слово, наилучшим образом выражающее ваш текущий бизнес. Оно красивое, короткое, его легко запомнить, и оно идеально описывает непосредственно то, что вы сейчас делаете. Все дело в том, что через год или два или пять вы вполне можете решить расти или, может быть, даже уйдете в другую сферу бизнеса. Ваше название не должно ограничивать и сдерживать дальнейший рост. Выберите имя, которое даст вам возможность развиваться. Или будьте готовы к ребрендингу. Так, например, Джош Ривз изменил название своей американской компании ZenPayroll (дословно — «дзен от зарплаты»), первоначально занимавшейся расчетом только фонда заработной платы, на Gusto («удовольствие»), включив в спектр своих услуг расчет и других пособий и льгот.
Ну и наконец, преимущества коротких названий:
- быстрее набираются в поисковиках и на мобильных устройствах;
- позволяют избежать ошибок в орфографии;
- более эффективно смотрятся;
- для них проще придумать логотип;
- их легче произносить и использовать в разговорах.
Брендинг: как привлечь клиента
5. Название, неподвластное времени
Не следует гнаться за модными тенденциями и использовать генератор названий для стартапа. Раз в несколько лет появляются новые веяния, и то, что было круто вчера, сегодня уже звучит как заезженное клише. Так, раньше было модно выбрасывать гласные буквы из названий (Flickr, Airbnb, Tumblr и т.д.), но теперь вряд ли вы кого-то удивите таким способом. Генератор названий стартапов создает лишь видимость легкости выбора.
Почему это не самая лучшая идея?
- скорее всего, есть сотни других компаний, следующих этой тенденции, что сведет на нет уникальность именно вашего стартапа и затруднит запоминание его названия;
- обычно процесс становления на ноги у стартапа занимает несколько лет. Думайте о себе будущем — вам захочется иметь типичное для времени пятилетней давности название вашего «детища», которого вы будете стесняться и, вероятно, захотите изменить? Это дорогое удовольствие. Легче выбрать имя, которое выдержит испытание временем;
- странные имена, предложенные «бездушным» генератором, могут отвлечь, отпугнуть и сбить с толка потенциальных клиентов и инвесторов.
Подводим итог
В заключении хочется сказать о том, что не стоит слишком эмоционально реагировать на мнение окружающих. За пределами вашей команды большинство людей ничего не знают о вашем продукте, долгосрочных планах и целевой аудитории. Не расстраивайтесь, если друзья не бросились мгновенно и бурно выражать свой восторг, когда в первый раз услышали в название вашего стартапа, особенно если предложили вам целую кучу других, более красивых вариантов. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Некоторые ненавидят название Virgin для авиакомпании, Amazon — для интернет-магазина и Apple — для настольного компьютера. Тем не менее, это не мешает данным компаниям успешно работать и процветать. И помните слова знаменитого капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!»
Высоких вам конверсий!
Image source Richard Watkins LRPS