Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. UI/UX >
  4. Как бережливый UX может спасти ваш стартап

Как бережливый UX может спасти ваш стартап

Как бережливый UX может спасти ваш стартап

Недостаточное соответствие продукта требованиям рынка, неудачный выбор рыночной ниши — это одна из ключевых причин неудач стартапов. Несмотря на начальный успех, молодые компании оказываются не в состоянии стабильно его поддерживать. Избежать такого исхода поможет включение всех работников в процесс и возвращение к дизайну, базирующемуся на опыте пользователя.

Дон Норман (Don Norman), одна из ключевых фигур мира UX-дизайна, создал термин «пользовательский опыт» (User Experience, UX) еще в 1995 году. Он говорил: «Пользовательский опыт — это не что иное, как работа над любым дизайном, начинающаяся с понимания своей аудитории». Такой подход позволял скоординировать все элементы и соединить науку о психологии и процесс разработки дизайна. 

С того времени мы далеко ушли в плане развития дизайна, но суть по-прежнему заключается в качестве UX. Стартапам необходимо принять методологию, дающую достаточную свободу для создания великолепного опыта. Тогда дизайн будет более успешным, эффективным и функциональным. Как этого добиться? Например, посредством так называемого «бережливого UX» (Lean UX), требующего эволюции как дизайна, так и характера совместной работы членов команды. 

Традиционный UX вводит вас в зону неэффективности. Продемонстрируем это двумя примерами.

Официальное закрытие App.net 

App.net

Провайдер сервиса для микроблогинга и общения в соцсетях App.net не так давно объявил об официальном закрытии бизнеса. Несколько лет назад этот стартап вошел на рынок как прямой конкурент Twitter, однако он не привлек внимание ни разработчиков, ни пользователей.

Чему стартапы могут научиться из истории с App.net?

«В конечном итоге нам не удалось преодолеть извечную проблему того, что должно быть первичнее, разработчики приложения или освоение пользователями этих приложений, — делится своим выводом основатель компании Далтон Калдвелроут (Dalton Caldwellwrote). — То, как продукт был принят разработчиками, превысило все наши ожидания, но первоначальный ажиотаж не привел в дальнейшем к появлению достаточно большой группы клиентов для этих разработчиков. Мы не работали над опытом».

Команда не смогла выпустить продукт, который прошел бы проверку временем. В случае с таким стартапом, как App.net, первая неудача означала немедленную смерть компании. Это типичный пример того, как традиционный дизайн не сработал в данной ситуации. Метод бережливого UX мог предотвратить катастрофу.

Провал Google Wave 

Google Wave

Google Wave, с которым связывали большие надежды, также не смог поразить результатами. Несмотря на то что разработчики давали громкие обещания, раскручивая Wave как модель для совместного труда в реальном времени в онлайн-среде, проекту удалось продержаться на рынке всего лишь 15 месяцев.

Чему стартапы могут научиться из истории с Wave?

Не упускайте из рук контроль. Традиционный дизайн не дает вам полного контроля. Пользователям нужно дать некоторое время для изучения особенностей продукта, это может спасти проект от гибели. Этому и учит Lean UX.

Так что же это такое — «бережливый UX»?

Бережливый UX — это не процесс, это набор принципов и обоснованный подход к созданию «бережливых стартапов» (Lean Startups). Это путь к сосредоточению на самом важном аспекте работы, а именно клиентах — от них должны отталкиваться разработчики при принятии каждого дизайнерского решения.

Стартапы дают серьезные обещания. Но когда дело доходит до реализации, они часто страдают от недостаточной функциональной маневренности и отсутствия надлежащего метода, облегчающего выработку критериев для оценки опыта. 

Применение принципов бережливости в контексте дизайна означает:

  • Глубоко совместный подход
  • Быстрое внедрение продукта
  • Конкурентные продукты / проекты / услуги, всегда соответствующие требованиям рынка
  • Непрерывность
  • Простой, компактный процесс, приносящий более впечатляющие результаты

Почему Lean UX так важен сегодня?

Потребители сталкиваются с новым дизайном, новыми продуктами и новыми сервисами каждый день. Какие-то из них находят отклик, но большинство так и остается в тени. Большая часть программного обеспечения страдает от недостатка связей с конечными пользователями. Можно назвать это явление «зомби-софтом»: оно преследует людей, не предлагая ничего взамен. Его дизайн не проходит самый главный тест — он не отражает пользовательские цели. Дизайнерам стоит помнить, что фокус всегда должен сохраняться на опыт и непрекращающейся валидации. 

Почему Lean UX нужен стартапам? 

Создание бережливого UX-дизайна

Создание бережливого UX-дизайна (слева направо). Команда разработчиков → Выработка предположений (избавление от несостоятельных гипотез) → Бизнес цели + Цели пользователей + Пользовательский опыт + Технология → Валидация («Мы знаем, что нужно нашим клиентам», «Наш дизайн прекрасен, функционален, масштабируем») → Результат

Потому что он быстрее, «умнее» и отталкивается от пользовательских потребностей. Вот его приоритеты:

  • Быстрый фидбек → лучшее решение
  • Организованный подход
  • Постоянные исследования и эксперименты
  • Прозрачность
  • Привнесение ценности
  • Экономия времени
  • Устранение «мусора»
  • Жизнеспособность

Хотя метод подходит для всех видов компаний, стартапам в особенности следует взять его на заметку, так как это поможет им укрепить дисциплину и продолжать тестирования и проверку гипотез. Дизайнеры будут устранять все ненужное и сохранять только те элементы, что дают клиентам ценность (Value). Это позволит делать меньший объем работы, но чаще возвращаться к требующим внимания моментам. Процесс становится быстрее и эффективнее, поскольку каждый этап тестируется, каждый шаг обсуждается, а каждое решение — согласовывается с клиентами.

Что происходит при работе с бережливым UX?

Работа командой

Дизайнеры, разработчики, бизнес-менеджеры, эксперты по продуктам и аналитике занимаются тем, что непрерывно слушают клиентов. Совместно команда создает новые продукты или услуги, наблюдая за пользователями, прислушиваясь к ним и обращая внимание на обратную связь. Дизайнеры учатся удалять функции, не интересующие клиентов. Это помогает бренду предоставлять конечным пользователям все самое лучшее. 

Пользователь как центр бизнеса 

Бережливый пользовательский опыт позволяет дизайнерам реализовывать UX-дизайн как часть процесса разработки продукта, а не как дополнительную работу постфактум. Вся команда стремится к одним и тем же целям, в одном и том же направлении, ориентируясь на то, что делают пользователи. Жизненно важно, чтобы фидбек-стратегия предусматривала не просто общение с ними, а именно наблюдение за их действиями. 

Данный метод может применяться при разработке дизайна веб-страницы или ее мобильной версии, при создании продукта/услуги для любого типа бизнеса. Непременное условие — кроссфункциональность команды, работающей совместно. Специалисты всех направлений, представляющие все отделы, должны уделять внимание обратной связи и формировать свои решения на ее основе.

Главный приоритет — идеальный дизайн

За пользовательским поведением нужно наблюдать и измерять его в реальном времени. Не полагайтесь исключительно на заявления, сделанные самими пользователями! Дизайнер обязан тестировать все предположения, визуализировать их и создавать дизайн, концентрирующийся на их желаниях и потребностях. Переход к бережливости — это самый эффективный способ создания ориентированного на человека дизайна.

Мозговой штурм как начальный этап перед выработкой стратегии дизайна 

Он должен фокусироваться на вопросах:

  • Кто это будет использовать?
  • Почему?
  • Что они хотят получить?

Собирайте как можно больше решений и проверяйте их для определения лучшего варианта. Такие сеансы глубокого погружения помогут дизайнерам сосредоточиться на валидации и устранении нежизнеспособных предположений.

Начинайте тестирование сразу же после того, как вы приступите к процессу генерации идей и никогда не останавливайтесь. Это убережет стартап от основной причины большинства провалов: траты времени и деньги на продукт, который никого не интересует.

Использование данных

Обратитесь к силе данных. Тестируйте и избавляйтесь от неработающих вариантов. Используйте информацию, получаемую в реальном времени при непосредственном наблюдении за поведением пользователей. Ваша цель — понять, что они ожидают получить от продукта или услуги. Оценивайте альтернативные концепции. Это поможет дизайнерам избегать барьеров и двигаться вперед беспрепятственно.

Данные о клиентах — это сокровище для любой организации. Но помните: не стоит зацикливаться на одних метриках. Собирайте и сохраняйте все значимые сведения и используйте их для инноваций, содержащих в своей основе ценность для вашей аудитории. 

Открытость к переменам

Когда-то UX сводился исключительно к дизайнерской команде. Теперь работа над ним входит в стратегические планы любой компании. Пользовательский опыт в наши дни стал зоной ответственности для отделов по разработке продуктов, удержанию и сохранению клиентов, стратегическому бизнес-планированию и развитию. Такой подход требует позитивного изменения в корпоративной поведенческой культуре и методологии, для того чтобы обеспечивать совместную работу специалистов разных областей и отделов. Внедрение бережливого UX становится залогом конкурентного преимущества.

4 ключевых стадии Lean UX

1. Оперативно создавайте образы идеальных покупателей / пользователей

Алан Купер (Alan Cooper), отец Visual Basic, впервые представил использование образов покупателей (Personas, Buyer's Persona) в качестве практического инструмента взаимодействия в своей книге «Психбольница в руках пациентов» (The Inmates are Running the Asylum). «Персоны» начали набирать популярность с начала 1998 года. Компании быстро осознали преимущества улучшения идентичности бренда и возможности роста, доступные, благодаря образам идеальных покупателей

Бережливость также предполагает обращение к этой идее. Несмотря на то что концепция находит применение и в традиционном UX, в Lean акцент сделан на оперативной выработке образов (Quick Personas). Вы берете имеющиеся у вас цифры и превращаете их во что-то, с чем можно работать, а доведение до ума оставляете на потом. Вам необходим только тот минимум деталей, что помогает понять настрой пользователей, их цели и желания. Разница в подходах, таким образом, заключается в объеме и глубине данных, используемых для создания персон. Традиционно образы покупателей вырабатываются раз и навсегда, очень тщательно, и данные используются множество раз. Оперативные персоны в Lean создаются на основе непрекращающихся исследований и постоянного моделирования. 

Как только дизайнерская команда определит образ конечного пользователя, станет легче понять мировоззрение отдельного потребителя. Это поможет в принятии решений, касающихся разработки продукта, определении его функций и т.д.

Дизайнеры вдохнут жизнь в этот набор персон и придумают, что нужно сделать, чтобы точнее соответствовать их потребностям.

2. Начинайте с предположений

Lean UX начинается с предположений.

  • Будьте креативны
  • Подключайте воображение
  • Задавайте вопросы

Предположения помогают в понимании того, как все будет работать, кто сможет извлекать из этого выгоды и как именно. 

Предположения могут быть верными и неверными. Они могут сработать, а могут ни к чему не привести. Но крайне важно начинать любой проект с идеи, опирающейся на некое предположение. Как только это будет сделано, можно начинать формирование гипотез, касающихся дизайна.

3. Вырабатывайте гипотезы

Ваши предположения являются источником первоначального набора гипотез. Вам нужно начать что-то тестировать, чтобы у вас появилась возможность работать с результатами тестов. Вот почему вплоть до этого этапа вы должны придерживаться своих предположений. Парадоксально, но этот процесс помогает быстрее устранить слабые гипотезы и выявить стоящие направления исследования.

4. Помните о концепции минимально жизнеспособного продукта

Минимально жизнеспособный продукт (Minimal Viable Product, MVP) — это наименьшая вещь, которую можно разработать в кратчайшие сроки и которая при этом будет способна предложить наибольшую ценность конечным пользователям. Говоря проще, MVP представляет собой создание дизайна, пригодного к использованию. Ему свойственны критерии эмоциональности, практической применимости, надежности и функциональности.

MVP может быть воспроизводимым, так что у вас будет шанс проверить его жизнеспособность и определить те функции, что стоит добавить при следующем запуске. Такой подход в разработке идеален для любого стартапа. Основатель Moz Рэнд Фишкин (Rand Fishkin) идет дальше и предлагает создавать исключительно жизнеспособный продукт (Exceptional Viable Product, EVP) вместо MVP. 

Меньше — больше. Но как сделать это «меньше» лучшим, вот что нам всем нужно понять.

Что дальше?

Вот несколько моментов, о которых нужно помнить, внедряя дизайн на основе бережливого UX:

  • Обеспечение возможности реализации разнообразных видов опыта — непростая задача. Все члены команды должны взаимодействовать более эффективно, понимать конечных пользователей и разрабатывать жизнеспособный дизайн. В методологии Lean UX вся команда разделяет право собственности на этот процесс.
  • Успешный продукт — это не только серьезный инжиниринг. Требуется хорошее понимание того, как продукт действительно используется.
  • Менеджеры по развитию продуктов, разработчики и дизайнеры должны соотносить свои идеи с целями пользователя.

Не забывайте: ваша сила — в руках ваших клиентов.

Высоких вам конверсий! 

По материалам crazyegg.com Источник картинки: rawpixel.com

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний