Продающие лендинги от отдела
дизайна LPgenerator

Используем технологии:
4U, AIDA, ХПВ, психология влияния Р. Чалдини, управление взглядом
  • 4U
  • AIDA
  • ХПВ
  • психологии влияния Р. Чалдини
  • управления взглядом
  • нейромаркетинг
Готовность от 7 дней

Брутализм и антидизайн

«Смелый». «Непримиримый». «Честный». «Отвратительный».

Именно такие эпитеты приходят на ум, когда речь заходит о так называемом бруталистском дизайне, который в последние годы медленно, но верно одерживает верх над умами некоторых дизайнеров и из локального тренда, который поначалу находил свое отражение только в портфолио дизайнеров, сайтах digital-агентств, музеев искусства и т.д., начинает превращаться во все более заметное явление.

Сегодня под веб-брутализмом понимают как минимум два различных стиля:

  • брутализм, который заимствует философию более раннего архитектурного движения;
  • антидизайн, который часто ошибочно принимают за брутализм, однако нужно понимать, что у этих стилей разные цели и способы выражения.

В настоящее время некоторые дизайнеры выступают за включение принципов брутализма и антидизайна в дизайн продуктов, но прежде чем соглашаться или выступать против этой позиции, было бы неплохо выяснить, откуда эти стили берут свое начало, в чем их смысл и каково значение для UX.

Брутализм

Этот стиль родственен минимализму, который также берет начало от более раннего движения. Веб-брутализм вдохновлен бруталистской архитектурой 1950-х годов. Здания, выполненные в этом стиле, отличаются монолитностью форм и грозят «раздавить» вас одним своим внешним видом.

Пугающее здание городского суда в Буффало — это классический пример бруталистской архитектуры. Одного взгляда на это строение хватит, чтобы ощутить всю тяжесть обвинительного приговора суда

Пугающее здание городского суда в Буффало — это классический пример бруталистской архитектуры. Одного взгляда на это строение хватит, чтобы ощутить всю тяжесть обвинительного приговора суда

Брутализм в цифровом дизайне — это попытки дизайнеров придать своей работе сырой, необработанный, несколько случайный вид. Во многом он является отголоском дизайна первых сайтов начала 90-х (освежите в памяти главные страницы Craigslist и the Drudge Report). Иногда эта черта брутализма выражается в максимальном оголении дизайна: представьте HTML-сайт с набором синих ссылок и монохроматическим моноширинным текстом.

Технически Craigslist не может рассматриваться в контексте бруталистского тренда, поскольку этот сайт сохранил свою урезанную эстетику с момента своего создания в конце 1990-х годов

Технически Craigslist не может рассматриваться в контексте бруталистского тренда, поскольку этот сайт сохранил свою урезанную эстетику с момента своего создания в конце 1990-х годов. В то время такой стиль не был результатом художественного выбора; он отражал ограниченность HTML и CSS. Однако Craigslist — это замечательный пример дизайна, который вдохновляет адептов брутализма сегодня

Как в архитектуре, так и в цифровом дизайне, брутализм следует рассматривать как реакцию на засилье искусственных и легких форм художественной выразительности. Сторонники брутализма ценят его за честность и смелость.

Бруталистские дизайнеры хотят выйти за рамки шаблонных, утративших новизну сайтов, которые заполонили весь интернет. Они хотят, чтобы Паутина оставалась верна себе, была честной и простой. В частности бруталистская философия разделяет эти цели с flat-дизайном, хотя отличий между этими стилями, конечно, достаточно много.

Приверженцы брутализма в дизайне объясняют свой выбор тем, что они стремятся сохранить приоритет функциональности над формой, а также воспользоваться тем эмоциональным эффектом, который оказывает этот подход на фанатов юзабилити, которые выступают против чрезмерной напыщенности в дизайне.

В 2000-ых годах сайт агентства Nielsen Norman Group отличался своим аскетизмом и своего рода протобруталистским стилем

В 2000-ых годах сайт агентства Nielsen Norman Group отличался своим аскетизмом и своего рода протобруталистским стилем. Он довольно хорошо принимался читателями, отдающими предпочтение юзабилити, а не эстетической стороне веб-ресурса, и выступающими против любых попыток сделать сайт красивее за счет ухудшения удобства его использования, что было весьма характерно для сайтов периода пузыря доткомов

Блог консультанта Джастина Джексона (Justin Jackson) использует черно-синий моноширинный шрифт, который часто встречается на бруталистских сайтах

Блог консультанта Джастина Джексона (Justin Jackson) использует черно-синий моноширинный шрифт, который часто встречается на бруталистских сайтах. Даже его фотография отдает ретро

Некоторые дизайнеры считают оформление мобильного приложения Instagram бруталистским.

Некоторые дизайнеры считают оформление мобильного приложения Instagram бруталистским. Несомненно, оно минималистично, но нельзя однозначно сказать, что дизайн столь же «сырой», как и ранние примеры бруталистских сайтов

Антидизайн

Веб-брутализм начинает приобретать новый смысл, совсем непохожий на вдохновивший дизайнеров дух архитектурного движения.

Вместо того чтобы фокусироваться на создании сугубо утилитарного дизайна, некоторые дизайнеры интерпретируют брутализм как средство протеста против чрезмерно упрощенных дизайнов, проектируя совершенно уродливые, дезориентирующие и сложные интерфейсы.

Хотя, несомненно, какая-то часть брутализма здесь присутствует, антидизайн не имеет ничего общего с оригинальным архитектурным стилем.

На антидизайн-сайтах часто отсутствует визуальная иерархия. Дизайнеры используют грубые цвета, дезориентирующие шаблоны, странные курсоры и ненужные отвлекающие анимации. Эти дизайны напоминают наихудшие образцы сайтов 90-х, даже еще хуже.

Когда следует использовать антидизайн, а когда не следует

Почему у кого-то может возникнуть стремление сделать свой дизайн уродливым и сложным для использования, придать ему вид незавершенности?

Есть несколько мотивов, и они не являются взаимоисключающими, то есть могут присутствовать одновременно.

Юмор

Многие из этих антидизайнов создаются исключительно в целях позабавить других дизайнеров. Это шутка дизайнера для дизайнеров, которые, разумеется, распознают в таких работах иронию.

WEATHER IS HAPPENING — это пример метеорологического сайта, на котором творится настоящее безумие

WEATHER IS HAPPENING — это пример метеорологического сайта, на котором творится настоящее безумие

Внимание

Действительно возмутительные антидизайн-сайты (как, например, сайт конференции Bloomberg Businessweek Design 2016) могут восприниматься как смелые и провокационные. Они создаются с тем расчетом, что люди, которые будут возмущены таким дизайном, отправят на него ссылку своим друзьям, чтобы как следует его высмеять. Любая публикация — хорошая публикация.

Сайт конференции Bloomberg’s Businessweek Design привлекает внимание творящимся на странице хаосом.

Сайт конференции Bloomberg’s Businessweek Design привлекает внимание творящимся на странице хаосом. Вы должны видеть анимацию сайта, чтобы по-настоящему оценить масштабы интерфейса, выполненного в стиле антидизайн

Новизна

Некоторым дизайнерам становится скучно работать с простыми, поверхностными и полированными дизайнами. Стилистика антидизайна позволяет им избавиться от рутины и, как они считают, наделяет продукты недостающей им глубиной.

Есть и те, кто считает, что антидизайн полезен и рядовым посетителям сайтов. По их мнению, более сложный для использования интерфейс будет восприниматься пользователями как вызов, барьер, который они должны преодолеть, и это обстоятельство их только раззадорит. К тому же такой опыт более запоминаем и приятен. Вероятно, вы посчитаете это утверждение несколько нелепым и даже абсурдным, что не лишено логики. На самом деле есть только два контекста, в которых антидизайн может оказаться кстати::

  • ваша аудитория состоит из дизайнеров, иллюстраторов или художников. Они могли бы без особого труда понять, почему и для чего ваш дизайн выглядит сырым и недоработанным, и счесть это за шутку. Также они, скорее всего, имеют больше опыта в использовании цифровых продуктов, в силу чего более сложный и запутанный интерфейс их нисколько не смутит. Уникальный стиль дизайна может помочь вашему продукту или бренду выделиться, сделать его более запоминающимся. Целевой аудиторией сайта конференции Bloomberg’s Businessweek Design являются дизайнеры, и для них этот сайт будет более чем понятен.
  • ваш продукт предназначен для развлечения. Люди не станут использовать ваш продукт, чтобы найти что-нибудь или выполнить какую-то конкретную задачу. В идеале это развлекательный продукт, предназначенный для дизайнеров или художников.

Если ни один из представленных контекстов вам не подходит, антидизайн окажет обратный эффект

Помните: вы не пользователь. Многие дизайны вы можете посчитать скучными или слишком простыми, но большинство пользователей интернета с вами могут не согласиться. Просто обратите внимание на результаты разных пользовательских тестов: во время их проведения еще ни один участник не произнес: «Этот сайт слишком легко освоить».

Антидизайн вызвал определенное сопротивление в UX-комьюнити, потому что многие принципы антидизайна противоречат тезисам UX-дизайна. Выступая с критикой брутализма (того, что в данной статье было описано как антидизайн), ресурс uxdesign.cc дает следующее определение: «Хаотично разместить элементы на экране, не заботясь о том, как они будут взаимодействовать друг с другом. Да кто вы такой, чтобы определять их иерархию? Позвольте каждому элементу бороться за место под солнцем, то есть — внимание пользователя».

Цифровые интерфейсы становятся все более простыми и обтекаемыми, потому что в этом нуждаются пользователи. Это то, что стало известно за десятилетия проведения пользовательских тестирований. Но простота не означает единообразие. Есть множество вариантов, как проявить креативность и одновременно помочь людям понять ваш контент и выполнить стоящие перед ними задачи. Было бы ошибкой делать вещи сложнее и запутаннее, просто чтобы выделиться, удержать внимание, ведь вы жертвуете комфортом.

Эта концепция напоминает литературу Уильяма Фолкнера. Его романы, как известно, трудны для прочтения. Предложения порой извилисты,оборваны и часто грамматически некорректны. Несмотря на все сложности, чтение его трудов доставляет удовольствие. Такое чувство, что читаешь стихи.

Есть много областей, где элементы могут быть не связаны друг с другом, но при этом образовывать некую красивую композицию, но надо признать, что цифровые продукты — не самое подходящее для таких экспериментов место. Никому не стоит изображать из себя Фолкнера. Никто не хочет и не будет решать головоломки, пытаясь разобраться и приспособить ваш продукт под свои нужды. Все это требует колоссального напряжения сил, и если в поле зрения окажется вариант попроще, выбор падет именно на него. Покупателям не нужны никакие вызовы. Они просто хотят жить своей жизнью. И не усложнять ее по возможности.

В каких случаях брутализм может оказаться полезен

Чтобы извлечь для себя выгоду от использования бруталистского стиля, применяйте его дозированно. Не ломайте визуальную иерархию, привычную для пользователей систему навигации и логику взаимодействий только для того, чтобы выделиться и оказать эффект новизны. При этом во благо своих бизнес-показателей за версту обходите антидизайн.

Очевидную выгоду из брутализма извлекает веб-ресурс adultswim.com.

Очевидную выгоду из брутализма извлекает веб-ресурс adultswim.com. Этот мультипликационный канал, целевой аудиторией которого являются взрослые, предстает в развлекательном контексте, имеет юмористический оттенок, и, вероятно, ориентирован на техно-гиков. Отметьте, однако, что брутализм здесь слабо выражен. Этот сайт имеет четкую визуальную иерархию и достаточно прост в навигации

Заключение

Брутализм и антидизайн приобретают все большую популярность. Помимо цифровых продуктов эти стили уже оказывают влияние на полиграфический дизайн (можете найти в сети журнал Condé Nast Traveler) и музыкальную индустрию (обложка пластинки «The Life of Pablo» Канье Уэста и «Reputation» Тейлор Свифт). Постепенно они проникают в поп-культуру (что не совсем логично для, казалось бы, нонконформистского тренда).

Возможно, вы будете противиться этим стилям. И это нормально. Перед тем как адаптировать свои дизайн под этот тренд, подумайте, а так ли уж он необходим вашей компании и пользователям? Вы хотите внедрить все эти изменения, потому что они действительно улучшат опыт использования вашим продуктом или чтобы вам самим сбежать от рутины?

Высоких вам конверсий! 

По материалам: nngroup.com

12-11-2017

Продающие лендинги от отдела
дизайна LPgenerator

Используем технологии:
4U, AIDA, ХПВ, психология влияния Р. Чалдини, управление взглядом
  • 4U
  • AIDA
  • ХПВ
  • психологии влияния Р. Чалдини
  • управления взглядом
  • нейромаркетинг
Готовность от 7 дней
blog comments powered by Disqus
copyright © 2011–2017 by LPgenerator LLC. Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "ЛПгенератор".