Стратегическое планирование помогает компаниям определиться с долгосрочными целями и приоритетами, обнаружить свои слабые/сильные стороны, наметить новые возможности и учесть многие другие аспекты бизнеса.
Чтобы создать как можно более эффективную стратегию с акцентом на клиентов, вам нужно опираться на правильные модели и инструменты. О нескольких из них расскажем в сегодняшней статье.
Содержание статьи
Модели стратегического планирования
1. Сбалансированная система показателей (balanced scorecard)
2. Цели и ключевые результаты (ЦКР)
3. Теория изменений
Инструменты стратегического планирования
1. SWOT-анализ
2. Анализ пяти сил Портера
3. PESTLE-анализ
4. Видение
5. VRIO-анализ
Модели стратегического планирования
1. Сбалансированная система показателей (balanced scorecard)
Эта модель дает вам общее представление о стратегии, охватывая такие факторы, как миссия, видение, ключевые ценности и приоритетные сферы развития вашей компании. Данные оформляются в виде карты стратегических показателей, которая отражает причинно-следственные связи в деятельности организации.
С такой системой вы можете сделать свой бизнес более ориентированным на клиентов. Ее создатели, доктора Роберт Каплан (Robert Kaplan) и Дэвид Нортон (David Norton), считают, что проблемы клиентов делятся на 4 категории: время, качество, расходы, а также производительность и обслуживание.
По их словам, чтобы начать работу с моделью, компании нужно сформулировать свои цели в отношении этих четырех категорий, а затем преобразовывать цели в конкретные показатели. И это лишь один из вариантов — на деле balanced scorecard можно использовать для самых разных аспектов бизнеса, будь то маркетинг, продажи или финансовые операции.
2. Цели и ключевые результаты (ЦКР)
Эта модель стратегического планирования разбита на цели и ключевые результаты. Следуя ей, компании определяют 3-5 целей, которых они пытаются достичь, и затем перечисляют 3-5 результатов под каждой из них.
Успешность каждого ключевого результата определяется оценкой от 0 до 1 или от 0 до 100%. К примеру, вот так выглядит ЦКР для торговой организации.
3. Теория изменений
Теория изменений (theory of change) - это метод планирования, который побуждает вас мыслить в обратном направлении и выявлять условия, необходимые для достижения ваших целей. Такую модель можно использовать, когда вы:
- определяетесь с желаемыми результатами;
- выстраиваете команду;
- планируете бизнес-инициативы;
- разрабатываете план действий.
Чтобы поработать над планированием по теории изменений, выполните следующие шаги:
- Конкретизируйте долгосрочные цели.
- Составьте карту предварительных условий, нужных для достижения ваших целей, в обратном порядке. Объясните, почему они необходимы.
- Определите ваши основные гипотезы о ситуации.
- Обозначьте меры, которые будут выполнены на пути к достижению целей.
- Придумайте показатели для оценки эффективности ваших действий.
- Опишите логику, на которую опираются ваши инициативы.
Инструменты стратегического планирования
1. SWOT-анализ
Аббревиатура SWOT расшифровывается как:
S: Strengths — сильные стороны
W: Weaknesses — слабые стороны
O: Opportunities — возможности
T: Threats — угрозы
SWOT-анализ позволяет вам выявлять новые возможности и аспекты вашего бизнеса, которые нуждаются в улучшении. Кроме того, с его помощью вы можете определять любые факторы или угрозы, которые могут негативно повлиять на эффективность вашей компании.
2. Анализ пяти сил Портера
Эта методика анализа и выработки стратегии поможет вам выявить экономические силы, влияющие на вашу отрасль, и определить конкурентные позиции вашего бизнеса. Пять сил Портера включают в себя:
- конкуренцию в рамках отрасли;
- потенциал появления новых игроков;
- рыночную власть поставщиков;
- рыночную власть клиентов;
- угрозу появления продуктов-заменителей.
3. PESTLE-анализ
Этот инструмент предназначен для определения факторов макросреды, которые могут повлиять на ваш бизнес, и последующей проработки успешной стратегии его развития. Каждой категории этих аспектов соответствует буква из аббревиатуры PESTLE:
- P - политические
- E - экономические
- S - социальные
- T - технологические
- L - правовые
- E - экологические
4. Видение
Суть этой методики заключается в описании идеального состояния вашей компании в будущем и целей, которых вы хотели бы достичь. Поразмыслив над потенциальным развитием бизнеса на ближайшие несколько лет, вы сможете обозначить шаги, отделяющие его от желаемых результатов, и создать свой стратегический план.
5. VRIO-анализ
VRIO-анализ - это еще один инструмент стратегического планирования, который используется для определения конкурентных преимуществ вашего продукта или услуги. Он охватывает 4 разных элемента:
- Ценность (V - value): даете ли вы клиентам какую-то ценность?
- Редкость (R - rarity): есть ли у вас контроль на редким ресурсом или технологией?
- Подражаемость (I - imitability): могут ли конкуренты легко ее скопировать?
- Организация (O - organization): налажены ли в вашей компании системы и процессы, позволяющие извлечь пользу из доступных ресурсов?
Проанализировав эти моменты, вы сможете разработать план, который поможет вам эффективнее удовлетворять потребности ваших клиентов и создавать более релевантные лендинги.
Высоких вам конверсий!
По материалам: blog.hubspot.com