Апсайклинг (от англ. upcycling) — это креативный способ переработки изделий: когда из старой вещи, утратившей свою функциональность, создают что-то другое, более ценное.
Предприниматели, развивающие апсайклинг-проекты, зарабатывают на переделке вещей.
В статье расскажем о главной идее апсайклинга, о его отличиях от ресайклинга и даунсайклинга и пошагово рассмотрим запуск своего апсайклинг-проекта.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Отличия от ресайклинга и даунсайкинга
В чем главная идея апсайклинга?
Как запустить свой апсайклинг-проект?
Шаг 1. Найти идею
Шаг 2. Выбрать продукт
Шаг 3. Проанализировать рынок
Шаг 4. Составить бизнес-план
Шаг 5. Сделать пилотный образец и запустить проект
Что такое апсайклинг?
Апсайклинг — это разумный способ производства товаров, необходимых для комфортной жизни. В его основе — забота об окружающей среде и разумное потребление.
Мода на переработку не только экономит ресурсы, она позволяет из простых, доступных материалов создавать ценные вещи с минимумом затрат. После апсайклинга ценность предмета повышается — новое изделие отличается внешним видом, качеством, назначением или функциями.
Например, выброшенные на берег рыболовные сети можно превратить в дизайнерский светильник или одежду.
Светильники Андре Теоман и Риты Пирс из рыболовных сетей. Изображение: behance.net
Авторы проекта «RE_DE» Теоман и Пирс придумали превратить переработанные нейлоновые нити от сетей, выброшенных на берег, в нити для каркаса в подвесных светильниках.
По задумке дизайнеров из рыболовных сетей можно делать лампы, покрытия, экраны или текстиль. Можно создавать уникальные объекты и одновременно бороться с загрязнением пляжей и океанов.
Другой проект «Полбутылки» превращает использованные винные бутылки в стаканы, вазы, салфетницы или подсвечники. Компания сотрудничает с московскими ресторанами — забирает использованную тару, перерабатывает и поставляет в обновленном виде.
Подставка для канцелярских принадлежностей из винной бутылки
Мебель из европоддонов — еще один пример апсайклинга. Она прочная, устойчивая, с деревенским шармом и сопоставима по цене с традиционной мебелью.
Каталог компании Get Pallet
Отличия от ресайклинга и даунсайкинга
Ресайклинг и даунсайкинг — еще два способа переработки сырья.
Для ресайклинга (с англ. recycle — новый цикл) чаще выбирают изделия из стекла, металла или алюминия — тех материалов, которые можно перерабатывать почти бесконечное число раз.
После ресайклинга вещь обладает примерно той же ценностью, что и до переработки — из нее производят аналогичный продукт. Из стеклянных бутылок создают новую посуду, из металла — запчасти и металлические конструкции.
После даунсайклинга ценность предмета снижается — при использовании этого метода нельзя произвести идентичный товар, но можно сделать что-то другое. Например, из журналов или старых тетрадей можно сделать гофрокоробки, а из использованных коробов — туалетную бумагу.
Компания «99recycle» превращает пластиковые крышки в пластиковые панели, пакеты, бирки и другие изделия.
У компании небольшое производство — они могут перерабатывать определенный тип пластика, не требующий дополнительной обработки. «99recycle» не принимает вторсырье у населения, а закупает крышки у экопроекта «Крышечки ДоброТЫ». Крышки предварительно отсортированы по цветам и вымыты; из них компания делает цветные серьги, пеналы и сумки.
В чем главная идея апсайклинга?
Смысл апсайклинга не в создании арт-объектов или предметов интерьера, которые нельзя использовать по назначению. Метод дает возможность использовать старые вещи по-новому — можно изменить дизайн, добавить функции или сделать новый продукт. Главное, чтобы вещь снова приносила пользу.
Благодаря такому подходу сокращается количество отходов, экономятся ресурсы, которые нужно было бы затратить на переработку — энергия, вода, время.
До того как апсайклинг вошел в моду, его использовали в основном бедные слои населения, которые хотели сэкономить деньги. Люди переделывали старые вещи из-за дефицита товаров или экономической нестабильности. Например, шили детям платья из ношеных отцовских рубашек.
Источник: pinterest.ru
В XXI веке ремонт и переделка вещей стали ассоциироваться с разумным потреблением. Люди озаботились экологическими проблемами и сверхпотреблением — они не выбрасывают ненужные предметы, а превращают их во что-то другое.
Сейчас апсайклинг — это новая бизнес-идея, которая может найти отклик у потенциальных клиентов. Перепроизводство ненужных вещей не только способствует улучшению климатической ситуации, но и помогает выделиться среди других. Покупатели приобретают не просто товары, а вещи с историей, не имеющие аналогов в массмаркете.
Российский дизайнер Ольга Глаголева создала проект Go Authentic — бренд по выпуску одежды из ношеных вещей. Модели декорируют вручную — сначала находят ненужные предметы, а затем маскируют дефекты затейливой вышивкой.
Пиджак создан Go Authentic с помощью технологий, не вредящих экологии
Цель апсайклинга — продлить жизненный цикл вещей и снизить количество выбрасываемого мусора. Когда дизайнеры создают что-нибудь новое из старого, они продвигают альтернативный, экологичный образ жизни.
Апсайклинг в одежде
Бренды переделывают вещи и шьют из обрезков по следующим причинам:
- Экономия. Мастера покупают старые вещи в комиссионных магазинах и обрезки тканей на производствах.
- Забота об экологии. Вещи делают из невозобновляемых ресурсов, затем их сжигают или отправляют на свалку. Апсайклинг — это способ использовать тот же ресурс еще один раз.
- Творчество. Перерабатывая старье, можно создавать уникальные вещи в ограниченном количестве для покупателей, следующих трендам. Они заботятся об окружающей среде, придерживаются принципов разумного потребления и предпочитают эксклюзивные вещи.
- Легкий старт. Не надо ждать, пока фабрика отошьет партию вещей; нужно найти модели для повторного использования, а затем придумать и реализовать концепцию.
H&M дарит покупателям скидки на покупки в фирменных магазинах за сдачу старой одежды. Из нее дизайнеры делают линейку «Осознанный выбор» (Conscious Exclusive), на 50% состоящую из экологически чистых материалов — органического хлопка, переработанного полиэстера и переработанного хлопка.
Коллекция «Осознанный выбор» от H&M
Adidas в тандеме с Parley выпускает кроссовки Run For The Ocean и одежду Ocean Plastic. Parley призывает людей отказаться от производства пластиковых изделий, очистить океан от мусора и использовать отходы для переработки.
Чтобы сделать первую модель кроссовок, Adidas организовала четырехмесячную экспедицию к берегам Африки. Изображение: street-beat.ru
При создании обуви Adidas использует специальный пластик, синтезированный из мусора со дна океана, пляжей и прибрежных зон. Чтобы сделать первые 50 лимитированных пар кроссовок, использовали 72 километра браконьерских сетей и 550 пластиковых бутылок, выловленных из океана.
Сотрудничество Parley и Adidas продолжается. В 2019 году они произвели 11 000 000 пар экологичной обуви, а к 2050 году планируют заменить все материалы на переработанные. Уже сейчас бренд выпускает собственную ткань PRIMEBLUE и PRIMEGREEN, созданные из отходов.
Корпорация Inditex планирует к 2025 году полностью перейти на материалы собственного производства, созданные из переработанной целлюлозы. Сейчас бренд выпускает лимитированную коллекцию Join Life из экологичного материала, при выращивании которого используется на 90% меньше воды и на 60% меньше энергии.
Коллекция Join Life продается почти во всех магазинах испанского бренда
Апсайклинг используют не только крупные бренды. TRMTAB создает сумки и аксессуары из кожаных обрезков, а Dog Rose — вещи из кусочков ткани и старых вещей, купленных в секонд-хендах Москвы и Санкт-Петербурга.
Модели продаются в единственном экземпляре
В моде все, что ассоциируется с осознанным потреблением: экомарки, разумный подход к покупкам, рост количества виртуальной одежды.
Что подвергается апсайклингу?
Бренды предлагают креативные и функциональные решения по переработке повсеместно. Компании создают:
- Одежду, изготовленную из 100% вторсырья.
- Обувь из переработанных отходов.
- Лампы и декоративные изделия из использованного пластика или макулатуры.
- Украшения из дерева, бумаги и даже бетона.
- Электронику, произведенную с использованием вторсырья.
- Экологичные упаковки, сумки, мебель, посуду.
Переработать можно почти любой материал.
Самарская компания «Вновь» создает товары для дома, украшения и ремни из старых скейтбордов, железных дисков и покрышек.
Команда решила перерабатывать доски из-за проблем с их утилизацией. Их нельзя сжигать из-за клея и красителей, выделяющих едкие вещества.
Кольца из старых досок
Чтобы превратить скейтборд в кольца, мастера снимают наждачное покрытие, шлифуют поверхность от лака и рисунков, вырезают заготовки с учетом изгибов диски и сколов.
Как запустить свой апсайклинг-проект?
Если вы хотите построить бизнес на переработке вещей, придумайте идею. Вы можете взять вещь, которую вы больше не используете, и превратить ее в нечто новое — более ценное.
Лучше выбирать то направление, которым хочется заниматься. Можно перерабатывать стеклянные и металлические предметы, одежду, пластик, картон, жестяные банки или упаковку. Любые вещи, которые в обычной жизни люди выкидывают.
Изображение: pinterest.ru — Подставка для бокалов из старых вил
Шаг 1. Найти идею
Вы можете посмотреть идеи в Pinterest, соцсетях или Интернете. Пробуйте разные поисковые запросы — «апсайклинг», «переработка» и «сделай сам».
Можно поискать у блогеров, ведущих странички по DIY-тематике (do it yourself, сделай сам) или апсайклингу.
Коллекция свитеров от дизайнера Игоря Андреева, создавшего бренд Vereja
Кроме Интернета можете поискать идеи в комиссионных магазинах и на блошиных рынках. Возможно, там вы найдете предмет, который вдохновит вас на переделку.
Шаг 2. Выбрать продукт
В России разумное потребление только начинает развиваться: дизайнеры создают одежду, аксессуары и мебель из поддонов. Если хотите выпускать уникальный продукт, рассмотрите другие варианты. Перерабатывать можно все — пластик, стекло, дерево, металл. Подумайте, с какими материалами вы хотите работать.
Чтобы найти решение, попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Могу ли я обеспечить мои потребности из того, что у меня уже есть?
- Есть ли какой-нибудь материал, которым я могу воспользоваться?
- Есть ли еще какое-нибудь возможное применение тому, что я обычно выбрасываю?
Можно попробовать изменить модель или форму, сделать привычную вещь из другого материала с помощью новых инструментов.
Шаг 3. Проанализировать рынок
Посмотрите, что делают зарубежные дизайнеры, каких тенденций придерживаются. Проанализируйте:
- Какие рынки сбыта они используют?
- По какой цене продают товары?
- Как работает доставка?
- Сколько занимает производство?
- Какие технологии используют?
А затем изучите потребности аудитории — их запросы, уровень дохода, ожидания.
Пример:
- Целевая аудитория — молодежь, следящая за модой.
- Проблема: модники хотят выделиться из толпы, не тратя слишком много денег.
- Решение: создайте линию одежды, яркую и недорогую.
Шаг 4. Составить бизнес-план
Бизнес-план — это рабочий документ, в котором подробно расписываются цели, продукты или услуги и способы финансирования. Подумайте, чего вы хотели бы достичь в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Изображение: pro-orehi.ru
Если информации для полноценного бизнес-плана не хватает, попробуйте описать следующие разделы:
- Затраты, необходимые для запуска производства, — оборудование, материал, трудозатраты.
- Текущие расходы, связанные с выпуском продукции.
- Каналы сбыта — соцсети, сайт, маркетплейсы, торговые точки, ремесленные ярмарки и т. д.
- Способы сбора вторсырья — барахолки, блошиные ярмарки, выставки, торговые точки, благотворительные фонды и т. д.
- Способы продвижения — таргетированная реклама, СМИ, сарафанное радио и т. д.
В бизнес-плане также можно указать, как вы планируете убедить клиентов покупать ваши продукты и как планируете повышать их лояльность для повторных сделок.
Шаг 5. Сделать пилотный образец и запустить проект
Когда бизнес-план готов, нужно сделать пробный образец и протестировать аудиторию. Например, превратить старый комод в обувницу, рассчитать его стоимость и попробовать продать на ремесленной ярмарке.
При оценке продукта учитывают стоимость продукта, включая его закупочную цену, сырье, необходимое для его переработки, время, которое занял весь процесс, а также любые налоги и сборы за доставку.
Выводы
Апсайклинг подойдет тем, кто ратует за разумное потребление и лучшую экологию, а также креативным личностям, которым нравится придумывать необычные решения.
Бизнес по переработке вторичного сырья может приносить прибыль и улучшать экологическую обстановку. Однако прибыль будет варьироваться в зависимости от типа продаваемого продукта, сырья, стоимости производства, а также того, где продаются продукты.
Высоких вам конверсий!