Киберспорт — это соревнования по видеоиграм. Они могут быть индивидуальными или командными.
В статье разбираемся, как устроен киберспорт, сколько зарабатывают лучшие игроки и можно ли повторить их успех. В конце расскажем, как развивается киберспорт в России (спойлер: игроков заставляют заниматься физкультурой и сдавать нормативы).
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Особенности киберспорта
Жульничество в киберспорте
Использование читов
Договорные матчи
Допинг
Шутеры от первого лица
Стратегия в реальном времени
MOBA
Королевская битва
Файтинг
Симуляторы
Спортивные симуляторы
Коллекционные карточные онлайн-игры
Сколько зарабатывают киберспортсмены?
Федерация компьютерного спорта
Спортивная подготовка
Всероссийские киберспортивные соревнования
Исследования киберспорта
Что это такое?
Иногда киберспорт называют компьютерным спортом или esports — электронным спортом. Он находится на стыке спорта, компьютерных технологий и шоу-бизнеса и относится к индустрии развлечений.
К концу 2022 года киберспорт принесет около $1 380 000 000 дохода во всем мире. По прогнозам, к 2024 году этот показатель достигнет $1 617 000 000.
Цифры выглядят впечатляюще, но на деле киберспорт еще молодое и относительно небольшое направление. Его доходность пока ниже, чем в других частях индустрии развлечений.
Например, за 2021 год стриминговый сервис Netflix получил около $26 700 000 000 прибыли. То есть одна компания заработала в 20 раз больше, чем целое направление.
Как он устроен?
В киберспорте, как и в обычном спорте, есть:
- Команды, которые набирают игроков и заключают с ними контракты.
- Трансферы, то есть переходы игроков из одной команды в другую.
- Тренеры, которые помогают командам достичь результата.
- Менеджеры, которые отвечают за организационные моменты команды.
- Тренировочные сборы, их еще называют буткемпы.
- Турниры со спонсорами и миллионным призовым фондом.
- Судьи, которые следят за тем, чтобы игроки не жульничали.
- Трансляции с комментаторами, большинство из которых можно посмотреть на стриминговых сервисах, например Twitch, YouTube и Huya.
По данным аналитической компании Newzoo
Особенности киберспорта
Собрать команду из друзей и посоревноваться в онлайн-игре — это еще не киберспорт. От обычных игр для удовольствия его отличают четкие правила:
- Игроки должны быть в равных условиях, поэтому на соревнованиях им выдают одинаковые компьютеры. Из своего можно взять только мышь и клавиатуру.
- Киберспортсмены собираются на одной арене и игра проходит по локальной сети. Такие соревнования называют LAN-турниры. Это обеспечивает стабильную скорость Интернета, защищает от технических неполадок и помогает выявить жульничество.
Бывают и соревнования онлайн-формата. Обычно так проводят отборы на более крупные турниры, но это всегда риск: команда может не подключиться или жульничать во время игры.
Жульничество в киберспорте
За честностью игроков следят организаторы турниров и некоммерческая организация ESIC — киберспортивная ассоциация по вопросам добросовестности. Если спортсмена уличили в жульничестве, он может получить запрет на участие в соревнованиях — игроки называют его баном.
Читы — программы, которые дают нечестное преимущество над другими игроками. Так, читер может смотреть сквозь стены, видеть скрытые характеристики соперника или стрелять без промаха.
В серьезных онлайн-турнирах действия игрока постоянно анализируют, поэтому обман легко раскрыть. Но в более низких лигах, где нет качественного контроля, использование таких программ — частое явление.
Например, в октябре 2014 года шведского киберспортсмена Джоэла emilio Мако отключили от сервера прямо во время турнира по CS:GO. Игрок использовал чит, чтобы смотреть сквозь стены. За жульничество команду исключили из соревнования, а самому emilio дали бан.
В описании аккаунта Джоэло Мако в Твиттере указано, что он бывший профессиональный игрок в CS:GO
На киберспортивных событиях люди делают ставки. Чтобы получить от этого выгоду, игроки могут заранее договориться об исходе состязания: выигрыш по ставке бывает больше, чем призовой фонд турнира. Обычно это делают команды-новички, у которых нет спонсоров и хорошего финансирования. Но бывают и более крупные скандалы.
Например, в 2020 году в договорных матчах уличили игроков китайской команды Newbee по Dota 2. Мошенничество выявили во время одного из турниров внутри страны и киберспортсменам дали бан на участие в китайских соревнованиях. Спустя 8 месяцев после этого инцидента бан дала и компания-разработчик Dota 2 — теперь игроки лишены права участвовать и в международных турнирах.
Ян Смит, ESIC, заявил, что в 2019–2020 годах количество подозрительных ставок на спорт выросло на 279%
Чтобы выявить договорной матч, организаторы турнира изучают поведение всех игроков команды и могут обратиться к домашним IP-адресам игроков, чтобы узнать, делали ли они ставку.
Впервые о допинге в киберспорте заговорили в 2015 году, когда игрок игрок CS:GO Кори Semphis Фризен упомянул в интервью, что он и его команда Cloud9 принимали препарат Аддералл перед турниром.
Скриншот интервью Кори Semphis Фризен для YouTube-канала lau
В 2016 году ESIC определила список веществ, которые считаются допингом в киберспорте. В основном это лекарства, которые используют для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Запрещены они потому, что улучшают концентрацию и реакцию, а значит, могут повлиять на ход игры.
ESIC выдает специальные разрешения на использование веществ из списка, но только если спортсмен применяет препарат в терапевтических целях. Спортсмену придется доказать, что лекарство ему действительно жизненно необходимо.
Несмотря на борьбу ESIC, киберспортсмены все равно используют допинг. Во многом это связано с тем, что самые крупные турниры контролируют компании-разработчики игр. Они редко проводят допинг-пробы и тестируют не каждого спортсмена, а только некоторых игроков.
Киберспортивные игры
Не каждая игра подходит для киберспорта. Чтобы устраивать турниры, игра должна отвечать таким критериям:
- Есть многопользовательский режим.
- Зависит не от случайностей и удачи, а от мастерства игрока.
- Игроки находятся в одинаковых условиях.
- Можно однозначно определить победителя.
Например, популярная игра GTA не может быть киберспортивной дисциплиной, потому что основная цель игрока — выполнять миссии для продвижения по сюжету. При таком подходе сложно провести соревнование и выявить победителя в адекватные сроки.
Киберспортивные игры делятся на несколько жанров. Здесь мы приводим 8 из них с примерами игр для каждого жанра.
Шутеры от первого лица
В таких играх команды сражаются друг против друга с помощью огнестрельного оружия. Первая группа должна выполнить задание, а вторая — ей помешать. Игрок не видит на экране своего персонажа, вместо этого он смотрит «его глазами».
Скриншот из шутера от первого лица Counter-Strike: Global Offensive. Изображение: Alyo для en.wikipedia.org
Самый популярный представитель шутеров от первого лица — Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO). В игре есть две команды: террористы и спецназ. Первые должны заложить бомбу, а вторые — её разминировать.
Еще игры в этом жанре: Overwatch, Valorant.
Стратегия в реальном времени
В таких играх команды сражаются друг против друга, при этом игроки постоянно развиваются и увеличивают свою силу: строят здания, добывают ресурсы, нанимают воинов.
Стратегия в реальном времени Starcraft II. Скриншот видео на YouTube-канале StarCraft RU
Пример стратегии в реальном времени — Starcraft II. В игре нужно добывать газ веспен и минералы, строить базы, создавать армии и сражаться с противниками. Игроки могут управлять как всей экономикой, так и каждой боевой единицей по отдельности.
Еще игры в этом жанре: Warcraft 3, Age of Empires 4.
MOBA
Буквально это сокращение означает «многопользовательская онлайновая боевая арена». В классическом варианте такой игры есть две команды по 5 человек. Игрок управляет одним героем и развивает его в течение игры. У каждой команды есть база и основная цель — разрушить базу соперника. Побеждает команда, которая сделала это первой.
Скриншот из MOBA-игры Dota 2. Изображение: Valve для ru.wikipedia.org
Самая известная MOBA-игра — Dota 2. Каждый игрок выбирает одного из 123 героев, у каждого из которых уникальный набор характеристик и способностей. Для победы нужно разрушить трон, главное здание врага. При этом за передвижениями противника следить не получится — большая часть карты скрыта за туманом войны.
Еще игры в этом жанре: League of Legends, Heroes of newerth.
Королевская битва
Игроки оказываются на одной карте, которая со временем может становиться меньше. Обычно у персонажей нет оружия и снаряжения — все нужно добыть в процессе. В таких играх главная цель — убить противников и выжить самому. Победителем считается тот, кто остался последним.
Игра PUBG в жанре королевская битва. Скриншот видео на YouTube-канале PUBG: BATTLEGROUNDS
Известная киберспортивная игра в жанре королевской битвы — PUBG. В ней 100 игроков высаживаются на остров и сражаются за выживание. На карте нужно осматривать постройки, чтобы получить оружие, броню, аптечки или другое снаряжение. В матч можно зайти в одиночку, а можно собрать небольшую команду до четырех человек.
Еще игры в этом жанре: Fortnite, Apex Legends.
Файтинг
Этот жанр имитирует рукопашный бой на арене, за пределы которой нельзя выйти. Обычно он состоит из нечетного числа раундов. Чаще всего игроки сражаются один на один, но иногда на арене может оказаться 3–4 противника сразу.
Скриншот из файтинга Street Fighter 5. Изображение: Capcom для en.wikipedia.org
Популярный представитель жанра — Street Fighter 5. Можно выбрать одного из 28 героев, каждый из которых имеет свои уникальные способности и характеристики. В игре есть режим выживания, где нужно продержаться 100 боев подряд, и миссии для каждого отдельного героя.
Еще игры в этом жанре: Mortal Kombat 11, Tekken 7.
Симуляторы
В таких играх нужно управлять техникой, военной или обычной. Это могут быть автомобили, танки, корабли и самолеты.
Скриншот из танкового симулятора World of Tanks. Изображение: Dzimitry для ru.wikipedia.org
World of Tanks — симулятор, посвященный танкам времен Второй мировой войны. В игре доступно 40 карт, которые созданы на основе реальных полей сражений, и 600 бронированных машин. Каждый игрок управляет своим танком. Чтобы победить, нужно уничтожить команду противника или захватить его базу.
Еще игры в этом жанре: World of Warships, War Thunder.
Спортивные симуляторы
Это игры, которые имитируют реальный спорт, например футбол, хоккей, баскетбол или единоборства. В симуляторах действуют те же правила, что и в реальном спорте. В некоторых даже есть реальные лиги, игроки и команды.
Спортивный симулятор FIFA 22. Скриншот видео на YouTube-канале EA SPORTS FIFA
Например, игра FIFA — это футбольный симулятор. Разработчики каждый год выпускают новую версию, чтобы внести изменения, которые произошли за сезон. Игру выпускают с 1993 года, поэтому есть уже 29 изданий.
Еще игры в этом жанре: UFC, NHL.
Коллекционные карточные онлайн-игры
Главная цель — собрать собственную коллекцию карт, чтобы побеждать в сражениях. Карты можно выиграть или купить во внутриигровом магазине.
Обычно в таких играх присутствует элемент случайности, например то, какие выпадут карты. Но многое зависит от того, насколько грамотно игрок подобрал колоду и рационально ли он использует карты.
Коллекционная карточная игра Hearthstone в режиме «Потасовка». Скриншот видео на YouTube-канале Hearthstone Россия
Hearthstone — популярная коллекционная карточная игра по вселенной Warcraft. Во время матча у каждого игрока есть 30 единиц здоровья. Чтобы выиграть бой, нужно свести очки противника к нулю. В игре есть несколько режимов.
Еще игры в этом жанре: Magic: The Gathering.
Сколько зарабатывают киберспортсмены?
Основной заработок киберспортсменов — это призы, которые они выиграли на турнирах. Самые большие призовые фонды на соревнованиях по Dota 2.
В 2021 году на чемпионате Dota 2 The International 10 призовой фонд составил $40 018 195. Турнир выиграла российская команда Team Spirit — пятеро игроков заработали $18 208 300.
Профессиональные игроки заключают контракты с командами и получают зарплату. Она стабильная и не зависит от побед или поражений на турнирах. Сумма зависит от известности команды, количества спонсоров и размера инвестиций.
Самые успешные российские киберспортсмены по уровню заработка на 2021 год. Составлено по материалам сайта Statista
Игрок команды Virtus.Pro Джами Jame Али рассказал, что в начале карьеры по CS:GO он получал $300 в месяц. По его словам, начинающие могут зарабатывать до $1500, опытные игроки — до $3000, а топовым игрокам платят до $8000.
У киберспортсменов высокого уровня могут быть и другие источники дохода: контракты с брендами, доход от стримов и реклама в социальных сетях. Иногда профессионалов приглашают комментировать турниры или проводить аналитику для зрителей в прямом эфире.
Кто платит в киберспорте?
Призовые фонды на крупных турнирах в основном обеспечивают спонсоры. Еще часть доходов приносят продажи билетов на событие, торговля мерчем и продажа прав на онлайн-трансляцию.
По данным Nielsen
Клубы платят киберспортсменам зарплату благодаря спонсорам и партнерским контрактам. При этом не все деньги идут на зарплату игрокам: они также покрывают расходы на тренировки, продвижение команды в медиа, зарплату тренера, оплату передвижений команды и другое.
Например, команду Virtus.Pro спонсируют:
- Winline,
- Haval,
- Bybit,
- Metro,
- СберМаркет.
Спонсоры киберспортивной команды Virtus.Pro, скриншот с официального сайта команды
Как попасть в киберспорт?
В киберспорте серьезная конкуренция — многих привлекают высокие гонорары и возможность совмещать хобби и работу. Чтобы оказаться среди профессионалов, нужно много играть, улучшать скиллы и участвовать в турнирах. Помимо тренировок, нужно следить за играми профессиональных киберспортсменов и анализировать их действия.
У всех крупных киберспортивных организаций есть скауты — люди, которые ищут новых спортсменов в команду. Они могут заметить хорошего игрока и пригласить его на просмотр.
Например, в 2015 году скауты команды Evil Geniuses заметили пакистанского подростка Саида Сумаила Хассана. Он подписал контракт с организацией и уже в 16 лет стал победителем The International, крупнейшего турнира по Dota 2.
Саид Сумаил Хассан в составе команды Evil Geniuses в 2017 году. Изображение Peter Rist для en.wikipedia.org
Тренироваться можно одному или с командой. Найти партнеров для тренировок или участия в турнирах можно в группе Федерации компьютерного спорта России.
Киберспорт в России
В России киберспорт официально признали видом спорта еще в 2001 году. Спустя пять лет дисциплину исключили из Всероссийского реестра видов спорта, потому что она не соответствовала некоторым требованиям:
- Не была развита в большинстве субъектов России.
- Не было официально зарегистрированных общероссийских киберспортивных ассоциаций.
В 2016 году киберспорт все-таки вернули в Реестр и снова признали видом спорта.
Федерация компьютерного спорта
Еще в 2000 году в России появилась Федерация компьютерного спорта (ФКС), но официально ее признали только через 18 лет. ФКС организует турниры, собирает команды, обучает тренеров и судей и занимается продвижением киберспорта.
За все время работы Федерация провела около 1 000 турниров, в которых приняли участие 500 000 человек. У ФКС есть отделения почти во всех регионах страны.
Источник: ФКС России
Есть и специальные организации, которые представляют интересы конкретной дисциплины, например «Федерация киберфутбола России».
Спортивная подготовка
В январе 2022 года появился государственный стандарт по подготовке киберспортсменов. Согласно ему, игроки должны уделять время не только тренировкам на компьютере, но и физической подготовке.
Физкультура должна занимать от 25 до 40 % общего тренировочного времени. ФКС Министерство спорта установило даже нормативы. Например, мужчины-киберспортсмены должны пробегать 2 км за 10 минут, а женщины — за 12 минут.
Президент ФКС России Дмитрий Смит рассказал, что такая мера нужна для гармоничного развития спортсменов. Он также отметил, что «физическая активность стимулирует работу мозга и позволяет киберспортсменам выступать на пределе своих возможностей».
Всероссийские киберспортивные соревнования
В мае 2022 года в Белгороде прошел Чемпионат России по компьютерному спорту. В мероприятии приняло участие 20 000 человек.
Призовой фонд был намного скромнее, чем на международных турнирах — 3 600 000 рублей. Эти деньги распределили между победителями и призерами шести киберспортивных дисциплин. Самый большой гонорар получили победители Dota 2 — по 800 000 рублей на команду. Меньше всего заработал киберспортсмен, который занял 4 место в NHL 22, — 12 500 рублей.
Такие соревнования проходят регулярно. Следить за предстоящими событиями можно на сайте ФКС или в группе Вконтакте.
Например, в 2024 году в Казани планируется турнир «Игры будущего». Соревнования будут проходить по 15 дисциплинам гибридного формата, которые объединяют традиционный спорт и киберспорт.
Изображение: Maxime Doré для Unsplash
Исследования киберспорта
В 2022 году в университете «Сириус» планируют провести исследования киберспортсменов. Специалисты будут анализировать возможности игроков. Сначала участники пройдут специальное тестирование, а затем будут играть в Dota 2 командой.
Во время игры приборы будут регистрировать движения глаз спортсменов и снимать электроэнцефалограмму. Ученые ожидают, что результаты исследования помогут создать тренажер, который поможет сделать киберспортивные тренировки эффективнее.
Высоких вам конверсий!