Стиль управления — это способы, которые руководитель использует для достижения собственных целей, а также целей компании.
В статье объясняем, какие бывают стили управления, в какие моменты их использовать и как развить какой-либо стиль, если того требуют обстоятельства.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Авторитарный
Демократический
Либеральный
Какие еще бывают стили управления?
Визионерский
Убедительный
Консультативный
Как работать над собственным стилем управления?
Что такое стиль управления?
Стиль управления командой или компанией включает в себя то, как человек планирует и организовывает чужую работу, принимает решения, делегирует полномочия и управляет командой.
Стиль управления различается в зависимости от сферы компании, ее деятельности, уровня управления, страны и культуры, а также самого человека.
Эффективный руководитель — это тот, кто может корректировать стиль управления в ответ на разные факторы, сохраняя внимание на поставленной цели. При принятии решения о том, какой стиль управления использовать, руководители могут учитывать следующие факторы:
- Объем работы, которую необходимо выполнить и сроки выполнения.
- Какая у компании корпоративная культура.
- Насколько профессиональна команда, которой необходимо управлять.
Популярные стили управления
В 1930-е гг. немецкий психолог Курт Левин предложил выделять три основных стиля руководства — авторитарный, либеральный и демократический. Они являются достаточно узнаваемыми и распространенными по сей день.
Авторитарный
Руководитель придерживается четкого понятия — «принимаю решения только я». Он устанавливает конкретные правила, которым должны следовать все сотрудники без исключения. При этом никакой обратной связи от команды не требуется.
Например, руководители ресторанов часто используют авторитарный стиль управления. Посетители приходят в ожидании получить вкусную еду и хороший сервис, а если приходят повторно — ожидают увидеть такой же сервис, как и в прошлый раз.
Поскольку рестораны работают с небольшой маржой и страдают даже от небольших ошибок, руководство сосредоточено на том, чтобы команда выполняла строго конкретную роль, не задавала лишних вопросов или не тратила время на генерацию новых идей.
Этот стиль менеджеры применяют еще и потому, что в ресторанах постоянная текучка неопытных сотрудников. Как правило, человек работает официант непродолжительное время, пока учится на другую профессию.
Какие плюсы:
- Позволяет быстро принимать решения и создает четко определенные роли и ожидания от работы.
- При работе с неквалифицированными сотрудниками или большими командами установление четких границ может позволить держать рабочий процесс под постоянным контролем.
Какие минусы:
- Недовольство сотрудников, что приводит к увеличению текучести кадров. Часто это происходит из-за отсутствия профессионального развития и вовлеченности сотрудников.
- Амбициозные люди в таком месте не задерживаются — очевидно, что никаких новых идей от сотрудников не ждут.
Демократический
При демократическом стиле управления руководитель поощряет совместную работу команды. Руководство предлагает сотрудникам вносить идеи в процесс принятия решений. Это консультативный подход к управлению, который считают одним из наиболее эффективных подходов.
Какие плюсы:
- Такой подход поощряет творчество и участие в процессах принятия решений.
- Участие в развитии компании приводит к тому, что команда становится более мотивированной. Люди чувствуют причастность к делу.
Какие минусы:
- С неопытной командой демократический стиль управления может быть неэффективен. Идеи без опыта за плечами могут оказаться пустыми фантазиями.
- Нужно знать, как работать с сотрудниками, которые стесняются выражать собственное мнение. Они окажутся в стороне от других, более активных людей. А это приведет к демотивации.
Демократичный стиль управления стараются использовать в IT и digital-компаниях, так как в этих сферах новые идеи на вес золота. По такой же системе работают и стартапы, где есть руководитель, но люди совместно ставят задачи и решают проблемы.
Либеральный
Здесь руководители больше похожи на наставников, чем на лидеров. Они доступны, если сотрудникам требуется помощь, но часто позволяют команде самостоятельно принимать решения, связанные с работой.
Такой стиль управления можно найти в компаниях, занимающихся проведением праздников, или в креативных агентствах. Творческие люди плохо переносят жесткие рамки: им нужна свобода для того, чтобы раскрыть талант.
Используя этот метод, руководители следят за тем, что происходит с работой, но не слишком контролируют процесс. Конечно, если все идет гладко: не горят сроки, никто не отлынивает от задач и каждый сотрудник понимает, что он делает и зачем.
Какие плюсы:
- Такой подход дает адекватным и мотивированным сотрудникам свободу действия, необходимую для продуктивной работы. Это может быть полезно в творческой среде.
Какие минусы:
- Поскольку этот стиль управления предполагает невмешательство, некоторые сотрудники могут чувствовать себя забытыми. Есть тип людей, которым жизненно важно, чтобы их решения подтверждались кем-то выше.
Какие еще бывают стили управления?
В Интернете можно найти десятки стилей управления. Поделимся еще тремя стилями, которые показались нам полезными.
Визионерский
Одним из руководителей, использовавших визионерский стиль управления, был Генри Форд. Изображение: Carol W. Gelderman для Britannica
Руководитель вдохновляет и ведет команду за собой. Он объясняет цели и причины и убеждает команду работать над воплощением собственного видения.
Какие плюсы:
- Вовлеченность повышается, потому что сотрудники верят в то, что они создают, и стремятся выполнять задачи в меру возможностей.
Какие минусы:
- Не каждый руководитель способен вдохновлять. Это не тот стиль, который можно подделать. Сотрудников нужно уметь воодушевлять, иначе они не будут работать хорошо.
Это может быть подходящим стилем в технологических компаниях, которые стремятся найти инновационные решения проблем, или в компаниях, которые имеют «великую цель».
Убедительный
Убедят кого угодно в чем угодно. Кадр из сериала «Форс-мажоры»
В этом стиле руководители используют свои навыки, чтобы убедить сотрудников в том, что решения, которые они принимают, идут на благо компании.
Вместо того, чтобы просто приказывать сотрудникам, руководитель задает вопросы и объясняет, почему нужно поступить так, а не иначе. Это помогает сотрудникам почувствовать, что они являются более надежной и ценной частью персонала и что руководитель точно знает лучше, как поступить.
Какие плюсы:
- Руководство может установить более высокий уровень доверия между собой и сотрудниками. Команда будет легче принимать решения сверху вниз. Любой человек более позитивно реагирует на разум и логику, чем на угрозу наказания.
Какие минусы:
- Сотрудники по-прежнему будут раздражаться из-за ограничений. (На самом деле практически в любом стиле, где есть четко установленные границы, некоторые члены команды будут раздражаться.)
- Этот стиль можно использовать, когда у руководителя намного больше опыта в работе, чем у команды, которую он возглавляет. В этих случаях он является в их глазах экспертом и может взрастить в команде высокую сознательность.
Консультативный
Изображение: Austin Distel для Unsplash
В этом стиле руководители спрашивают мнения и идеи всей команды. Окончательное решение принимает руководитель, но перед этим он рассмотрит всю информацию, предоставленную сотрудниками.
Этот стиль часто используют в специализированных областях, где сотрудники являются экспертами. Их вклад необходим руководству для принятия обоснованных решений.
Какие плюсы:
- Этот стиль способствует более глубокой связи между персоналом и руководством и укрепляет доверие внутри команды.
- Руководство растет вместе с командой, поскольку оно учится на идеях, мнениях и опыте сотрудников, которыми они руководят.
Какие минусы:
- Процесс консультирования персонала может быть трудоемким и длительным.
- Чрезмерная зависимость от этого стиля может привести к тому, что сотрудники потеряют доверие к своему начальнику. Они начнут начнут спрашивать, почему их всегда призывают помогать решать проблемы, ведь это работа руководителя.
Этот стиль следует использовать при управлении командами со специальными навыками или когда у руководителя нет такого большого опыта в предметной области, как у команды.
Например, руководитель редакции или главред, не обязан глубоко разбираться в трендах, механиках социальных сетей и уметь настраивать таргетированную рекламу — для этого он нанимает опытного SMM-менеджера и таргетолога.
Как работать над собственным стилем управления?
Стиль управления, несовместимый с конкретным человеком, проектом или ситуацией, может попросту не работать. Проблема в том, что достаточно сложно выдавать себя за того, кем не являешься.
Лидеры, которые по умолчанию придерживаются одного режима управления, не сомневаясь в результатах своих методов, менее эффективны.
Важный шаг к улучшению стиля управления включает в себя оценку личных и командных потребностей и сравнение с текущей ситуацией:
- Важно, чтобы руководитель смотрел на подчиненных, которые его окружают, и спрашивал себя: «Удовлетворяют ли мои решения потребности сотрудников, а не только компании?».
- Если нет, нужно подумать о том, как закрыть пробел в собственных навыках, определить вехи для достижения цели и регулярно отслеживать прогресс.
- Чтобы тренировать стили управления, достаточно знать об их существовании и обращать внимание на окружение, с которым вы взаимодействуете.
- Можно запросить конструктивную обратную связь от непосредственных подчиненных, коллег или руководства. Нет ничего зазорного, чтобы честно и открыто поговорить с сотрудниками и узнать, все ли их устраивает в работе.
Заключение
Успешные руководители понимают, что для разных сценариев и проектов нужны разные стили. Могут даже понадобиться разные стили для каждого члена команды.
Новому младшему сотруднику может понадобиться руководитель с авторитарным стилем управления, пока новичок не освоится с работой. В то время как мотивированный и надежный сотрудник преуспеет в условиях либерального управления.
У каждого стиля разные преимущества и недостатки. Нет одного подхода на все случаи. Важно обратить внимание на собственный характер, ценности компании и обязательно — на команду, которая вас окружает.
Высоких вам конверсий!