Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Психология >
  4. 5 методов креативного мышления

5 методов креативного мышления

5 методов креативного мышления

Разработка качественного продукта начинается с поиска идеи. Генерация идей — это творческий процесс по поиску наилучшего решения с помощью разных методов.

Поиск идей помогает встряхнуться, взглянуть на проблему с другой стороны и придумать наилучший способ разрешения ситуации.

Представленные в статье методы могут использоваться для придумывания идей, развития креативности и преодоления творческих кризисов.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

1. Мозговой штурм

Мозговое письмо
Ролевой штурм
Обратный мозговой штурм
Круговой мозговой штурм

2. Шесть мыслящих шляп

3. Синектика

4. Метод Уолта Диснея

5. Морфологический анализ

Бонус: тренинги для развития креативности

ТРИЗ на практике от 4brain
Курс на развитие творческого мышления от Викиум
Образовательный центр МГТУ им. Баумана
Креативное мышление от Высшей школы менеджмента

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм (англ. brainstorming) — это способ коллективного поиска идей. Его цель — собрать максимальное количество нестандартных и эффективных решений за фиксированное время.

Мозговой штурм применяют на этапе разработки продукта, когда еще непонятно, каким он должен быть. 

Мозговой штурм применяют на этапе разработки продукта, когда еще непонятно, каким он должен быть.
Иллюстрация: ied.eu

Метод мозгового штурма придумал Алекс Осборн — основатель креативного агентства BBDO. В своей книге «Ваша творческая сила: как пользоваться воображением» он приводит пример, как команда из 10 человек придумала 87 рабочих идей для одной рекламной кампании за 1,5 часа.

Секрет успеха — в разнообразии команды. В мозговом штурме участвовали специалисты разного профиля. Они оценивали проблему по-разному и выдвигали необычные идеи.

Осборн считал, что придумать классную идею может любой. Единственная причина, по которой люди молчат и не высказывают свое мнение, — боязнь быть осмеянным.

Чтобы дать возможность каждому высказаться, Осборн установил 4 правила:

  • Никакой критики на этапе генерации идей.
  • Участников нужно подбадривать и поощрять.
  • Чужие идей нужно развивать и на их основе придумывать собственные варианты.
  • Говорить можно всё — даже нереалистичные или нетрадиционные мысли. Сначала команда озвучивает всё, что придет в голову, а потом анализирует возможность реализации.

Мозговой штурм — достаточно простой способ поиска идей, но он требует умелого координирования и внимательного планирования. Чтобы повысить результативность встречи, нужно:

  • Назначить ведущего, который запишет чужие идеи. Он должен уметь формулировать открытые вопросы, подбадривать и воодушевлять участников.
  • Спланировать встречу — составить расписание, назначить дату и время, выбрать участников, придумать правила.
  • Выбрать формат — традиционный мозговой штурм, мозговое письмо, ролевой штурм, обратный мозговой штурм, круговой мозговой штурм — о них ниже.

Мозговой штурм можно проводить по-разному. Самый распространенный способ — организатор задает вопрос, участники на него отвечают, а после оценивают каждую идею. Это традиционный формат мозгового штурма.

Если в таком формате идеи не придумываются, используют креативные методы мозгового штурма.

Самый распространенный способ — организатор задает вопрос, участники на него отвечают, а после оценивают каждую идею.
Иллюстрация: Джастин Дааб, medium.com

Мозговое письмо

Участники записывают идеи на листе, показывают их коллегам и комментируют идеи друг друга. Коммуникация происходит в текстовом формате. Участникам не нужно привлекать к себе внимание и аргументировать чужие или свои идеи. Оценка тоже проводится анонимно.

Мозговое письмо используют, если в группе есть доминирующие участники, значимость которых может повлиять на результат. 

Мозговое письмо
Иллюстрация: r3.mt.ru

Ролевой штурм

Мозговой штурм превращается в игру — участники должны примерить конкретную роль и ответить на вопросы организатора.

Ведущий определяет роли, которые должен сыграть каждый, и прописывает вопросы, а участники по очереди примеряют образ и выдвигают идеи.

Например, ситуация: клиент хочет заказать товар на новом сайте, но уходит не завершив сделку, почему?

Варианты ответов:

  • не видит кнопку,
  • непонятны условия,
  • дорогая доставка,
  • сайт просит много данных,
  • сложная регистрация и т. д.

Ролевой штурм помогает усовершенствовать продукт на этапе вывода на рынок и избежать ошибок.

Обратный мозговой штурм

Организатор предлагает участникам искать идеи от противного — такие, которые намеренно противоречат достижению результата.

Например, при решении задачи по увеличению трафика на сайт, организатор ставит задачу — придумать решение, которое отпугнет пользователей. Обратный штурм помогает найти проблемы, тормозящие проект.

Для этого участники:

  • Определяют проблему.
  • Формулируют антипроблему.
  • Придумывают идеи по возможному решению — проводят мозговой штурм, чтобы сформулировать все возможные плохие решения.
  • Переформулируют плохие решения — участники действуют «от противного», чтобы найти реальные решения первоначальной проблемы.
  • Анализируют решения и оценивают возможность их внедрения.

Например, у вашего сайта дела идут не очень.

Проблема — пользователи уходят с главной страницы сайта.
Решение проблемы — ищем способы сделать главную страницу еще хуже, чтобы пользователи меньше с ней взаимодействовали.
Возможное решение — изменить цвета, сделать кнопку во весь экран, поменять шрифт, изменить текст, сделать сложную структуру, перенести сайт на медленный сервер и т. д. 

Обратный мозговой штурм

Круговой мозговой штурм

Организатор спрашивает мнение каждого участника по очереди. Так участникам сложнее доминировать или затеряться на фоне других.

2. Шесть мыслящих шляп

Техника шести шляп — это усовершенствованный вариант ролевого мозгового штурма. Ее придумал британский психолог Эдвард Де Боно.

В своей книге «Нестандартное мышление для менеджмента» Де Боно описал шесть путей, которые помогут выйти за рамки привычного мышления и научат принимать нестандартные решения.

По мнению Де Боно, главная трудность, с которой приходится бороться человеку при поиске решения, — путаница сознания. Человек одновременно пытается проанализировать ситуацию с разных сторон и запутывается еще больше.

Чтобы найти решение, человек должен разделить эмоции, креатив, логику, информацию, позитивное и критическое мышление. Облегчить путаницу помогает метод шести мыслящих шляп.

Шесть мыслящих шляп
Изображение: advance-club.ru

В основе метода — шесть метафорических шляп, представляющих разные типы мышления. В таблице ниже вы найдете их описание.

Цвет шляпы

Что подразумевает?

Синяя 

Оценка ситуации с точки зрения руководителя.

Участники могут использовать эту шляпу, чтобы направить мысли участников в нужное русло 

Белая (или серая)

Аргументация ситуации на основе собранной информации.


Участники группы делятся информацией и записывают факты без дальнейшего развития. Они могут ответить на следующие вопросы: Какая есть доступная информация? Какие факты у нас есть?

Зелёная

Творческий взгляд на ситуацию.


Эта шляпа помогает находить творческие решения или оценивать предложения участников с творческой точки зрения.


Для стимулирования креативных решений участники могут использовать любые инструменты — кубики лего, мозговой штурм, ТРИЗ и т. д.

Жёлтая

Анализ ситуации с позитивной точки зрения.


Цель — выявить преимущества каждой идеи без учета рисков или недостатков.


Участники абстрагируются от возможных проблем и последовательно отвечают на вопросы: Каковы преимущества применения решения? Почему вы думаете, что это работает?

Красная

Оценка чувственного опыта.


Участники выявляют различные эмоциональные реакции, связанные с проблемой, — любовь, ненависть, симпатия, неприязнь.


Команде не нужно определять, откуда появляются эти чувства. Им нужно ответить на вопросы: Что вы думаете об этом предложении? Какова ваша внутренняя реакция?

Чёрная

Анализ ситуации с осторожностью.


Цель — определить возможные риски и недостатки идеи, а также причины, по которым решение может не сработать. Участники должны аргументировать все предположения.


Негативный взгляд на ситуацию помогает участникам более взвешенно оценить идею и просчитать возможные риски. Для этого участники задают следующие вопросы: Каковы риски? Почему предложение не работает?

 

«Шесть шляп» можно использовать в любой последовательности. Но, если использовать метод в порядке, рекомендованном Де Боно, можно повысить продуктивность дискуссии. Психолог рекомендовал одевать шляпы в следующей последовательности: синюю, белую, зеленую, желтую, красную, черную.

Метод можно использовать в группах или в самостоятельной работе.

При групповой работе нужно назначить модератора и выдать ему синюю шляпу. Задачи организатора:

  • определять повестку дня,
  • назначать роли, и
  • корректировать направление беседы при необходимости.

Организатор раздает участникам карточки со шляпами. Каждый участник группы должен оценивать ситуацию с той точки зрения, которой соответствует шляпа. Еще участники могут чередовать шляпы, чтобы рассмотреть проблему с разных точек зрения. 

Каждый участник группы должен оценивать ситуацию с той точки зрения, которой соответствует шляпа.
Изображение: cdn.basicdecor.ru

«Шесть шляп» можно использовать в одиночку. Человек готовит шесть разных карточек, прорабатывает шляпы по одной и делает заметки с каждой точки зрения.

Нужно стараться носить одну шляпу за раз и не прыгать с одной шляпы на другую. Это поможет сосредоточиться на одной точке зрения.

3. Синектика

Синектика — это возможность совместить несовместимое. Метод разработал американский ученый Уильям Гордо после изучения методики Эдварда Де Боно.

Она включает 10 этапов генерации идей:

  1. Точное формулирование проблемы.
  2. Фиксация спонтанных решений.
  3. Переформулирование проблемы.
  4. Поиск прямых аналогий — например, природных.
  5. Поиск личных аналогий, чтобы участники могли идентифицировать себя с проблемой.
  6. Разработка символических аналогий.
  7. Поиск прямых аналогий — например, из сферы технологий.
  8. Анализ аналогий.
  9. Поиск аналогий, связанных с первоначальной проблемой.
  10. Разработка конкретных решений для задачи. 
Синектика — это возможность совместить несовместимое.
Изображение: cloud.prezentacii.org

Сначала участники формулируют задачу и придумывают к ней несколько аналогий. Каждую из них нужно выписать на отдельный лист:

  • Прямая — участники представляют, как люди с высоким IQ могут решить проблему, руководствуясь логическим мышлением.
  • Личная — участники представляют, как они решают проблемную ситуацию. При формулировке личной аналогии нужно избегать лишних деталей и формулировать решение кратко.
  • Символическая — участники представляют себя в роли героя фильма или вымышленного персонажа. Какой они найдут выход из ситуации? Можно ли использовать его на практике?

Во время сессии участники придумывают максимальное количество возможных решений и исключают очевидные варианты, чтобы придумать нестандартный выход из ситуации.

Как и любая групповая техника, синектика лучше работает в небольших группах до 10 человек. Если в команде больше человек, лучше разделить ее на несколько подгрупп, а на заключительном этапе объединить их результаты.

При использовании синектики важно последовательно выполнять все этапы. Сначала задействовать логическое и рациональное мышление, затем использовать метод свободных ассоциаций и фантазию.

Метод помогает избавиться от стереотипного и шаблонного мышления.

4. Метод Уолта Диснея

Для поиска творческих идей Уолт Дисней разработал свой метод. Он применим для командного поиска решений. Лучше всего метод работает в команде из 3–4 человек, но также подходит для индивидуального использования. 

Метод Уолта Диснея
Изображение: liveinternet.ru

В основе — ролевая игра. Человек оказывается в роли мечтателя, критика и реалиста, чтобы оценить ситуацию с разных сторон:

  • Мечтатель — та роль, когда человек может по-настоящему проявить себя. У него нет границ, ему не нужно думать о целесообразности решения. Цель — найти самое креативное решение.
  • Реалист — роль, когда человек тщательно изучает свои собственные идеи и анализирует возможность их реализации.

Реалист рационален и беспристрастен. Учитывает затраты, техническую и практическую осуществимость идей, а также возможности команды, имеющиеся технологии и время, необходимое для их реализации. Цель реалиста — мысленно воплотить каждую идею, руководствуясь девизом: «Я реализую все».

  • Критик — роль, в которой человек придумывает наихудшие сценарии, ищет слабые места и задает критические вопросы.

Критик размышляет над тем, имеют ли реалистические идеи какой-либо смысл. Действительно ли они ему нужны? Цель критика — найти слабые места и взвесить идеи.

В некоторых вариантах метода Уолта Диснея есть четвертая роль — нейтральная. Человек наблюдает, советует и поддерживает других участников.

Генерация идей разбивается на отдельные этапы — каждый по 30 минут. Важно, чтобы все участники играли одну и ту же роль на каждом этапе. Так им легче адаптироваться к смене ролей: они смогут найти более эффективные решения в сжатый срок.

5. Морфологический анализ

Морфологический анализ — это метод генерации идей, при котором проблему делят на отдельные части, а затем ищут решение для каждой из них.

Этот метод придумал американский астрофизик Фриц Цвикки. Он искал способ поиска решений для сложных продуктов, не поддающихся количественному анализу. 

Морфологический анализ — это метод генерации идей, при котором проблему делят на отдельные части, а затем ищут решение для каждой из них.
Изображение: ppt-online.org

Этапы морфологического анализа:

1. Участники сначала анализируют проблему, а затем кратко ее формулируют. Например, какой сделать пирог?

2. Определяют изменения. Измерения — факторы, которые важны для решения проблемы. Например, вес, форма, начинка, размер.

3. Выявляют и описывают варианты возможных решений. Для этого участники классифицируют каждое измерение и выделяют отдельные функции. Форма может быть круглой, треугольной, квадратной или многоугольной.

4. Создают морфологический ящик, включающий все варианты решения проблем.

Чаще всего морфологический ящик оформляется в виде матрицы или таблицы.

5. Затем участники проверяют все комбинации и оценивают возможность их реализации: треугольной формы для пирога нет, зато есть квадратная среднего размера, но для такой формы не хватит мяса и капусты.

6. Выбираются варианты, удовлетворяющие заданные критерии: есть квадратная форма среднего размера и свежие грибы. Можно испечь квадратный пирог с грибами!

Проблема морфологического анализа в том, что не всегда можно объяснить целесообразность выбора. Участники должны объяснить, почему предпочитают один вариант другому или какой критерий можно включить в выборку, а какой нет.

Бонус: тренинги для развития креативности

Методы генерации идей помогают развивать креативное мышление и фантазию. Не сдерживайте себя — даже самые худшие идеи могут быть полезны. Ещё вместе с методами креативного мышления можно попробовать тренинги.

ТРИЗ на практике от 4brain

ТРИЗ на практике от 4brain

Участники учатся нестандартно мыслить и находить нестандартные решения в любых ситуациях. С помощью теоретических и практических занятий участники развивают интеллект и практикуют метод ТРИЗ.

Длительность курса — месяц, формат — онлайн.

Курс на развитие творческого мышления от Викиум

Курс на развитие творческого мышления от Викиум

Участники учатся по другому смотреть на ситуацию и нестандартно мыслить, развивают внимание, мышление и воображение.

Длительность курса — 16 занятий, формат — онлайн.

Образовательный центр МГТУ им. Баумана

Образовательный центр МГТУ им. Баумана

Преподаватели вуза проводят практический тренинг для слушателей, которые хотят научиться управлять мышлением, быстрее находить решения и развивать память.

Длительность курса — 7 дней, формат — очно, начало занятий — 20 июня.

Креативное мышление от Высшей школы менеджмента

Креативное мышление от Высшей школы менеджмента

Курс поможет развить творческие способности, генерировать идеи и использовать методы ТРИЗ, латеральное мышление, CRAFT и дизайн-мышление на практике.

Длительность курса — студент учится в своем темпе, формат — онлайн.

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

Генеральный партнёр: STRATE FZ-LLC License number 47005249 Address: B03-227 Business Center 02 RAKEZ Business Zone-FZ RAK (Ras Al Khaimah), United Arab Emirates Email: corporate@strate.ae