Дополненная реальность или AR (augmented reality) — это технология, которая добавляет виртуальные объекты в реальный мир.
Рассказываем, как дополненная реальность помогает развивать бизнес и получать больше клиентов. Внутри — много примеров и кейсов.
Содержание статьи
Что такое дополненная реальность?
Чем дополненная реальность отличается от виртуальной?
Чем такая технология полезна бизнесу?
Помогает покупателю познакомиться с товаром
Клиент пробует продукт еще до покупки
Дает дополнительную информацию
Создает вау-эффект
Продвигает продукт
Оживляет привычные вещи
Подсказывает
Особенности использования дополненной реальности в бизнесе
Какое будущее ждет дополненную реальность?
Что такое дополненная реальность?
Дополненная реальность или AR — это технология, которая помещает в наш с вами реальный мир несуществующие в действительности, виртуальные, объекты. Чтобы увидеть эти объекты, понадобится смартфон. Так виртуальный контент и физический мир взаимодействуют в режиме реального времени.
Дополненную реальность используют:
- в медицине,
- образовании,
- военном деле,
- игровой индустрии,
- полиграфии,
- ритейле.
AR стала широко доступна потребителям в 2016 году: тогда вышло мобильное приложение Pokemon Go — игра, разработанная с применением дополненной реальности. С помощью камеры и GPS игроки ловили виртуальных покемонов — AR-технология добавляла их на улицы городов. Люди охотились за покемонами повсеместно: на улицах, в парках, кофейнях.
«Сестра» дополненной реальности — это виртуальная реальность или VR (virtual reality). Такая технология полностью погружает человека в цифровой мир. Чтобы опробовать VR, понадобятся очки или шлем виртуальной реальности. Эта технология может даже имитировать ощущения, например прикосновения. Для этого нужны сложные устройства — перчатки виртуальной реальности.
Чем дополненная реальность отличается от виртуальной?
Дополненную реальность применяют в бизнесе чаще, чем виртуальную. AR доступна многим, и ее легко адаптировать под пользователей. Чтобы попробовать, людям не нужно покупать дорогие очки и шлемы, достаточно одного смартфона.
Аналитическая компания Strategy Analytics опубликовала отчет, в котором говорится, что в 2021 году смартфоны использовали 4 миллиарда человек. Значит, половина жителей Земли уже может скачивать приложения с технологией AR.
Чем такая технология полезна бизнесу?
Исследования в США показали, что только 1% компаний в ритейле используют технологии дополненной реальности. При этом 61% опрошенных потребителей предпочли бы покупать продукты компаний, которые используют AR (согласно исследованиям компании Threekit Inc.).
Клиенты все чаще используют телефоны для онлайн-шоппинга: через экран они взаимодействуют с брендами и принимают решения о покупке. Они хотят быть уверены, что товар им подойдет.
Дополненная реальность показывает продукт заранее — клиент видит его свойства и возможные сценарии использования. Это устраняет сомнения о покупке.
Это связано с тем, что дополненная реальность отображает свойства продукта лучше, чем фотографии или видео (данные из исследования Threekit Inc.)
Давайте подробнее окунемся в вопрос, чем AR полезна бизнесу.
Помогает покупателю познакомиться с товаром
AR помогает понять габариты товара, сравнить его размер с аналогичными, посмотреть разные цвета продукта. Недовольных клиентов становится меньше, как и возвратов.
Например, компания IKEA выпустила мобильное приложение IKEA Place — в нем используется технология дополненной реальности. Приложение показывает, как мебель из каталога смотрится в офисе или квартире.
Покупатель наводит камеру на то место, куда хочет поставить новую мебель. При сканировании учитываются реальные габариты остальной мебели в комнате, и через несколько секунд 3D-модель появляется в интерьере.
Клиент пробует продукт еще до покупки
Такой тест помогает принять уверенное решение о покупке и повышает уровень лояльности клиентов. Например, на сайте компании L'Oréal Paris можно примерить на себя виртуальный макияж.
Для этого достаточно выбрать нужный продукт, нажать кнопку «примерить онлайн» и включить камеру или загрузить готовое фото. Клиент может попробовать разные оттенки помады или теней и решить, какой нравится больше.
Дает дополнительную информацию
AR помогает пользователям посмотреть на продукт с разных сторон. Американская компания StubHub создала приложение с AR-моделью стадиона. Пользователь может заранее посмотреть, как будет видно поле с выбранного места прямо в приложении.
Дополненная реальность помогает зрителям выбрать удобное место и не разочароваться в игре из-за плохого обзора. Технический директор StubHub отметил, что благодаря этому решению компания увеличила прибыль — люди стали чаще посещать матчи.
Создает вау-эффект
Люди еще не воспринимают дополненную реальность как данность, поэтому будут делиться впечатлениями от взаимодействия с ней. Интересные рекламные кампании с использованием AR-технологий создают инфоповод и повышают статус бренда.
Например, компания Xbox запустила рекламу игры Halo Infinite с помощью дополненной реальности. На стадион прилетел космический корабль, и появилась голограмма с названием игры. Все это происходило онлайн — зрители не видели корабль в реальной жизни, но он отображался на экранах.
Зрители снимали это, делились в социальных сетях и тем самым создали шумиху вокруг новой игры.
Продвигает продукт
Важно сделать так, чтобы клиенту захотелось поделиться своим опытом от использования продукта — дополненная реальность помогает это сделать.
Возможно, человек захочет выложить к себе на страничку снимок с новой виртуальной прической или видео, где он танцует рядом с драконами. О компании узнают больше людей, появятся новые клиенты, которые тоже захотят попробовать интересные эффекты.
У марки детских пирожных «Барни» была акция: дети сканировали QR-код, попадали в дополненную реальность и ловили там динозавров.
Дети могли сфотографировать динозавров и поделиться ими в социальных сетях. Когда ребенок собирал всех динозавров, он мог поучаствовать в розыгрыше. Главным призом была поездка на настоящие раскопки.
Оживляет привычные вещи
AR показывает привычные предметы с новой стороны — особенно это интересно детям. По такому пути пошла компания LEGO, выпустившая приложение, где можно «оживить» фигурки из конструктора, а потом поиграть в охоту на привидений. Чтобы попробовать такую функцию, нужно купить один из восьми наборов LEGO с привидениями.
В игру можно пригласить друзей: один из игроков будет охотником, а другие — призраками. Чтобы подключиться к игре в качестве привидения, покупать набор не нужно. Но в компании понимают: дети, по примеру друзей, обязательно захотят примерить на себя роль охотника и попросят у родителей такой набор.
Подсказывает
С помощью дополненной реальности можно построить маршруты по городу или внутри любого здания. На экране появятся стрелки, которые укажут путь до нужной точки.
Приложение сканирует пространство, используя камеру, а затем сопоставляет с цифровой копией — ошибки тут быть не может. Такую технологию используют в приложении компании М.Видео.
Магазины у бренда большие и клиенты долго ищут нужный отдел: виртуальные стрелки на экране смартфона призваны указать путь к товару. Такое применение технологии AR показывает заботу о потребителях и повышает их лояльность.
Особенности использования дополненной реальности в бизнесе
Доцент кафедры маркетинга Школы менеджмента Бристольского университета Ана Яворник считает, что для разработки и внедрения приложений AR требуется следующее:
- полное представление о том, как потребители будут использовать такую технологию;
- тесное сотрудничество между разработчиками приложения, дизайнерами и маркетологами;
- стратегия интеграции приложений в существующий путь потребителя.
Чаще всего покупатели связывают положительный опыт не с продуктами или брендами, а с самой технологией дополненной реальности. Людей удивляет не конкретная компания или ее товары, а сам факт существования AR.
Однако такой сценарий развития событий не единственный. Ана считает важным, чтобы дополненная реальность была правильно интегрирована в путь потребителя.
Исследовательница наблюдала за поведением покупательниц в магазине косметики. В качестве рекламы один из брендов установил зеркало, которое позволяло «примерить» макияж. Сначала покупательницы удивлялись, а затем проявляли интерес. Ана опросила женщин, и, по их словам, такой маркетинговый ход вызвал доверие и помог принять решение о покупке. Это пример, когда дополненную реальность правильно интегрировали в путь потребителя.
Технология дополненной реальности должна нести ценность. Простое наложение чего-то виртуального на экран телефона не всегда помогает и даже может оказаться бесполезным. Покупателям может быть интересно отсканировать QR-код или логотип бренда.
Кажется, что узнавать о товарах с помощью сканирования кода — хорошая идея. Но маркетологи должны задаться вопросом: действительно ли потребители хотят делать покупки, сканируя каждый продукт? Увидеть всплывающую рекламу на экране смартфона может показаться забавным, но покупатели могут довольно быстро утомиться.
Важно подумать о контекстах, в которых люди могут захотеть использовать AR. Возможно, они хотят узнать больше о дорогом продукте или бренде, который им небезразличен. А может, они хотят узнать об интересном событии или исследовать городскую среду. Это как раз те случаи, когда приложения дополненной реальности могут помочь.
Какое будущее ждет дополненную реальность?
За последние несколько лет дополненная реальность превратилась из нишевой технологии в популярный способ продвижения. В 2021 году 100 000 000 потребителей делали покупки, используя дополненную реальность. Пандемия коронавируса только ускорила рост этой сферы.
В дальнейшем технология AR будет только развиваться.
По данным Statista «Доли рынка дополненной (AR) и виртуальной реальностей (VR) по всему миру с 2016 по 2024 год»
Людям нравится пробовать что-то новое и получать необычный опыт. Дополненная реальность помогает в этом — она предлагает больше, чем обычное обслуживание в магазине.
Для компаний это означает, что они смогут взаимодействовать с покупателями на новом уровне: предлагать более персонализированные продукты, увеличивать долю онлайн-продаж, уменьшать количество возвратов и недовольных клиентов. AR-технология открывает новые возможности для рекламы.
Если опыт взаимодействия с AR — это разовый эпизод, то, скорее всего, это привлечет внимание людей к технологии, а не к продукту. Чтобы такие рекламные кампании были успешны, бизнес должен правильно интегрировать технологию в путь покупателя. Это поможет людям принять решение о покупке и повысит лояльность к бренду.
Высоких вам конверсий!