Практический online-курс

15 бизнес-уроков от Нила Пателя

15 бизнес-уроков от Нила Пателя

Нил Патель (Neil Patel) регулярно пишет в своем блоге о причинах неудач стартапов и о том, что предприниматели должны подниматься после провалов. При этом, он редко описывает собственные неудачные бизнес-опыты — но в недавней статье Нил сделал это. Он, как и любой предприниматель, запускал компании, потерпевшие крах — и извлек важные уроки из этих начинаний.

Провал — обычная практика в мире стартапов. Сегодня мы рассмотрим 15 уроков от Нила Пателя, которые он вынес из своих неудач.

1. Найдите правильного делового партнера

Правильный партнер по бизнесу — важный фактор в создании успешного стартапа. Когда Нил запускал первые бизнесы, он, по собственному признанию, был наивен, как ребенок. Тогда он выбирал партнеров по нескольким факторам:

  • Партнер должен быть его другом;
  • Он должен учиться в престижном заведении (ведь это говорит об его уме, верно?);
  • Он должен быть «на одной волне» с Нилом (тот не хотел, чтобы в его решениях сомневались).

Возможно, вы уже поняли, в чем состоит глупость этих мотивов. Это явно не те качества, которые важны для хорошего делового партнера. Вместо этого лучше выбрать партнера, который:

  • Дополняет ваши сильные стороны своими;
  • Имеет знания и навыки, которых нет у вас;
  • Увлечен компанией, которую вы запускаете вместе.

И конечно, с ним должно быть приятно сотрудничать — ведь вы проведете вместе много времени. Нил с трудом усвоил этот урок, только основав CrazyEgg. Сперва он выбрал в партнеры друга из университета Лиги плюща. Но опыт оказался негативным. Друг подал на Нила в суд за нецелевое использование средств и отмывание денег. Но Нил был уверен в своей честности, поэтому дал другу на проверку все банковские бумаги. Хотя это обошлось Нилу в шестизначную сумму, в итоге он выкупил акции друга и тот покинул компанию. Учитывая затраты на адвокатов, это стало крайне дорогостоящей ошибкой.

Но так Нил узнал, что друзья и выпускники престижных вузов — не самые лучшие кандидаты на позицию сооснователя.

2. Развивайтесь быстро

Из практики Нил узнал, что двигаться на старте бизнеса нужно крайне быстро. Если вы не будете достаточно оперативны, кто-то может опередить вас и запустить аналогичный бизнес.

Легко увязнуть в деталях, начиная стартап. Вам нужно найти финансирование, деловых партнеров, создать бизнес-план, маркетинговую стратегию, продукт, программное обеспечение, веб-сайты и многое другое.

Но запускайтесь как можно скорее. Запустите бизнес раньше, чем решите, что готовы к этому. Сделайте это прежде, чем кто-то реализует вашу идею.

3. Сбор средств требует времени

Фандрайзинг и поиск инвесторов может отнять львиную долю времени начинающих предпринимателей. Но не допускайте этого. Существует множество других задач, которые вам, как основателю стартапа, необходимо сделать.

К сожалению, для большинства начинающих стартаперов сбор средств — необходимое зло, ведь вы не сможете выстроить то, что хотите, без денег. Но не позволяйте фандрайзингу занять все ваше время.

Другой совет по этой теме — собирайте деньги, когда можете, а не когда вам это нужно. Привлечение денег в последний момент — всегда очень напряженный и нервный процесс. Да, так вам, вероятно, придется потратить больше времени, но вы испытаете куда меньше давления.

4. Не привлекайте слишком много денег

Если вы привлечете слишком много денег до того, как разработаете минимально жизнеспособный продукт, то не сможете четко понять, на что потратить средства. Кроме того, начинающие предприниматели часто полагают, что собранные деньги равны интересу общества к проекту и его успеху в будущем. Не стоит делать опрометчивых выводов.

Только то, что вы смогли собрать деньги, не означает, что кто-то купит ваш продукт. Только то, что вы смогли собрать деньги, не означает, что ваш продукт сможет зарабатывать на открытом рынке.

Признайте, что финансирование должно прийти в нужное время, и не предполагайте, что сумма привлеченных средств — это маркер успеха.

5. Планируйте бюджет консервативно

Получив средства для запуска стартапа, вы можете подумать, что деньги у вас теперь будут всегда. Но стартапы всегда требуют больше, чем кажется основателям. Множество проблем всплывают в процессе, что требует больше затрат, чем предполагалось.

Всегда закладывайте консервативный бюджет — тогда форс-мажорные обстоятельства не удивят вас.

6. Создавайте продукт для клиентов

Запуская Kissmetrics, Нил совершил ошибку, свойственную многим основателям. Он создал продукт, который хотел сам. Звучит странно, но это действительно ошибка.

Создавайте продукт для клиентов, а не для себя. Большинство стартапов терпят крах. Поэтому вы должны быть уверены в успехе компании у клиентов прежде чем отправитесь в такой долгий и опасный путь.

Кто покупает ваш продукт и приносит вам доход? Клиенты, а не вы. Легко попасть в ловушку, создавая продукт для себя, при этом думая, что рынок в нем нуждается. Такое бывает часто.

В Kissmetrics Нил потратил год на создание продукта, который анализирует данные лучше, чем Google Analytics. Это был продукт, который хотел Нил, поэтому он создал его. Поскольку продукт должен был стать (и стал) более качественным, чем Google Analytics, Нил предположил, что люди охотно подпишутся на небольшую ежемесячную плату за его использование. И конечно, он ошибся. Клиенты не покупали продукт. Google Analytics был хуже, но все же достаточно хорош для бесплатного инструмента. Зачем платить за что-то еще?

Нил потратил год на создание продукта, который никто не захотел. Третья версия минимально жизнеспособного продукта Kissmetrics заняла 30 дней. И только она сработала. Поэтому не тратьте время на создание продукта, который никто не купит, только потому, что вам нравится ваша идея.

7. Убедитесь, что ваши клиенты существуют

Убедившись, что не создаете продукт только для себя, удостоверьтесь, что покупатели на ваш продукт существуют. Опять же, не создавайте то, чего никто не купит. Ваш продукт должен соответствовать потребностям рынка. Отсутствие такого соответствия — одна из самых распространенных причин краха стартапов.

Причем даже интерес клиентов к продукту на ранней стадии не означает, что они его купят. Заинтересованность клиентов не обещает, что они потратят деньги на ваш продукт. Не приравнивайте следующие показатели к будущему успеху бизнеса:

  • Регистрации по email;
  • Регистрации на фри-триал;
  • Клиентский интерес по сегментам.

То, что люди выражают заинтересованность идеей, не означает, что они потратят на нее свои деньги. Будьте крайне осторожны и задавайте конкретные вопросы при исследовании рынка и оценке клиентского интереса к продукту.

Удостоверьтесь, что заинтересованные люди уже готовы достать кошелек, а не просто подписались на бесплатную версию.

8. Исключите эмоции

Еще один урок, который Нил вынес из запуска многих бизнесов и работы со многими сооснователями — при принятии решений стоит забывать про эмоции. Ваши эмоции могут сильно влиять на принимаемые решения, что вредит их рациональности.

Если вам нужно принять решение, но вы чувствуете, что эмоции переполняют вас, возьмите время и хорошо все обдумайте. Рационально рассмотрите проблему и примите решение спокойно. Это может занять несколько часов или даже несколько дней — ничего страшного.

Хорошо обдумывая проблемы, вы не только увидите их более объективно, но и получите более широкую картину. Исключение эмоций также поможет вам не сжигать мосты. Пылающие мосты еще никому не помогали.

9. Соблюдайте баланс между продуктом, бизнесом и финансами

Основание стартапа — это постоянный поиск баланса. Вы должны отыскать баланс между созданием своего продукта,привлечением капитала и построением функционального бизнеса, который, в конечном итоге, принесет прибыль. Многие основатели допускают ошибку, уделяя слишком много времени одному из этих аспектов, в ущерб двум другим.

Нормально, если вы, как основатель, стремитесь сосредоточиться на одном аспекте бизнеса — особенно когда у вас есть партнеры и сотрудники, которые могут взять на себя другие стороны. Для многих основателей важнейший аспект — идея продукта. В технологическом мире у большинства основателей есть отличная идея софта, но часто полностью отсутствует бизнес-чувство.

Это случилось и с Нилом. Он запустил компанию и потратил много времени на создание идеального продукта. Но создав идеальный продукт, он понял, что забыл про привлечение финансирования и мониторинг рынка — интерес аудитории к продукту стремился к нулю.

Убедитесь, что вы в состоянии балансировать между всеми аспектами запуска стартапа или нанять партнеров, которые смогут сосредоточиться на моментах, в которых вы не так хороши.

10. Привлеките лояльных сотрудников

Молодые стартапы обычно не располагают лишними деньгами. Это означает, что многие стартапы склонны жертвовать наймом нужного сотрудника в пользу того, кто запросит низкую цену. Это ошибка. Стартапам нужны не дешевые, а лояльные сотрудники, нужна страсть. Поэтому важно убедиться, что вы нанимаете людей, которые увлечены идеей и готовы работать с вами долго.

Нил помог запустить стартап под названием Fruitcast, предложив ему финансирование. Компания запустилась ярко и все говорило о том, что у них есть шанс на успех. Fruitcast предлагал рекламу для подкастов с оплатой за прослушивание. Стартап запускался во времена взрывной популярности подкастов и эта технология действительно могла заинтересовать клиентов.

Потом Нил предложил основателю выкупить компанию. Но основатель не захотел этого. Он не пожелал заниматься своим проектом все время и принять все риски.

Он не был достаточно страстным. Именно поэтому вам важно нанимать лояльных сотрудников. Когда Нил получил групповой иск от сооснователя, никто из его сотрудников не ушел из компании.

11. Продавайте компанию, когда сможете

Еще один важный урок, усвоенный Нилом. Один из его первых стартапов, CrazyEgg, получил предложение о покупке за 6 миллионов долларов. Нил отклонил предложение, потому что хотел 10 миллионов. А компания, пожелавшая купить CrazyEgg, стоила 100 миллионов и Нил знал, что они могут себе это позволить. Поэтому он отказался, надеясь на большее.

Но это было ошибкой. Продавайте компанию, когда сможете, потому что цена может внезапно упасть. Нил упустил хорошее предложение — не повторяйте его ошибок.

12. Будьте аккуратны с тем, кому доверяете права

Финансирование и инвестиции ограничены для большинства стартапов, поэтому общий резерв — это доверие. Но со временем Нил понял, что нужно быть осторожным с тем, кому вы доверяете и сколько прав им передаете.

Если у вас есть разногласия с кем-то, у кого есть право управления, вам придется либо найти соглашение, либо позволить этому человеку продолжить принимать решения в компании, либо выкупить его права.

Выкуп доли плохих партнеров может быть очень дорогостоящим процессом, как понял Нил, работая над CrazyEgg. Убедитесь, что действительно уверены в тех, кому доверяете. Чем успешнее будет ваша компания, тем дороже обойдется вам выкуп акций партнеров.

13. Зарабатывать деньги — трудно

Деньги гораздо проще сэкономить, чем заработать. Вместо того чтобы постоянно рассчитывать на будущие доходы или новые раунды финансирования, начните экономить деньги. Существует много причин, которые могут помешать вам зарабатывать в мире стартапов.

Изучите, сколько вы тратите и на что вы расходуете ресурсы, а затем начните экономить, а не тратить деньги.

Когда Ник начал зарабатывать хорошие деньги, у него возникло естественное желание больше тратить. Он решил купить Maserati. Но в салоне ему отказали, потому что у Ника не было кредитной истории. А он даже не знал, что это такое.

Но это лучшее, что могло с ним случиться — потому что это событие научило Ника осознанно расходовать деньги и экономить, даже когда доходы позволяют жить на широкую ногу.

Плохие времена настают неожиданно. Экономьте в хорошие времена, чтобы легче переносить плохие.

14. Полюбите критику

Начиная первый бизнес, Нил был наивен, как ребенок, и ненавидел критику. Нил считал, что если кто-то не согласен с ним, то этот кто-то неправ. Частая критика и разногласия сделали Нила высокомерным. Но с возрастом он понял, насколько полезной бывает конструктивная критика.

С тех пор Нил полюбил обратную связь и всегда ее ищет. Он обнаружил, что может расти гораздо быстрее и работать лучше, когда получает честные отзывы. Это также показало Нилу, что каждый может научить его чему-то важному и что учиться нужно всегда.

Всем начинающим предпринимателям стоит учиться позитивно воспринимать критику. Так вы будете постоянно узнавать о себе что-то новое.

15. Вы действительно решаете проблему?

Убедившись, что покупатели вашего продукт существуют, нужно удостовериться, что вы действительно решаете проблемы аудитории и что эти проблемы на самом деле существуют.

Даже если клиенты уверяют, что ваш продукт полезен для них, в итоге они могут отказаться покупать его и использовать в решении своих проблем. К тому же, люди склонны избегать проблем, а не решать их — если проблема не причиняет физическую боль.

И помните — люди часто переоценивают свое поведение в будущем. Они могут искренне верить, что станут использовать ваш продукт — но когда дойдет до дела, все изменится.

Вывод

С каждым бизнесом, который запускал Нил, он узнавал что-то новое. Причем из провалов он вынес даже больше пользы. Но ключевой совет из описанных в этой статье — слушайте обратную связь. Это особенно трудно, когда вы запускаете компанию первый раз. Ведь считается, что основатель стартапа должен быть смелым, уверенным в себе и решительным. Тем не менее, старайтесь сохранить способность прислушиваться к другим. Вы будете поражены тем, сколь многому научат вас окружающие.

Высоких вам конверсий! 

По материалам: neilpatel.comИсточник картинки: mikeprasad

6 октября 2017

Практический online-курс

blog comments powered by Disqus
copyright © 2011–2017 by LPgenerator LLC. Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "ЛПгенератор".