Как и многие другие успешные предприниматели, Ричард Брэнсон (Richard Charles Nicholas Branson) всегда предпочитал творческий подход к бизнесу, видел реально существующие проблемы и находил способы их решения. Однако в отличие от большинства своих коллег по «предпринимательскому цеху», Брэнсон осуществил множество бизнес-проектов, относящихся к самым различным областям человеческой жизнедеятельности: за сорок с лишним лет предпринимательской активности он создал более 100 брендов.
В новом посте мы предлагаем читателям нашего блога прикоснуться к этой «сокровищнице предпринимательской мудрости» и получить нестандартные уроки бизнеса.
Начало бизнес-проекта
Вызов сложившемуся порядку вещей – нарушение статус-кво
Не бойтесь бросать вызов общепринятой точке зрения, и поощряйте сотрудников компании делать то же самое. Пытайтесь смотреть на все, что вы делаете, с точки зрения клиента.
Вот пример совершенно уникального подхода, продемонстрированного сотрудниками Virgin Group, конгломерата компаний, основанного Ричардом Брэнсоном: все британские филиалы банка Virgin Money по своему внутреннему убранству больше напоминают уютные гостиные, нежели банковские офисы.
Филиал банка Virgin Money в Манчестере (Великобритания)
Приносите в окружающий мир новые ценности
Брэнсон говорит, что начинает новый бизнес только в том случае, если уверен, что этот проект улучшит жизнь людей. Так, толчком к основанию авиакомпании Virgin Atlantic послужило недовольство Брэнсона уровнем обслуживания пассажиров на авиалиниях British Airways. Концепция, лежащая в основе деятельности Virgin Atlantic, была сформулирована лично Брэнсоном, взглянувшим на процесс авиаперевозок с точки зрения рядового участника воздушного рейса, и звучит она так: «максимум внимания каждому пассажиру любого рейса».
Важно, чтобы вы были увлечены проектом: Брэнсон был страстно заинтересован в создании авиакомпании «с человеческим лицом» и потратил много времени, вникая в детали новой для него отрасли – лично ведал наймом пилотов и обслуживающего персонала, занимался выбором и покупкой самолетов, и его усилия были не напрасными – он создал жизнеспособный высококонкурентный бизнес, успешно действующий на рынке, казалось бы, давным-давно было поделенном между старыми игроками.
Пусть ваши слова будут простыми и понятными (для стартаперов)
Выступая перед инвесторами, старайтесь излагать суть проекта простым, ясным и запоминающимся языком. Как огня избегайте речевых оборотов, свидетельствующих о неуверенности в собственных силах, таких как «мы надеемся, что…» или «при благоприятном стечении обстоятельств».
«Это жизненно важно – уметь представить четкий и краткий план, такой, чтобы его могли понять инвесторы, не просто понять, но и передать его смысл своей собственной команде. Поэтому при первой встрече избегайте использования сложных презентаций, перенасыщенных цифрами».
Брэнсон также советует предпринимателям дать инвесторам четкое объяснение того, почему совместный бизнес будет устойчивым при любых изменениях и сдвигах, происходящих в данной рыночной области: «Ничто не остается неизменным навсегда, так что объясните, как вы планируете реагировать на неизбежные технологические изменения и колебания рынка, затрагивающие вашу маркетинговую нишу».
Мотивируйте сами себя
«Вы должны мотивировать себя на то, чтобы сосредоточить все усилия на решении стоящих перед вами задач. Тогда вы сможете структурировать работу – возможно, путем делегирования некоторых функций и обязанностей кому-то еще – и сможете тратить столько времени, сколько нужно на то, чтобы прилагаемые усилия способствовали росту и укреплению компании».
Брэнсон всегда считал, что деньги сами по себе не могут быть основной мотивацией для создания нового бизнеса:
«Прежде всего вы должны работать над созданием бизнеса, которым сможете гордиться. Таков был мой стимул во все времена – от издания журнала Student до сегодняшних новейших стартапов. Я никогда не начинал ни одно дело только ради получения денег. Если прибыль – ваш единственный мотив, то, как я думаю, вам лучше заниматься чем-то другим».
И еще совет: «Как только вы определитесь с собственными мотивами и устремлениями, поговорите на эту тему с коллегами и сотрудниками, если вы еще этого не делали».
Мечтайте о большем
Первая книга Брэнсона «Теряя невинность» (Losing My Virginity,1998) первоначально планировалась к выпуску под названием «Говоря о том, что впереди». После всех прошедших лет Брэнсон по-прежнему предпочитает говорить «о том, что впереди»:
«Я иногда думаю о том, что в жизни должна быть большая мечта, настраивающая вас на решение, казалось бы, невыполнимых задач. Вы можете сделать то, что другие люди считают невозможным, только если установите перед собой цели, кажущиеся недостижимыми. Вот, например, совершить перелет из Нью-Йорка в Австралию за два часа. Сможем ли мы осуществить такую мечту? Я решил попробовать, поскольку если вы не мечтаете, то ничего не происходит».
Первый год вашего бизнеса: главное – выжить
«На первом году жизни у компании должна быть только одна цель – просто выжить, что потребует от вас приложения всех сил и средств».
Инвесторы – больше, чем просто деньги
При рассмотрении кандидатур инвесторов, Брэнсон предлагает вам спросить у самих себя: «Предоставит ли этот инвестор или группа инвесторов пространство и время для построения большого бизнеса?».
Диктаторские наклонности финансового партнера могут разрушить предпринимательский энтузиазм, поэтому убедитесь, что ваш инвестор – это тот, кто позволит вам строить компанию, не учиняя допроса с пристрастием по поводу каждого принятого решения.
5 советов для успеха
В своем посте в социальной сети LinkedIn Брэнсон дает предпринимателям уроки бизнеса для начинающих:
- Слушайте больше, чем говорите.
- Пусть все будет как можно проще.
- Гордитесь своей работой.
- Получайте удовольствие от работы, за этим последует успех.
- Потерпев неудачу, хорошо отдохните и начинайте все заново – не позволяйте поражениям приводить вас к мысли о полной и окончательной капитуляции!
5 принципов, которым следует Брэнсон при запуске очередного бизнес-проекта
Этими принципами Брэнсон руководствовался при запуске издания Student и позднее при создании звукозаписывающего лейбла Virgin Music:
- Если вам что-то не нравится – не занимайтесь этим. Вы должны любить то, что делаете.
- Будьте новатором: создавайте то, что отличается от уже существующего.
- Ваши сотрудники – ваши лучшие активы. Счастливые сотрудники делают счастливыми ваших клиентов.
- Руководя, прислушивайтесь к чужому мнению: постоянно поддерживайте обратную связь с членами команды и клиентами.
- Будьте видимым: продвигайте компанию и ее предложения, помещая себя или другое высокопоставленное лицо в центр внимания.
4 совета, позволяющие избежать ошибок на старте
- Придерживайтесь цели – при объяснении своей идеи вы должны говорить просто и понятно. Как выражается по этому поводу сам Брэнсон: «Чем короче шаг – тем яснее видна цель».
- Будьте реалистичны в отношении расходов – не стоит недооценивать стоимость запуска бизнеса. Брэнсон вспоминает, что запуск авиакомпании JetBlue требовал начального капитала в $160 000 000, что противоречило здравому смыслу и общепринятым правилам ведения бизнеса. Однако владельцы и инвесторы собрали эту сумму, что стало залогом к одному из самых успешных стартов авиакомпаний в истории. JetBlue начала приносить прибыль уже через шесть месяцев после первых полетов.
- Берите на работу нужных вам специалистов, а не тех, кто вам нравится – существует такая поведенческая закономерность: работодатели охотнее нанимают тех, кто им по-человечески симпатичен, нежели компетентных профессионалов. Брэнсон советует предпринимателям отказаться от найма знакомых: если они не будут работать так, как от них требуется, друзей уволить будет сложнее психологически.
- Знайте, когда сказать «до свидания» – и когда отойти от роли генерального директора. Это не означает, что вы должны повернуться к бизнесу спиной – просто вы можете попробовать себя в новом качестве, позволяющем уделять больше внимания собственно воплощению бизнес-идеи в жизнь.
Вы начали ваш бизнес
Все дело в деталях
Как говорит Брэнсон: «Я часто сравниваю создание бизнеса с написанием картины: у вас есть чистый холст и вы заполняете его, пытаясь изобразить самую мелкую деталь правильно».
Брэнсон советует предпринимателям постоянно записывать все приходящие в голову замечания и идеи – это один из уроков малого бизнеса. Сам Брэнсон во время авиаперелетов на самолетах компании Virgin составляет заметки, касающиеся всех окружающих деталей – от вкуса еды до оттенка и чистоты ковров в салоне самолета.
Пропустить презентацию в PowerPoint и перейти к разговору
Брэнсон не любит PowerPoint, объясняя это так: «Я верю в личные переговоры и в контакт между глазами собеседников». Это не удивительно, учитывая, насколько хорошо Брэнсон умеет общаться с людьми. В конечном счете презентации в PowerPoint должны лишь подталкивать стороны к началу переговоров, затрагивая основные моменты предстоящей сделки.
Уметь отвлекаться от работы
Проводить время вдали от работы, в кругу семьи и друзей – это очень важно, поскольку, по словам Брэнсона: «умение отвлечься от работы помогает взглянуть на бросаемые вам судьбой вызовы в перспективе». И разумеется, хороший отдых всегда благотворно влияет на производительность.
Не судите себя слишком строго
Брэнсон советует не воспринимать себя слишком серьезно, чаще улыбаться и никогда не считать неудачу в бизнесе трагедией: «Юмор, по моему мнению, есть очень важная часть построения бизнеса – не принимайте себя слишком серьезно и чаще проявляйте чувство юмора».
Не забывайте, что любая компания – это прежде всего люди
Самое важное, о чем нужно помнить при руководстве компанией, можно сформулировать так:
«Любая компания является просто группой людей. Вы, как лидер, должны быть внимательным слушателем, отличным мотиватором и уметь хвалить людей, отыскивать в них лучшее. Умение ценить – критически важный атрибут настоящего лидера».
5 советов для успеха
Бизнес уроки для предпринимательского успеха, которые Брэнсон представил на открытом интернет-форуме American Express:
- Ищите хороших людей.
- Поймите, что ваши сотрудники – это и есть ваш бизнес.
- Всегда обращайте внимание на лучших сотрудников. Будьте щедры на похвалы и скупы на критику.
- Не воспринимайте себя слишком серьезно.
- Просто сделайте это.
О найме на работу
Кого искать
Брэнсон уверяет, что при найме работников нужно нанимать тех, кто:
- умнее, чем вы;
- разделяют ваше мировоззрение, стремления и ценности;
- дружелюбны и стремятся получать удовольствие от работы, жизни, общения;
- мотивированы на достижение успеха;
- способны рассматривать свою работу как миссию.
Проявляйте заботу о людях
Проявляйте заботу о ваших сотрудниках и не мешайте им делать карьеру.
«Если ваши лучшие люди не растут в карьере, в то время как ваш бизнес их усилиями крепнет и расширяется, они быстро потеряют энтузиазм, некогда испытываемый ранее».
Не нанимайте людей, которые ищут только деньги
«За более чем 40 лет занятий бизнесом, я почувствовал, что одной из моих важнейших задач является привлечение и мотивация великих людей, которые искренне считают, что их работа является чем-то более важным, чем просто зарабатывание денег».
- 5 уроков Google для стартапера, или Учимся на ошибках гигантов
- Уроки для стартаперов от Марка Цукерберга
И еще цитата на эту тему:
«Если вы проводите большую часть жизни на работе, она не должна быть тяжелой, а скорее веселой. Если вы оператор службы технической поддержки, вы должны чувствовать, что вас ценят вровень с управляющим компанией. Люди очень редко увольняются только потому, что им недостаточно хорошо платят. Основная причина увольнений кроется в следующем: ваш работник придумал нечто новое, но его никто не хочет слушать, его никто не ценит, на него смотрят как на пустое место, и, наконец, он начинает думать: «Довольно, хватит впустую тратить свою жизнь, пойду-ка я в другое место и займусь чем-нибудь еще!».
Вместо заключения
Главный урок успешного бизнеса от великого предпринимателя, мультимиллионера сэра Ричарда Брэнсона звучит так:
Найдите маркетинговую нишу, в которой клиенты ощущают какой-то дефицит, и создайте свой бизнес, глядя на него «с точки зрения клиента». Постарайтесь изменить жизнь людей к лучшему. Сделайте так, чтобы ваше предложение захотели купить. Учитесь искусству делить обязанности с командой. Получайте удовольствие от работы, не бойтесь делать ошибки и не принимайте себя слишком серьезно!
Высоких вам конверсий!
По материалам: blog.kissmetrics.com